Особенности этики и этикета поведения менеджера по персоналу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:28, реферат

Описание работы

Очень важно в работе менеджера придерживаться этических (моральных) принципов, соблюдать профессиональную этику и этикет.
Данная тема является очень актуальной на сегодняшний день, т.к важна моральная и этическая сторона деятельности руководителей (менеджеров). И на это имеется ряд причин

Содержание работы

Введение
1. История возникновения и развития этики менеджмента 5
2. Основные принципы этики менеджмента и деловых отношений 6
3. Сущность этики деловых отношений 7
4. Этический минимум для менеджера 9
5. Особенности этики менеджеров разных стран 10
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

особенности этики и этикета (введение в профессию).docx

— 33.78 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Уральский  Государственный Университет Путей  Сообщения»

 

 

 

Кафедра «Управление персоналом и социология»

 

 

 

Реферат на тему:

«Особенности этики и этикета поведения

менеджера по персоналу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Ассистент.

Окунева Т.В.

 

Выполнил:

Ст.гр. УП-122

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание

 

 

Введение

  1. История возникновения и развития этики менеджмента5
  2. Основные принципы этики менеджмента и деловых отношений6
  3. Сущность этики деловых отношений7
  4. Этический минимум для менеджера9
  5. Особенности этики менеджеров разных стран 10

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении всей истории человечества общество делилось на тех, кто управляет и тех, кем управляют. Но до начала ХХ века люди мало задумывались о самом понятии «управление, используя интуицию, на которую опирались руководя людьми (подчиненными).

Только с начала ХХ века управление начинает отделяться и развиваться как отдельная наука, название которой - менеджмент.

Внимание, главным образом, уделяется тому, как менеджер (руководитель) должен управлять своими подчиненными, что бы предприятие было успешным и работало эффективно, т.к. современное общество показывает, что предприятие будет наиболее успешно при умелом и грамотном руководстве. Также надо помнить, что организация должна представлять собой единое целое, и если работа менеджера не будет организована правильно, то он не сможет работать эффективно, а это, естественно, скажется на работе организации в целом.

Следовательно, менеджер должен правильно планировать и организовывать свою работу.

Объектом изучения данной работы явилась этика менеджмента, а предметом менеджер (предприниматель, руководитель, любой другой деловой человек), который опирается на некоторую систему идеалов, чтобы достичь поставленной цели. Основывается на нравственных принципах, определенных правилах поведения как на предприятии, так и вне его. Также базируется на правовых критериях, устанавливающихся законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах.

Очень важно в работе менеджера придерживаться этических (моральных) принципов, соблюдать профессиональную этику и этикет.

Данная тема является очень актуальной на сегодняшний день, т.к важна моральная и этическая сторона деятельности руководителей (менеджеров). И на это имеется ряд причин – это и будет являться главной задачей данной работы.

Цель:

      1. Выяснить происхождение профессиональной этики.
      2. Выявление основных принципов этики менеджера, его моральных принципов, а так же делового этикета.
      3. Проанализировать  особенности этики менеджеров других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения и развития этики менеджмента

 

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

 

 

Основные принципы этики менеджмента и деловых отношений

 

Принципами этики менеджмента, в обобщенном виде можно назвать выражение всех нравственных требований, которые были выработаны в сознании человека и общества в целом.

Эти требования указывают на нормы поведения человека, участвующего в деловых отношениях.

В основу современной этики менеджмента входят 3 основных положения, являющихся наиболее важными, с точки зрения ученых:

  • Создание материальных ценностей рассматривается как важный процесс развития;
  • Вся прибыль (а также другие доходы производства) – результата достижения поставленных целей, являющихся общественно значимыми;
  • При разрешении проблем, которые возникают между людьми в деловом мире, на первом месте стоят межличностные отношения, и только потом производство продукции.

 

10 принципов делового поведения  были сформулированы в работе  Л. Хосмера, американского социолога:

  1. Никогда не делать того, что не входит в твои долгосрочные интересы, или в интересы твоей компании;
  2. Никогда не делать того, о чем нельзя будет потом сказать;
  3. Никогда не делай того, что не будет способствовать развитию взаимопомощи и поддержки в коллективе;
  4. Никогда не нарушать закон, т.к. закон- это основные моральные нормы современного общества;
  5. Никогда не делать того, что будет вредно для общества, в котором ты живешь;
  6. Никогда не делать того, что сам никогда не посоветуешь;
  7. Никогда не делать того, что может ограничить права и свободы другого;
  8. Никогда не делай того, что может повредить слабым;
  9. Никогда не делай того, что может препятствовать саморазвитию и самореализации другого человека;
  10. Всегда поступать так, чтобы увеличить прибыль предприятия, не выходя за рамки закона.

 

Все эти принципы в той или иной мере присутствуют в различных странах и их культуре делового общения. Целью мирового общества сейчас становится намерение приблизиться к идеальному типу отношений, в том числе и деловых, которые будут основаны на морально - этических принципах, их торжестве.

 

Сущность этики деловых отношений

 

Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.

Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание.

Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и пр.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело в данной организации в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться взаимоотношения.

Использование норм и правил этики деловых отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека, а также отработаны в процессе систематического тренинга.

Этика включает в себя систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на ошибках правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.

Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет этика приветствия, рукопожатия и представление человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.

 

Этический минимум для менеджера

 

Основоположник школы «научного менеджмента» Анри Файоль

(1841–1925) в фундаментальной работе «Общее  и промышленное управление» (1916) писал: «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Гениальный менеджер XX в. Ли Якокка об этом сказал так: «Управлять —

значит настраивать других людей на совместный труд для достижения общей цели».

Этика — не только философская наука, но и важнейший ресурс

эффективного управления. Этику можно рассматривать как систему

социально одобряемых норм, правил поведения, направленных на регулирование человеческих взаимоотношений, выживание и развитие

социума.

Этика управления — это:

    • Культура управления людьми в организации, обеспечивающая возможность достижения корпоративных целей, на основе уважения человеческого достоинства и содействия общественному благу;
    • Технологичное этическое знание, опредмеченное в программах, проектах, этических кодексах, нормах, эталонах, стандартах, экспертных заключениях, этических комитетах и других видах практической деятельности, основанных на моральном выборе решений и поступков.

 

Принципы этики управления обязывают менеджера соблюдать

общечеловеческие нормы поведения, культурные традиции, а также

корпоративные и профессиональные кодексы чести, нормы субординационной этики. Этика управления включает культуру взаимоотношений между руководителями и подчиненными, базирующуюся на принципах честности, справедливости, ответственности, долге, уважении достоинства, корпоративной и человеческой солидарности, лояльности и порядочности.

 

Особенности этики менеджеров разных стран

 

Сегодня очень многие фирмы имеют иностранных партнеров. Поэтому следует большое внимание уделять особенностям поведения в других странах. Как правило, стили общения со временем адаптируются, но основные отличия все же надо учитывать. Ниже приведены основные стили и типы поведения:

 

Американский стиль поведения.

Американцы – это люди, которым всегда и везде надо быть первыми. Они стремятся достичь и воплотить в жизнь «американскую мечту». Начиная с нуля, отдают работе все: время, деньги, силы, не жалея себя. Американцы, в большинстве своем, оптимисты, что делает общение с ними легче.

Основная цель – сделать как можно больше денег за как можно меньший отрезок времени. Для них характерно дружелюбие, энергичность, оптимизм. Ставят цели и добиваются их.

 

Французский стиль поведения.

Французы не любят молчаливых людей. Они осторожны в деловых делах. Не принимают решения второпях. Плохо умеют работать в команде, т.к. индивидуалисты. Являясь знатоками высокой моды, много внимания уделяют внешности.

Информация о работе Особенности этики и этикета поведения менеджера по персоналу