Особенности морали представителей криминальной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 18:19, реферат

Описание работы

Реально проследить влияние криминальной субкультуры можно даже через появление терминов «блатной речи» в повседневном общении. «Блатной» жаргон все больше и больше в нем используется и уже не является чем-то удивительным.
Влияние криминальной субкультуры на деформацию морального облика личности в обществе прослеживается также из-за наличия распространенного звучания тюремной лирики, в которой освещается определенного рода «романтизм» криминальной жизни. Кроме этого, криминальная субкультура негативно влияет на увеличение преступности несовершеннолетних, поскольку лица молодого возраста более склонны к подражанию чего-то недозволенного или запретного.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………. …………3
I. Понятие и сущность морали. Структура морали представителей криминальной среды…5
1.1 Понятие и сущность морали……………………………………………………………....5
1.2 Структура морали представителей криминальной среды……………………………...10
II.Социально-психологический климат криминальной среды. Двойные моральные нормы…………………………………………………………………………………………….13
2.1 Социально-психологический климат криминальной среды……………………………13
2.2 Двойные моральные нормы, этические категории в обществе и криминальной среде……………………………………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………………………21
Литература……………………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Moskovsky_universitet_Ministerstva_vnutrennikh.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Разработка мер по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью предполагает понимание психологических механизмов функционирования криминальной субкультуры.

Основные элементы криминальной субкультуры. Центральным элементом субкультуры является криминальная психология, т.е. система неписаных социальных ценностей и представлений в сознании людей, которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение правонарушений. Среди социальных ценностей следует обратить внимание на такие, как: человеческая жизнь, семья, чувство гражданского долга, порядочность, честность, ответственность за данное слово и другие нравственные ценности.

Собственность как социальная ценность — это краеугольный камень межличностных отношений в современной криминальной среде. Проблема в том, что между старыми (советского периода) ворами и молодой «российской братвой» возникают существенные разногласия в вопросе использования криминально добытых денег, распределения так называемого «общака» и т.п. Не случайно после заказного убийства очередного российского «вора в законе» в феврале 1999 г. в одной из московских газет сообщалось: «Криминальные войны в Москве и в ближайших к ней областях разгораются с новой силой. Правоохранительные органы зафиксировали странное явление - массовый отстрел в столичном регионе «воров в законе» и преступных авторитетов. С начала года число «именитых» жертв приблизилось уже к десятке».

Рост числа убийств в России, даже воров, указывает на то, что такая социальная ценность, как «человеческая жизнь», существенно девальвирована. Если в дореформенный период большинство криминальных элементов придерживалось правил: «Не носить холодного оружия», «Не совершать убийств» и т.п., то в настоящее время для многих преступников (и не только их) главная жизненная ценность — материальные блага, собственность, для приумножения которых хороши все средства, в том числе лишение жизни других людей. Средства массовой информации переполнены подобными сообщениями, что еще отрицательнее сказывается на правосознании граждан. 
Для криминальной субкультуры такие социальные ценности, как чувство гражданского долга, любовь к Родине — не типичны. Однако опыт Великой Отечественной войны показал, что когда Родина оказалась в опасности, многие преступники проигнорировали воровские требования — «не служить в армии, не брать в руки оружие», порвали с криминальной средой и пошли на защиту Отечества.

Претерпело изменение в криминальной субкультуре и отношение к семье как социальной ценности. Прежние авторитетные преступники не имели права «связывать» себя семейными узами, а современные воры считают "своим долгом не просто создать семью, но и обеспечить ей должное существование.

Специфический смысловой оттенок в криминальной среде приобретают нравственные ценности: «порядочность», «честность», «свобода», «ответственность за данное слово» и т.п. Например, все осужденные, за небольшим исключением, ценят свободу (не случайно существует даже клятва «Век свободы не видать»). Однако «порядочный» осужденный не имеет права освобождаться досрочно, сотрудничать с администрацией. Достаточно высока ответственность преступных элементов друг перед другом за данное слово, за высказанную оценку в адрес другого. Причина этого не в их высокой нравственности (по отношению к законопослушным гражданам эти ценности абсолютно не соблюдаются), а в том, что за нарушение криминальной идеологии следует нести ответственность и более сурово, чем по законам правового государства. 
 
Таким образом, как и у любого коллектива и группы, у криминальной среды имеется свои  мораль, правила поведения, за невыполнение которых грозит суровое наказание. 
Но как социальная группа она очень нестабильна, т.к. основным социальным лифтом является вертикальная мобильность – человек может изменить свой статус и положение в любой момент.

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

            2.2 Двойные моральные нормы.

 
Искажение морали в криминальной среде привело к проникновению в общественную мораль элементов преступных стандартов и законов, что ставит соблюдение моральных принципов под угрозу и возникновение двойных стандартов поведения людей. Рассмотрим самые распространенные из них.

 
Заповедь «Не укради» - в обществе это нарушение не только заповеди, но и определенных статей Уголовного кодекса Российской федерации, что карается лишением свободы. У представителей криминальной среды уличенных в этом лиц клеймят как "крысятников", что влечет серьезное понижение статуса;

 
«Своевременная уплата долгов» в обществе – это проявление честности и добросовестности.  У преступников уличенных в этом лиц клеймят как "фуфлыжников", что также влечет серьезное понижение статуса в криминальной среде;

 

«Не проигрывай лишнего в карты» - это везде характеризуется умением себя сдержать и в обычной жизни , и в криминальной среде ценится примерно одинаково;

 
«Не лги в своей среде» -  в обществе – это заповедь и один из основополагающих моральных принципов, в криминальной среде – обман своих -  порицание и возможно даже изгнание из группы, обман чужих – поощрение и почет.

 
Таким образом, основные принципы и нормы морали трактуются обществом и криминальной средой по-разному. В последней также имеют место быть двойные моральные стандарты. 
 
Рассмотрим некоторые этические категории – их отражение в обществе и криминальной среде. 
Справедливость. 
Сперва любопытно проследить словообразование термина «справедливость» в русском языке. Главную смысловую нагрузку несет основа «прав» - правый, правильный, в некоторых толкованиях праведный. То есть смысл и значение слова «правильный» вкладывались в понятие «справедливость» изначально.

При наличии конфликтной ситуации справедливым будет считаться такое ее разрешение, при котором обе стороны получают ожидаемый и оптимальный для них результат. Достижение взаимного удовлетворения сторон, когда они довольны друг другом и собой, является показателем правильности выбранного решения.

Этот результат может отличаться от первоначальных ожиданий сторон, так как в ходе обсуждения ситуации выявляются новые факторы, которые приводят к изменению понимая сути вопроса. В результате каждая сторона отходит от своего первоначального мнения и в итоге стороны приходят к обоюдному согласию.

Но часто конфликты не удается разрешить подобным «мирным» способом, так как понятие о справедливости у каждого человека индивидуально. Соответственно, каждая сторона в споре горячо отстаивает свои позиции, не принимая позиций оппонента. И тогда здесь вступают в силу некоторые особенности.

Во-первых, понимание справедливости в соответствии с законом и справедливости «человеческой». Разберем конкретный пример.

В коммунальной квартире в числе нескольких семей живет человек, страдающий алкоголизмом. Своим поведением он оскорбляет честь и достоинство остальных жильцов, нарушает их покой, угрожает здоровью или даже жизни.

С чисто человеческой точки зрения все жильцы хотели бы избавиться от такого соседства, но закон в данном случае стоит на стороне хулигана. Поскольку он регулярно платит за жилье, никто не имеет права его выселить.

Таким образом, здесь мы видим противоречие между человеческим пониманием справедливости (жильцы считают, что данная ситуация несправедлива по отношению к ним), и справедливостью по закону, который не позволяет разрешить эту проблему.

В качестве другого примера напрашивается ситуация, бытовавшая в недавние времена на наших государственных предприятиях. При сокращении штата работников первыми увольняли тех, у кого был наименьший стаж. На многих предприятиях создавалась абсурдная ситуация, когда молодые перспективные специалисты вынужденно уходили, нарушая естественную смену поколений работников.

Предприятия с такой кадровой политикой изначально не могли быть эффективными, но закон есть закон, и руководители были вынуждены ему подчиняться независимо от своих соображений.

Это еще один пример того, что правила, прописанные законом, могут быть в некоторых ситуациях несправедливыми, причем не только к конкретному человеку, но и к предприятию.

Во-вторых, наличие так называемых форс-мажорных ситуаций, то есть когда некие внешние обстоятельства мешают достижению справедливого результата.

Пример.

Человек дает своему знакомому в долг большую сумму денег, строго оговаривая определенный срок возврата. При наступлении этого срока человек вправе требовать возврата долга в полном объеме, и это будет справедливо.

Однако часто в силу вступают субъективные непредвиденные обстоятельства (отсутствие денег у должника по причине банкротства, кражи и т.п.), из-за которых долг не может быть возвращен вовремя. Получается, что, понимая справедливость своих требований, человек ничего не может сделать, хотя он и прав.

В этом случае должником нарушается этическая сторона справедливости.

В то же время ситуация обостряется тем, что и сам должник может считать, что с ним поступают несправедливо, и, зная о его бедственном положении, все равно требуют возврата долга в указанный день.

Более того, человек, требующий возврата долга и знающий о тяжелом положении должника, сам может чувствовать некоторую несправедливость своих требований.

Таким образом, справедливость в понимании каждого человека в данной ситуации вступает в жесткое противоречие благодаря влиянию внешних факторов.

Справедливость можно рассматривать не только как индивидуальную для каждого человека, но и как оценку толпой решений лидера. То есть лидер внушает своему окружению, что все его, лидера, действия справедливы и окружение сознательно поддерживает это.

То, что действия окружения сознательны, очень важно. Речь не идет о зомбировании, о массовом гипнозе или прочих приемах, при котором самосознание человека претерпевает изменения. Мы говорим о действительном признании справедливости лидера и осознанной готовности людей отстаивать эту справедливость как свою собственную. Добровольное признание справедливости лидера своей собственной говорит о осознанности действий последователей.

Примером безоговорочной справедливости лидера может служить движение скин-хэдов, каждый участник которого считает справедливым преследование людей неславянской внешности.

Здесь вступает в силу извращенное чувство справедливости, свойственное лидеру и навязываемое им последователям.

Другим примером может служить религиозный фанатизм. Веруя только в собственную справедливость, последователи какого-либо учения, ведомые лидером, фанатики могут совершать самые несправедливые с гуманной точки зрения поступки. Известны случаи, что пропаганда своей единственной справедливости и правильности доходила до крайних точек. Это либо убийства людей, не разделяющих их взгляды, либо массовые самоубийства (в частности, самосожжения) за свою веру и справедливость.

Еще одной любопытной разновидностью справедливости является справедливость в криминальной среде, имеющая свою специфику. Тут своя этика взаимоотношений и свои законы справедливости.

Поэтому, осуждая криминальное общество в целом, нельзя не отметить своеобразные положительные моральные принципы справедливости.

Пример тому - оказание материальной помощи семье осужденного. То есть в какой-то мере чувство справедливости в этой среде развито сильнее, чем среди обывателей.

 

 

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.  Но в криминальной среде несмотря на отсутствие нравственности, совесть существует и проявляется в виде взаимопомощи внутри группы и запрет лгать авторитету.

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

       

           Заключение.

 

События, произошедшие в нашей стране в 80-90-х годах XX века, оставили глубокий след в мировой истории и судьбе граждан распавшегося СССР. Перемены затронули все сферы жизни, и наряду с положительными моментами принесли множество отрицательных последствий. Одним из них стала крупномасштабная криминализация общества, развитие такого социокультурного явления как криминальная субкультура.

Представляя собой продукт жизни общества, криминальная среда характеризуется наличием системы неформальных норм и ценностей, правил поведения, мировоззрением и, что, пожалуй, самое главное развитой структурой, включающей колоссальные материальные и людские ресурсы.

Криминальная среда оказывает существенное воздействие на общественную жизнь в целом и личность в отдельности. В этом состоит ее главная опасность, так как воздействуя на общество, она находит свое проявление в такой тяжелой социальной «болезни», как преступность, и непосредственно связанных с ней других девиациях. 
 
Следовательно, криминальная среда – это неизбежное явление современного общества. 
Оно возникает из-за неосуществления принципа равноправия и социальной справедливости.  Криминальная среда формирует собой «государство внутри государства» со своей иерархией людей, сводом законов и санкций, регулирующих выполнение криминальных норм под угрозой наказания. Также как дополнительный регулятор формируется собственная мораль и двойные моральные стандарты. К сожалению, популяризация в СМИ и «романтизм» бандитской жизни, навеянной различными сериалами и фильмами, являются катализаторами проникновения искаженной морали преступников в общественную мораль. Это негативно отражается на формировании нравственных качеств личности и ведет к повышению уровня преступности, что является до сих пор одной из непреодолимых глобальных проблем современного мира.

Информация о работе Особенности морали представителей криминальной среды