Особенности музыки и ее выразительные средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей музыки и ее основных выразительных средств. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть роль музыки в жизни человека;
исследовать особенности музыки;
изучить основные выразительные средства музыки.

Содержание работы

Введение 3
1. Музыка в жизни человека 5
2. Особенности музыки 8
3.Выразительные средства музыки 11
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Этика и эстетика.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

Этика и эстетика

 

Контрольная работа

 

«Особенности музыки и ее выразительные средства»

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка гр. Т-32

Каар Елена Олеговна

Вариант 5

 

Проверила

Квита Галина Николаевна

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во все времена музыка притягивала  людей. Являясь наиболее эмоциональным  видом искусства, она наделена также  способностью хранить и передавать информацию интеллектуального плана. Не случайно музыке удавалось сплотить многих людей, заставить их переживать сходные чувства.

Музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием  на чувства людей.

Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п.

В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит  видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным "языком", не требующим перевода.

Специфика музыки как особой эстетической ценности раскрывается в соотношении  прикладных и художественных целей  творчества. Формирование первичных жанров связано с выполнением музыкой прикладных задач (прикладная музыка), которые подразумевали использование канонизированных выразительных средств. Ценность музыки в этих условиях зависела от типичности её формы, от близости к нормативным образцам. Формирование автономного музыкального языка и особой сферы распространения музыки, не равнозначной ни быту, ни церемониалу, ни культу, привели к осознанию новой цели: оригинального воплощения индивидуальной авторской мысли (композиция). В этих условиях ценность музыки состоит в неповторимой структуре музыкального произведения и одновременно во внутренней смысловой оправданности избранных композитором средств. Снижение художественного качества в автономной музыке может являться результатом либо стандартности авторского мышления (к примеру, салонная музыка), либо самодовлеющей ориентации на использование оригинальных эффектов, противоречащей внутренней цельности произведения.

Целью данной работы является изучение особенностей музыки и ее основных выразительных средств. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

    • рассмотреть роль музыки в жизни человека;
    • исследовать особенности  музыки;
    • изучить основные выразительные средства музыки.

 

1. Музыка  в жизни человека

Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума [2].

Дать одно исчерпывающе точное определение  явлению (или субстанции), называемому  «музыка» невозможно. Материалом музыки (с точки зрения физической) является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (принцип духовых инструментов), мембраны – кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (так же, как и ритмы) – явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Таким образом, через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека (известно, что ритмической пульсацией не ограничена работой сердца, каждый орган человека имеет свою частоту вибрации).

Конечно, звуки природного происхождения  не есть музыкальное искусство. Звуки, из которых, как из атомов складывается музыкальное сочинение, должны обладать такими свойствами, как определенная высота (звук природы может не иметь одного основного тона), длительность, громкость и тембр [2].

Форма музыки – это организация  отдельных звуков, звучаний, интонаций (соотносящихся друг с другом тонов  – интервалов) или музыкальных  тем во времени. Музыка - искусство  временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организации. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, смена, менее и более значительные изменения, трансформации, контрастные сопоставления (движение во времени музыкальных структур) – составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое художественное содержание и художественную целостность [5].

Музыка – это искусство. Здесь  мы выходим в контекст социальной жизни. Музыка – особый вид творческой деятельности, ремесло, профессия. Однако результаты искусства (в частности музыкального) с точки зрения «здравого смысла» и пользы – не имеют утилитарной материальной ценности, как бы бесполезны. Искусство – это умение, мастерство, искусность, поэтому оно неизбежно связано с понятием ценности, качества, а также, как правило, с понятиями красоты, вдохновенности созданного. Отличие искусства музыкального от других областей нематериальной деятельности (науки, политики) и есть преобразование духовной жизни общества и человека по законам красоты, создание ценностей нравственно-духовных (способ духовного производства).

Спор о природе и содержании искусства вообще между сторонниками материалистической и идеалистической  эстетик особенно затруднителен  по отношению к музыке, т.к. музыка из всех искусств, быть может, самое эфемерное создание. Смысл и содержание музыкального творения больше, чем «чистая форма», но творение это и не сводимо к жизненным проявлениям, аналогам жизненных ситуаций, к человеческим эмоциям, хотя опосредованно связано с действительностью.

Музыка сама по себе как явление настолько сильна, что пройти мимо человека незамеченной она просто не может. Даже если в детстве она была для него закрытой дверью, то в отрочестве он все равно распахивает эту дверь и бросается в рок - или поп-культуру, где жадно насыщается тем, что был лишен: возможностью дикого, варварского, но подлинного самовыражения. Но ведь потрясение, которое он при этом испытывает, могло бы и не быть - в случае «благополучного музыкального прошлого» [6].

Таким образом, музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека, и этим воздействием можно управлять, что и было все прошлые века. Когда человек относился к музыке, как к чуду, данному для общения с высшим духовным миром. И он мог общаться с этим чудом постоянно. Богослужение сопровождало человека всю жизнь, питало его духовно и вместе с тем воспитывало и образовывало. А ведь богослужение - это в основе своей слово и музыка. С календарными земледельческими праздниками связана огромная песенно-танцевальная культура. Свадебный обряд в художественном преломлении - это целая наука о жизни. Народные хороводы - это обучение геометрии, воспитание пространственного мышления, не говоря уж о культуре знакомства, общения, ухаживания и т.д. Эпос - а это история - преподносился музыкально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности музыки

Специфическими  особенностями  музыкального искусства  является то, что оно отражает жизненные явления  в музыкальных образах. Музыкальный  образ произведения это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием. Особо важную роль играют мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства. Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи ладогармоническим складом произведения, его темповыми и динамическим нюансами приемами изложения музыкальной мысли, структурой самого произведения.

Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. Вне восприятия нет музыки, т.к. оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки. На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность [3].

Музыка  как живое искусство  рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

Слушание  музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных  звуках, обусловливает все остальные  грани музыкального восприятия.

Восприятие - субъективный образ предмета, явления  или процесса непосредственно  воздействующего  на анализатор или  систему анализаторов.

Иногда  термином восприятия обозначается также  система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская  деятельность наблюдения. Как образ  восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений воздействующих на анализаторы.

 Образ - субъективный феномен, возникающий  в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности [1].

Образное  мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным  и словесно-логическим мышлением. Образы-представления  выступают, как важный продукт образного  мышления и как одно его функционирования.

В образном мышлении используются различные  приемы. К их числу относятся: увеличение или уменьшение объекта или его  частей, аглютинации (создание новых  представлений путем присоединения  в образном плане частей или свойств  одного объекта и др.), включение имеющихся образов в новый конспект, обобщение.

Индивидуальные  различия в образном мышлении связаны  с доминирующим типом представлений и степенью развития приемов представления ситуаций и их преобразований.

Музыка  сочетанием своих выразительных  средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями  человека. Сочетание выразительных  средств в музыке с поэтическим  словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции [5].

Музыка  стремится воплотить  этико-эстетический идеал в этом особенность и  ее содержания, особенности ее воздействия  на человека. Музыка это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности. Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Выразительные средства музыки

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово - это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров [3].

У музыки свой особенный язык - язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.

Мелодия   - это  основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной - плавной  и отрывистой, весёлой и грустной.

В любой музыке, в любой песенке  кроме мелодии очень важен  ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное  чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности [4].

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т.д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и... И так далее, в зависимости от размера. Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.

Информация о работе Особенности музыки и ее выразительные средства