Особенности морали представителей криминальной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 18:19, реферат

Описание работы

Реально проследить влияние криминальной субкультуры можно даже через появление терминов «блатной речи» в повседневном общении. «Блатной» жаргон все больше и больше в нем используется и уже не является чем-то удивительным.
Влияние криминальной субкультуры на деформацию морального облика личности в обществе прослеживается также из-за наличия распространенного звучания тюремной лирики, в которой освещается определенного рода «романтизм» криминальной жизни. Кроме этого, криминальная субкультура негативно влияет на увеличение преступности несовершеннолетних, поскольку лица молодого возраста более склонны к подражанию чего-то недозволенного или запретного.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………. …………3
I. Понятие и сущность морали. Структура морали представителей криминальной среды…5
1.1 Понятие и сущность морали……………………………………………………………....5
1.2 Структура морали представителей криминальной среды……………………………...10
II.Социально-психологический климат криминальной среды. Двойные моральные нормы…………………………………………………………………………………………….13
2.1 Социально-психологический климат криминальной среды……………………………13
2.2 Двойные моральные нормы, этические категории в обществе и криминальной среде……………………………………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………………………21
Литература……………………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Moskovsky_universitet_Ministerstva_vnutrennikh.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     РЕФЕРАТ

 

 

По дисциплине

«Профессиональная этика и служебный этикет»

 

 

На тему:

«Особенности морали представителей криминальной среды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: курсант 113 уч. взвода,

рядовой полиции

Пенькова Т.В.

 

Проверил:

заместитель начальника кафедры 
    профессиональной  этики  и  эстетической  культуры 
подполковник полиции 
Кушнаренко И.А. 

 

 

 

 

                                                                                      2014 г.

 

 

Содержание 
 
 
Введение………………………………………………………………………………. …………3 
I. Понятие и сущность морали. Структура морали представителей криминальной среды…5 
   1.1 Понятие и сущность морали……………………………………………………………....5 
   1.2 Структура морали представителей криминальной среды……………………………...10 
II.Социально-психологический климат криминальной среды. Двойные моральные нормы…………………………………………………………………………………………….13 
   2.1 Социально-психологический климат криминальной среды……………………………13

   2.2 Двойные моральные нормы, этические категории в обществе и криминальной среде……………………………………………………………………………………………...16 
Заключение………………………………………………………………………………………21 
Литература……………………………………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Криминальная среда и её «теневые» структуры активно приобретают более высокий профессионализм и организованность, многоцелевую и крупномасштабную ориентацию, проникают во все сферы общественной жизни: экономику, политику, культуру. И соответственно оказывают значительное влияние на общественное сознание и поведение людей. Данные тенденции свидетельствуют о процессе институционализации преступности, укреплении её социального статуса.  
Криминализация российского общества явилась результатом действия целостной системы факторов, охватывающей практически все сферы общества. В ходе этого процесса изменяются традиционные системы ценностей и эталоны социальных оценок, модальным типом личности становится жестокий, преуспевающий, изворотливый, состоятельный молодой человек. Такие качества, как честность, порядочность, интеллигентность, образованность и культурность оказались не только не престижными, но и презираемыми значительной частью людей. 
С понимания аморальности любого правонарушения следует практически важный вывод: если не знаете требований закона, сомневаетесь в правомерности своего поведения, то оцените ее с точки зрения моральных норм, принципов и правил. 
Причиной избрания данной темы работы является обеспокоенность общества и правоохранительных органов по поводу дальнейшего распространения криминальной субкультуры, поскольку огромное количество атрибутов преступного мира с легкостью проникли в мир обычных людей. Реально проследить влияние криминальной субкультуры можно даже через появление терминов «блатной речи» в повседневном общении. «Блатной» жаргон все больше и больше в нем используется и уже не является чем-то удивительным. 
Влияние криминальной субкультуры на деформацию морального облика личности в обществе прослеживается также из-за наличия распространенного звучания тюремной лирики, в которой освещается определенного рода «романтизм» криминальной жизни. Кроме этого, криминальная субкультура негативно влияет на увеличение преступности несовершеннолетних, поскольку лица молодого возраста более склонны к подражанию чего-то недозволенного или запретного. 
Объектом данной работы является понятие морали обычного человека и представителя криминальной среды, основы социально-психологического климата криминальной среды, двойные моральные нормы и их трактовка криминальной субкультурой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Понятие и сущность морали. Структура морали представителей криминальной среды. 
 
1.1.Понятие и сущность морали. 
 
Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова – закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.  
Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.  
Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов, то, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же и возникает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.  
Сфера деятельности морали широка, но, тем не менее, богатство человеческих отношений можно свести к отношениям: 
индивида и общества; 
индивида и коллектива; 
коллектива и общества; 
коллектива и коллектива; 
человека и человека; 
человека к самому себе. 
Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида «исторической тенденции». Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.  
Бесцельно искать точное определение сущности морали, это безуспешно пытались сделать еще в древности. Можно лишь обозначить основной каркас понятий, которые «складывают» эту науку:  
•        Моральная деятельность - важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры. Поступок в свою очередь содержит три компонента:

1.      Мотив - нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация, - совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе, индивида совершающего поступок. Например, ...Два приятеля, работники Кислородного завода, сидели у испарителя. Стояло жаркое лето. Один из них сказал: "Хорошо бы сейчас охладиться!". Другой быстро отвернул заслонку, в результате чего сказавший, был заживо заморожен, вырвавшимися парами кислорода ...

Казалось бы, в данном случае нет прямых побуждений к совершению преступления, и здесь преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия. Здесь мотивация, является на первый взгляд, неадекватной совершенному деянию. Это деяние, скорее можно назвать безмотивным, однако "свернутость мотива", его ситуативная обусловленность не означает его отсутствия. В данном импульсном действии не было преступной цели и соответствующего мотива, но здесь сработала стереотипная готовность действовать легкомысленно, бездумно, под влиянием отдельных изолированных представлений ...

2.      Результат - материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.

3.      Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека, людей, коллектива, общества и т.д.

Следовательно, поступок это не всякое действие, но действие субъективно мотивированное.

•        Моральные (нравственные) отношения - отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться, и которые имеют для индивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права.

•        Моральное сознание - включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность, и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксеологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность, намерения - эти категории в вопросах этики имеют первостепенное значение. Аристотель, впервые в европейской этике всесторонне рассмотрел понятие "намерение", понимал его именно как основание добродетели и сознательно противопоставлял, отличал от воли и представления. Намерение не имеет дело с тем, что невозможно осуществить, а направлено на то, что во власти человека, оно касается средств достижения цели (нельзя сказать: я намереваюсь быть блаженным) в отличие от воли вообще, которая может иметь дело с невозможным (желание бессмертия, например), и направлять на то, что вне нашей власти (желание победы тому или иному атлету в соревновании), касается целей человека. Рациональное зерно мысли Аристотеля, согласно которой намерение касается средств, а воля - целей человеческой деятельности, состоит в том, что содержанием намерения могут быть, как правило, цели осуществимые, реальные, взятые в единстве со средствами их достижения. Намерение также не есть представление. Первое всегда практически ориентировано, выделяет в мире только то, что во власти человека, второе простирается на все: и на вечное, и на невозможное; первое различается добром и злом, второе - истинностью и ложностью; первое есть указание к действию, говорит о том, чего добиваться и чего избегать, что делать с предметом; второе анализирует, что такое сам предмет и чем он полезен; первое хвалят, когда оно сообразуется с долгом, второе - когда оно истинно; первое касается того, что известно, второе того, что нам неизвестно. К тому же, завершает свою сравнительную характеристику Аристотель, лучшие намерения и лучшие представления встречаются не у одних и тех же людей. Собственный существенный признак намерения Аристотель усматривает в том, что ему предшествует предварительный выбор, взвешивание мотивов, под которыми он, прежде всего, понимает различную побуждающую роль разума и удовольствий: " Оно есть нечто, что избирается преимущественно перед другими". 
Из вышесказанного можно сделать вывод, что мораль – это специфическая форма общественного сознания, на практике утверждающая общественно необходимый тип поведения человека и служащая социальной основой его регуляции. Но, к сожалению, мораль в современной ситуации теряет свою роль , как социального регулятора, и принимает иное значение из-за элементов, плотно укоренившихся в ней и приобретенных от лиц, принадлежащих криминальной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Структура морали представителей криминальной среды. 
 
Криминальная мораль - техника совершения преступления, ухода от преследования, противодействия, девальвации правовых и нравственных ценностей. Обслуживая интересы представителей преступного мира, криминальная мораль неизбежно входит в противоречие с общепринятыми культурными ценностями. Это активное и повсеместное культивирование в общественное сознание образцов и норм поведения криминальной среды, насаждение элементов блатного творчества, пропаганда характерных для этой субкультуры способов решения проблем и выяснения отношений. Культивация преступного поведения в качестве ценного образца, точнее образца для подражания, стремление к удовлетворению своих потребностей любой ценой приводит к тому, что, сталкиваясь с социальными противоречиями и межличностными конфликтами, человек зачастую выбирает противоправные способы их разрешения. Важен тот факт, что криминальная мораль зачастую приводит к утрате человеком практически всех социальных ориентиров. Стоит отметить, что это вызывает в личности такие глубинные трансформации, что восприняв криминальную культуру, человек освобождается от социальных запретов. 
В качестве регуляторов поведения и взаимодействия преступников в их общностях выступают неформальные нормы («воровские законы»), обычаи (традиции) и ритуалы. Неформальные нормы выражают собой правила поведения в определенных ситуациях, обязанности и запреты. Они направлены на обеспечение власти криминальной элиты, конспирацию противоправной деятельности, пополнение рядов профессиональных преступников, придерживающихся «воровских законов», взаимопомощь, недопущение конфликтов в среде преступников и их рациональное разрешение, на оказание влияния на представителей правоохранительных органов, обеспечение организованности в противодействии им. В прежний период времени (до 90 годов, когда криминальная субкультура проявлялась достаточно выражено и оказывала существенное влияние на общности преступников, в их среде «действовали приведенные ниже неформальные обязанности и запреты.

В качестве основных обязанностей можно назвать следующие:

  • всегда и везде оказывать поддержку преступникам, относящимся с элитарной касте и по возможности представителям среднего слоя;
  • способствовать подчинению остальной массы преступников преступной элите;
  • препятствовать установлению администрацией исправительного учреждения или правоохранительными органами строгого правопорядка (допустимо подписывать жалобы на их действия);
  • стойко переносить наказания, давление работников правоохранитель - ных органов;
  • соблюдать обязательства и договоренности, поддерживать справедливость в отношениях;
  • платить за проигрыш в карты или другие азартные игры, добиваться возвращения долга;
  • вносить деньги в общую кассу («общак»), который должен использоваться на поддержку преступников, оказавшихся в сложном положении или осужденных, а также их семей;
  • склонять работников правоохранительных органов к неслужебным связям;
  • готовить молодое пополнение касты профессиональных преступников;
  • делиться информацией с авторитетными и другими преступниками, значимой для избежания ими уголовной ответственности, а также хранить тайну общего дела и преступной деятельности;
  • отвечать за свои слова и поступки, прежде всего за выдвигаемые обвинения и оскорбления других преступников (доказать их обоснованность), а также расправиться с тем, кто допустил незаслуженное обвинение или оскорбление («смыть кровью»);
  • давать объяснение своим поступкам на сборе представителей криминальной элиты (на «сходке»).

Основными запретами по «воровским законам» выступают:

  • сотрудничество с работниками правоохранительных органов в целях раскрытия преступлений и обеспечения правопорядка, недопустимо также давать и подписывать объяснения или обязательства правоохранительным органам;
  • выступать свидетелем или потерпевшим по уголовным делам;
  • допускать незаслуженное (недоказуемое) оскорбление или обвинение представителей элитной касты и несправедливо относиться к представителям среднего слоя («мужикам») и другим осужденным, допускать беспричинную расправу («беспредел»);
  • совершать недостойные преступления в виде изнасилования малолетних и несовершеннолетних, заниматься мужеложством в качестве пассивного партнера, воровать у преступников и др.;
  • скрывать нарушения «воровских законов» допущенные кем-либо из представителей элитной касты и обманывать их;
  • нарушать правила обращения с представителями низших каст (недопустимо сидеть с ними за одним столом, брать у них продукты и т.п.;
  • выполнять работы по уборке, коллективному самообслуживанию, благоустройству территории мест лишения свободы;
  • делиться информацией о жизни элиты с представителями других каст;
  • излишне транжирить на собственные нужды общие средства;
  • воровать у преступников любой касты;
  • объявлять себя без решения элиты криминальным авторитетом - «смотрящим», «положенцем», «вором в законе»;
  • допускать проявления слабости характера и др. 
     
    Также в криминальной среде существует ряд санкций за нарушение вышеизложенных запретов. К ряду основных и весьма популярных санкций относятся: 
    1) избиение 
    2) насилие - «парафин», «вафлерство» и т.п. 
    3) изгнание из группы 
    4) понижение статуса и положения  в группе 
    5) убийство.

II Социально-психологический климат криминальной среды. Двойные моральные нормы.

2.1 Социально-психологический климат  криминальной среды. 
 
Говоря об истоках морали криминальной среды, важно отметить не только социально-экономические, но и психологические факторы, в частности, механизмы самоутверждения, интеграции, психологической защиты. Криминальная субкультура — это все же культура меньшинства. Она вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, изолирует их в специальных учреждениях и тюрьмах. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не чувствовать отторгнутым, изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе людей, вырабатывают свою идеологию, противопоставляют себя законопослушному обществу («мы» — «они»).

Информация о работе Особенности морали представителей криминальной среды