Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 18:19, реферат
Реально проследить влияние криминальной субкультуры можно даже через появление терминов «блатной речи» в повседневном общении. «Блатной» жаргон все больше и больше в нем используется и уже не является чем-то удивительным.
Влияние криминальной субкультуры на деформацию морального облика личности в обществе прослеживается также из-за наличия распространенного звучания тюремной лирики, в которой освещается определенного рода «романтизм» криминальной жизни. Кроме этого, криминальная субкультура негативно влияет на увеличение преступности несовершеннолетних, поскольку лица молодого возраста более склонны к подражанию чего-то недозволенного или запретного.
Введение………………………………………………………………………………. …………3
I. Понятие и сущность морали. Структура морали представителей криминальной среды…5
1.1 Понятие и сущность морали……………………………………………………………....5
1.2 Структура морали представителей криминальной среды……………………………...10
II.Социально-психологический климат криминальной среды. Двойные моральные нормы…………………………………………………………………………………………….13
2.1 Социально-психологический климат криминальной среды……………………………13
2.2 Двойные моральные нормы, этические категории в обществе и криминальной среде……………………………………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………………………21
Литература……………………………………………………………………………………….23
Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя.
По дисциплине
«Профессиональная этика и служебный этикет»
На тему:
«Особенности морали представителей криминальной среды»
Выполнил: курсант 113 уч. взвода,
рядовой полиции
Пенькова Т.В.
Проверил:
заместитель начальника кафедры
профессиональной этики
и эстетической культуры
подполковник полиции
Кушнаренко И.А.
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Понятие и сущность морали. Структура
морали представителей криминальной среды…5
1.1 Понятие и сущность морали…………………………………………………………….
1.2 Структура морали представителей
криминальной среды……………………………...10
II.Социально-психологический климат криминальной
среды. Двойные моральные нормы…………………………………………………………………
2.1 Социально-психологический климат
криминальной среды……………………………13
2.2 Двойные моральные нормы, этические категории в обществе и криминальной
среде…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Криминальная среда и её «теневые» структуры
активно приобретают более высокий профессионализм
и организованность, многоцелевую и крупномасштабную
ориентацию, проникают во все сферы общественной
жизни: экономику, политику, культуру. И соответственно оказывают
значительное влияние на общественное
сознание и поведение людей. Данные тенденции
свидетельствуют о процессе институционализации
преступности, укреплении её социального
статуса.
Криминализация российского общества
явилась результатом действия целостной
системы факторов, охватывающей практически
все сферы общества. В ходе этого процесса
изменяются традиционные системы ценностей
и эталоны социальных оценок, модальным
типом личности становится жестокий, преуспевающий,
изворотливый, состоятельный молодой
человек. Такие качества, как честность,
порядочность, интеллигентность, образованность
и культурность оказались не только не
престижными, но и презираемыми значительной
частью людей.
С понимания аморальности любого правонарушения
следует практически важный вывод: если
не знаете требований закона, сомневаетесь
в правомерности своего поведения, то
оцените ее с точки зрения моральных норм,
принципов и правил.
Причиной избрания данной темы работы
является обеспокоенность общества и
правоохранительных органов по поводу
дальнейшего распространения криминальной
субкультуры, поскольку огромное количество
атрибутов преступного мира с легкостью
проникли в мир обычных людей. Реально
проследить влияние криминальной субкультуры
можно даже через появление терминов «блатной
речи» в повседневном общении. «Блатной»
жаргон все больше и больше в нем используется
и уже не является чем-то удивительным.
Влияние криминальной субкультуры на
деформацию морального облика личности
в обществе прослеживается также из-за
наличия распространенного звучания тюремной
лирики, в которой освещается определенного
рода «романтизм» криминальной жизни.
Кроме этого, криминальная субкультура
негативно влияет на увеличение преступности
несовершеннолетних, поскольку лица молодого
возраста более склонны к подражанию чего-то
недозволенного или запретного.
Объектом данной работы является понятие
морали обычного человека и представителя
криминальной среды, основы социально-психологического
климата криминальной среды, двойные моральные
нормы и их трактовка криминальной субкультурой.
I Понятие и сущность морали. Структура
морали представителей криминальной среды.
1.1.Понятие и сущность морали.
Этимологически термин «мораль» восходит
к латинскому слову «mos» (множественное
число «mores»), обозначающему «нрав». Другое
значение этого слова – закон, правило,
предписание. В современной философской
литературе под моралью понимается нравственность,
особая форма общественного сознания
и вид общественных отношений; один из
основных способов регуляции действий
человека в обществе с помощью норм.
Мораль возникает и развивается на основе
потребности общества регулировать поведение
людей в различных сферах их жизни. Мораль
считается одним из самых доступных способов
осмысления людьми сложных процессов
социального бытия. Коренной проблемой
морали является регулирование взаимоотношений
и интересов личности и общества.
Моральные идеалы, принципы и нормы возникли
из представлений людей о справедливости,
гуманности, добре, общественном благе
и т.п. Поведение людей, которое соответствовало
этим представлениям, объявлялось моральным,
противоположное – аморальным. Иными
словами, морально то, что, по мнению людей,
отвечает интересам общества и индивидов,
то, что приносит наибольшую пользу. Естественно,
что эти представления менялись от века
к веку, и, кроме того, они были различны
у представителей различных слоев и групп.
Отсюда же и возникает специфичность морали
у представителей различных профессий.
Все сказанное дает основание говорить,
что мораль имеет исторический, социально-классовый
и профессиональный характер.
Сфера деятельности морали широка, но,
тем не менее, богатство человеческих
отношений можно свести к отношениям:
индивида и общества;
индивида и коллектива;
коллектива и общества;
коллектива и коллектива;
человека и человека;
человека к самому себе.
Таким образом, в решении вопросов морали
правомочно не только коллективное, но
и индивидуальное сознание: нравственный
авторитет кого-либо зависит от того, насколько
правильно он осознает общие моральные
принципы и идеалы общества и отраженную
в них историческую необходимость. Объективность
основания как раз и позволяет личности
самостоятельно, в меру собственной сознательности,
воспринимать и реализовывать общественные
требования, принимать решения, вырабатывать
для себя правила жизни и оценивать происходящее.
Здесь встает проблема соотношения свободы
и необходимости. Правильное определение
общего основания морали еще не означает
однозначного выведения из него конкретных
нравственных норм и принципов или непосредственного
следования индивида «исторической тенденции».
Нравственная деятельность включает не
только исполнение, но и творчество новых
норм и принципов, нахождение наиболее
отвечающих современности идеалов и путей
их осуществления.
Бесцельно искать точное определение
сущности морали, это безуспешно пытались
сделать еще в древности. Можно лишь обозначить
основной каркас понятий, которые «складывают»
эту науку:
• Моральная деятельность - важнейший
компонент морали, проявляющийся в поступках.
Поступок, или совокупность поступков,
характеризующая поведение личности,
дает представление о ее подлинной моральности.
Таким образом, только деятельность и
реализация моральных принципов и норм
дают личности право на признание у нее
подлинной моральной культуры. Поступок
в свою очередь содержит три компонента:
1. Мотив - нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация, - совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе, индивида совершающего поступок. Например, ...Два приятеля, работники Кислородного завода, сидели у испарителя. Стояло жаркое лето. Один из них сказал: "Хорошо бы сейчас охладиться!". Другой быстро отвернул заслонку, в результате чего сказавший, был заживо заморожен, вырвавшимися парами кислорода ...
Казалось бы, в данном случае нет прямых побуждений к совершению преступления, и здесь преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия. Здесь мотивация, является на первый взгляд, неадекватной совершенному деянию. Это деяние, скорее можно назвать безмотивным, однако "свернутость мотива", его ситуативная обусловленность не означает его отсутствия. В данном импульсном действии не было преступной цели и соответствующего мотива, но здесь сработала стереотипная готовность действовать легкомысленно, бездумно, под влиянием отдельных изолированных представлений ...
2. Результат - материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.
3. Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека, людей, коллектива, общества и т.д.
Следовательно, поступок это не всякое действие, но действие субъективно мотивированное.
• Моральные (нравственные) отношения - отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться, и которые имеют для индивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права.
• Моральное сознание - включает в себя познание,
знание, волевое побуждение и определяющее
воздействие на моральную деятельность,
и моральные отношения. Сюда также относят:
моральное самосознание, моральную самооценку.
Моральное сознание всегда аксеологично,
ибо в каждом своем элементе оно заключает
оценку с позиции выработанной системы
ценностей и опирается на определенную
совокупность моральных норм, образцов,
принципов традиций и идеалов. Моральное
сознание как система оценок со знаками
плюс или минус, отражает действительность
сквозь призму одобрений и осуждений,
через противоположность добра и зла,
отношение и деятельность, намерения -
эти категории в вопросах этики имеют
первостепенное значение. Аристотель,
впервые в европейской этике всесторонне
рассмотрел понятие "намерение",
понимал его именно как основание добродетели
и сознательно противопоставлял, отличал
от воли и представления. Намерение не
имеет дело с тем, что невозможно осуществить,
а направлено на то, что во власти человека,
оно касается средств достижения цели
(нельзя сказать: я намереваюсь быть блаженным)
в отличие от воли вообще, которая может
иметь дело с невозможным (желание бессмертия,
например), и направлять на то, что вне
нашей власти (желание победы тому или
иному атлету в соревновании), касается
целей человека. Рациональное зерно мысли
Аристотеля, согласно которой намерение
касается средств, а воля - целей человеческой
деятельности, состоит в том, что содержанием
намерения могут быть, как правило, цели
осуществимые, реальные, взятые в единстве
со средствами их достижения. Намерение
также не есть представление. Первое всегда
практически ориентировано, выделяет
в мире только то, что во власти человека,
второе простирается на все: и на вечное,
и на невозможное; первое различается
добром и злом, второе - истинностью и ложностью;
первое есть указание к действию, говорит
о том, чего добиваться и чего избегать,
что делать с предметом; второе анализирует,
что такое сам предмет и чем он полезен;
первое хвалят, когда оно сообразуется
с долгом, второе - когда оно истинно; первое
касается того, что известно, второе того,
что нам неизвестно. К тому же, завершает
свою сравнительную характеристику Аристотель,
лучшие намерения и лучшие представления
встречаются не у одних и тех же людей.
Собственный существенный признак намерения
Аристотель усматривает в том, что ему
предшествует предварительный выбор,
взвешивание мотивов, под которыми он,
прежде всего, понимает различную побуждающую
роль разума и удовольствий: " Оно есть
нечто, что избирается преимущественно
перед другими".
Из вышесказанного можно сделать вывод,
что мораль – это специфическая форма
общественного сознания, на практике утверждающая
общественно необходимый тип поведения
человека и служащая социальной основой
его регуляции. Но, к сожалению, мораль
в современной ситуации теряет свою роль
, как социального регулятора, и принимает
иное значение из-за элементов, плотно
укоренившихся в ней и приобретенных от
лиц, принадлежащих криминальной среде.
1.2 Структура морали
Криминальная мораль - техника совершения
преступления, ухода от преследования,
противодействия, девальвации правовых
и нравственных ценностей. Обслуживая
интересы представителей преступного
мира, криминальная мораль неизбежно входит
в противоречие с общепринятыми культурными
ценностями. Это активное и повсеместное
культивирование в общественное сознание
образцов и норм поведения криминальной
среды, насаждение элементов блатного
творчества, пропаганда характерных для
этой субкультуры способов решения проблем
и выяснения отношений. Культивация преступного
поведения в качестве ценного образца,
точнее образца для подражания, стремление
к удовлетворению своих потребностей
любой ценой приводит к тому, что, сталкиваясь
с социальными противоречиями и межличностными
конфликтами, человек зачастую выбирает
противоправные способы их разрешения.
Важен тот факт, что криминальная мораль
зачастую приводит к утрате человеком
практически всех социальных ориентиров.
Стоит отметить, что это вызывает в личности
такие глубинные трансформации, что восприняв
криминальную культуру, человек освобождается
от социальных запретов.
В качестве регуляторов поведения и взаимодействия
преступников в их общностях выступают
неформальные нормы («воровские законы»),
обычаи (традиции) и ритуалы. Неформальные
нормы выражают собой правила поведения
в определенных ситуациях, обязанности
и запреты. Они направлены на обеспечение
власти криминальной элиты, конспирацию
противоправной деятельности, пополнение
рядов профессиональных преступников,
придерживающихся «воровских законов»,
взаимопомощь, недопущение конфликтов
в среде преступников и их рациональное
разрешение, на оказание влияния на представителей
правоохранительных органов, обеспечение
организованности в противодействии им.
В прежний период времени (до 90 годов, когда
криминальная субкультура проявлялась
достаточно выражено и оказывала существенное
влияние на общности преступников, в их
среде «действовали приведенные ниже
неформальные обязанности и запреты.
В качестве основных обязанностей можно назвать следующие:
Основными запретами по «воровским законам» выступают:
II Социально-психологический климат криминальной среды. Двойные моральные нормы.
2.1 Социально-психологический
Говоря об истоках морали криминальной
среды, важно отметить не только социально-экономические,
но и психологические факторы, в частности,
механизмы самоутверждения, интеграции,
психологической защиты. Криминальная
субкультура — это все же культура меньшинства.
Она вступает в противоречие с общечеловеческой
культурой. Общество отторгает преступников,
изолирует их в специальных учреждениях
и тюрьмах. Для того чтобы чувствовать
себя комфортно, восстановить ценность
своей личности, не чувствовать отторгнутым,
изгоем, люди криминальной направленности
объединяются в общности подобных себе
людей, вырабатывают свою идеологию, противопоставляют
себя законопослушному обществу («мы»
— «они»).
Информация о работе Особенности морали представителей криминальной среды