Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 00:42, реферат
В последнее время наблюдается возрастание количества учебной и популярной литературы по проблемам делового общения, делового этикета. И это не случайно. Современный человек проводит на работе большую часть своей жизни. Изучение правил делового общения дает будущему специалисту обширный материал для понимания процессов, происходящих в деловом мире, открывает возможности для самосовершенствования с учетом знания психологических аспектов
Введение……………………………………………………………………………………..…2
Перцептивная фаза деловой коммуникации…………………………………….3
Информационно-коммуникативная фаза деловой коммуникации.…….6
таблица основных типов взаимодействия в деловом общении ………9
Список используемой литературы…………………………………………………..11
Содержание
Введение…………………………………………………………
Перцептивная фаза деловой коммуникации…………………………………….3
Информационно-коммуникативная фаза деловой
коммуникации.…….6
таблица основных типов
Список используемой литературы………………………………………………….
Введение
В последнее время наблюдается возрастание
количества учебной и популярной литературы
по проблемам делового общения, делового
этикета. И это не случайно. Современный
человек проводит на работе большую часть
своей жизни. Изучение правил делового
общения дает будущему специалисту обширный
материал для понимания процессов, происходящих
в деловом мире, открывает возможности
для самосовершенствования с учетом знания
психологических аспектов. Знание и умение
использовать правила делового этикета,
позволяет лучше ориентироваться в мире
бизнеса. Кроме того, изучение психологии
делового общения в значительной мере
способствует лучшему пониманию не только
других, но и самого себя, своих целей и
интересов в деловом мире.
1.Перцептивная фаза деловой коммуникации
Будучи необходимой фазой делового общения,
межличностная перцепция связана с созданием
целостного образа делового партнера,
фиксированием его внешних (соматических),
психологических и профессиональных характеристик.
На восприятие деловыми партнерами друг
друга большего влияния оказывают накопленные
ими предшествующий познавательный опыт,
синтезированные профессиональные знания,
а так же склонности, интересы, потребности,
мотивы, эмоциональные состояния.
Воздействие этих факторов создает
Таким образом, перцептивная фаза делового
общения наиболее тесно связана с процессом
межличностной апперцепции. Сам же этот
процесс опосредуется формирующимся вокруг
каждого из партнеров своеобразным психологическим
пространством, включает в себя ценностные
установки, убеждения деловых партнеров,
их эмоционально- чувствительные состояния,
доминирующие в перцептивной фазе.
Среди ценностных установок особое место занимает
В перцептивной фазе делового общения каждый из
деловых партнеров пытается «
Однако корреляция психологических пространств деловых партнеров
сопровождается возникновением перцептивных
барьеров, которые мешают прочтению образа
партнера. Можно выделить несколько таких
перцептивных барьеров: превосходства,
привлекательности, ореола, предрасположенности,
снисходительности, первого впечатления,
стереотипизации. Рассмотрим каждый из
них:
Барьер превосходства возникает
при неравенстве социальных позиций деловых
партнеров — их социального статуса и
социальной роли. Восприятие деловыми
партнерами друг друга связано при этом
с недооценкой или переоценкой личностных
качеств друг друга. Действие барьера
превосходства может проявиться в недооценке
или переоценке какой-либо одной характеристики
делового партнера: возрастной, тендерной,
интеллектуальной, профессиональной или
одновременно всех вместе взятых характеристик.
Барьер привлекательности формируется
на основе эстетических представлений
деловых партнеров о соответствии личности
избранному каждым из них образцу красоты
и привлекательности. При этом критериями
оценки привлекательности могут служить
как внешний вид делового партнера (черты
лица, мимика, осанка, соразмерность роста
и веса, эстетика одежды), так и манеры
общения, поведения, обусловленные деловой
культурой. Барьер привлекательности
проявляется в приписывании позитивных
или негативных психологических качеств
деловому партнеру.
Барьер ореола возникает на основе галоэффекта
— переноса общего оценочного впечатления
о деловом партнере на восприятие всех
его психологических качеств и поступков.
При этом роль ореола может выполнять
какое-либо одно суждение о партнере, которое
вызывает определенное к нему отношение
и мешает адекватно воспринимать другие,
реально существующие его черты. Барьер
ореола наиболее часто возникает тогда,
когда идет оценивание моральных качеств
делового партнера по шкале «хороший —
плохой». Если деловой партнер определен
как «хороший», то ему приписываются и
другие позитивные качества (добрый, надежный).
Барьер предрасположенности связан с
проявлением определенного отношения
(позитивного или негативного) одного
делового партнера к другому. Основным
признаком отношения может быть согласие
или несогласие делового партнера в решении
деловой проблемы. Важное значение при
этом придается всем признакам проявления
согласия или несогласия: вербальным и
невербальным. Близость когнитивных представлений
и эмоциональных состояний деловых партнеров
детерминирует и их переоценку психологических
качеств друг друга.
Смягчение оценочных суждений по отношению
к деловому партнеру может проявиться
и в барьере снисходительности. Возникновение
этого барьера связано с тем, что в шкале
оценок воспринимающего делового партнера
преобладают позитивные характеристики
как по отношению к себе, так и по отношению
к воспринимаемому им партнеру. Оценочная
шкала суждений воспринимающего партнера
смещается в сторону позитивных характеристик,
что и выражается в целом в благосклонном
отношении к партнеру.
Возникновение барьера первого впечатления
связано с тем, что в перцептивной фазе
в наибольшей степени участвуют все сенсорные
каналы деловых партнеров, которые позволяют
«ощутить» партнера всесторонне, на визуальном,
аудиальном и кинестетическом уровнях,
и на основе комплекса этих ощущений создать
первичный целостный образ делового партнера.
Он и становится своеобразным «сенсорным
фоном» последующего общения с деловым
партнером, в значительной степени определяющим
особенности их межличностной перцепции.
Соотнесенность деловых партнеров с определенной
социальной группой, идентификация их
с этими группами отражаются в возникновении
в перцептивной фазе делового общения
барьера стереотипизации. Главная существенная
особенность социального стереотипа состоит
в том, что он представляет когнитивно-стандартизированное
знание, которое соотносится не столько
с самим познаваемым объектом, сколько
со знаниями других людей об этом объекте.
Поэтому и социально значимым стереотип
становится лишь тогда, когда он принимается
и разделяется большим числом людей, объединенных
в группу. При этом истинность или ложность
стереотипа становится второстепенным
признаком по отношению к устойчивости
и прочности. Знание, содержащееся в стереотипе,
«затвердевает» и функционирует даже
тогда, когда доказана его гносеологическая
несостоятельность.
Важно отметить и особенности восприятия
деловыми партнерами пространственно-временных
характеристик конкретной ситуации делового
общения. Восприятие времени делового
общения (когда происходит и сколько длится
деловое общение) есть отражение деловыми
партнерами объективной длительности,
скорости и последовательности протекания
межличностных деловых отношений. При
этом в дифференцировании времени общения
ведущая роль принадлежит кинестетическим
и аудиальным ощущениям деловых партнеров.
Но у каждого из них формируется свое собственное
субъективное восприятие времени делового
общения, обусловленное их эмоциональным
состоянием и характером переживаний,
которыми были заполнены этапы и фазы
делового общения.
В целом специфику перцептивной
фазы делового общения можно свести к трем
моментам: она формируется на основе процесса
межличностной апперцепции и корреляции
психологических пространств деловых партнеров;
ее сопровождает возникновение перцептивных
барьеров; она способствует формированию
у деловых партнеров целостных образов
друг друга и выделению в этих образах
социально значимых психологических характеристик.
Динамика формирования перцептивного
образа в деловом общении связана с особым
типом восприятия — преднамеренным восприятием.
В отличие от непреднамеренного, формирующегося
спонтанно и крайне редко в деловом общении,
преднамеренное восприятие характеризуется
целенаправленностью, систематичностью
и планомерностью. И потому это одновременно
и возникновение нового уровня развития
социально-психологических процессов
делового общения, который связан со сменой
перцептивной фазы делового общения когнитивной.
2. Информационно-коммуникативная
фаза деловой коммуникации
Деловое общение – это процесс
взаимодействия коммуникантов, при котором
происходит обмен информацией.
Информационно-коммуникативная
фаза делового общения заключается в том,
что на данной стадии партнер информирует
собеседника о цели встречи, разговора,
беседы. В целом, коммуникативный акт –
это совокупность речевых актов, совершаемых
коммуникантами навстречу друг другу.
Коммуникативный акт – обмен речевыми
действиями (т.е. шире, чем речевые акты).
Искажение информации может происходить на
каждой стадии делового общения, это происходит
из-за того, что собеседник неправильно
выражает свою мысль вербально, использует
много высказываний, не относящихся к делу,
не слушает собеседника, то есть не владеет
речевым поведением.
Речевое поведение – совокупность
конвенциональных и неконвенциональных
речевых поступков, совершаемых индивидом или
1. Коммуникативный акт возможен только
при соблюдении фактора готовности (с
обеих сторон). Готовность – люди, идущие
на это общение должны очень хорошо знать
человека, оппонирующего им: его социальную
роль, компетентность в данной проблеме,
насколько он коммуникабелен.
2. должны быть доброжелательно
настроены друг к другу.
3.с самого начала коммуникативного акта
необходимо следить за
1 – что обсуждаем? 2 – с кем обсуждаем?
3 – зачем обсуждаем?
4. оценка речевой ситуации, выбора места и времени
(своевременность и уместность обсуждения
проблемы).
5. знания речевой модели партнера:
его речевой/коммуникационной компетентности и языкового
6. проявление доверия с 2-х сторон и
Любое общение по любой тематике
влечет за собой определенное событие.
Фреймы – сценарии (мы приходим
по определенным поводам, но ведем себя
по определенным конвенциональным правилам).
Изучение языка по «топикам»
= изучение по фреймам.
Фрейм – устойчивый и достаточно
стереотипно воспроизводящийся жанр речевого
взаимодействия (=ритуал, =топик).
В теме переговоров присутствуют
следующие фреймы: договориться; просто
информировать; гарантировать; рекомендовать;
объяснять; предупреждать; приглашать…позиция
инициации: кто 1-й должен начать переговоры.
Инициация – маленький шажок к выигрышу.
Задача адресанта: понять, зачем и куда
его ведут. Это определяет долю его активного
участия в переговорах.
Речевая компетенция – совокупность
общего языкового уровня и общих речевых навыков.
Коммуникативная стратегия – вопрос
о формах и доле участия адресата в речевой
ситуации. Можно выделить несколько позиций:
неучастие; как собеседник (не владеет инициативой
до конца переговоров); на равных.
Существуют пять основных групп вопросов,
задаваемых в процессе деловой коммуникации:
- к закрытым вопросам относятся вопросы,
- к открытым вопросам относят вопросы,
- риторические вопросы – это
вопросы, которые не требуют прямого ответа,
их целью является провоцирование новых
вопросов.
- переломные вопросы – это вопросы,
которые задаются в том случае, когда уже
имеется информация о проблеме разговора.
Уместное использование данного приема
позволяет избежать опасности нарушении
равновесия между нами и нашими собеседниками.
- вопросы для обдумывания –
это вопросы, которые заставляют партнера
по общению размышлять, обдумывать и комментировать
то, что было сказано. Эти вопросы созданы
для создания атмосферы взаимопонимания.
Следующая важная составляющая
– языковые средства (инструмент, при помощи
которого адресант может переворачивать
ситуацию в свою пользу).
Вербальные и невербальные средства,
и заранее заготовленный репертуар тактик.
Вербальная коммуникация
Невербальная коммуникация
включает:
Оптико-кинетическая система
(жесты, мимика, пантомимика)
Паралингвистическая (система вокализации,
т.е. качество голоса, его диапазон, тональность)
и экстралингвистическая система (включение
в речь пауз, других вкраплений, например,
покашливания, плача, смеха, наконец, сам
темп речи)
Проксемика (нормы пространственной и
временной организации общения)
визуальное общение (контакт глаз)
Таким образом, содержание коммуникативных актов обусловлено соответствующими событиями – ритуальными речевыми ситуациями, задающими фон, т.е. свой фрейм и предполагающие ожидание определенной модели речевого поведения (признание в любви, обида, обещание). Успешность коммуникации зависит далеко не только от общих знаний типов фреймов и моделей речевых ситуаций, а от мастерства, знания и умения, применяя соответствующие стратегии и тактики, вести переговоры без страха, инициативно и импровизируя, рассчитывать только на свои способности и уметь импровизировать. Цель: научиться, как себя раскрывать и понять свои скрытые способности как воспользоваться ими: здесь и сейчас; смело брать на себя ответственность и принимать решения в соответствии с нашим видением, т.е. самоактуализация.
3.Составьте таблицу основных типов
Тип взаимодействия |
Содержание | ||
прямое |
прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга | ||
косвенное |
косвенное же направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микросреду | ||
сотруднический |
характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок | ||
диалог |
равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу, характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов. | ||
соглашение |
договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата | ||
опека |
забота одной стороны о другой | ||
подавление |
тип взаимодействия,
который проявляется в | ||
конфронтация |
скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. | ||
индифферентность |
равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. |
Список используемой
литературы
Демидова Г.В. Управленческая
психологии. М,; Академия, 2009.
Психология и этика делового общения:
учебник для студентов вузов / под ред.
В.Н. Лавриненко, — 5-е над — М,: 101ШТИ-ДА11Л,
2004,2008.
Крысько В.Г. Социальная психология. Курс
лекций: учебное пособие. — 4-е изд. — М.:
Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.
Мандель Б.Р. Дифференциальная психология.
Модульный курс: учебное пособие для вузов.
— М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012.
Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации.
— СПб.: Питер, 2002.
Чернышова Л.И. Деловое общение: учебное
пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Титова Л.Г. Деловое общение: учебное пособие
для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.