Понятие делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение понятий и видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом.
Задачей контрольной работы является раскрыть ряд вопросов: понятие делового общения, его характеристика; типология личности, ее учет в общении; понятие коммуникации ее структура и цели; классификация документов по внешнеэкономической деятельности.

Файлы: 1 файл

понятие делового общения распеч.docx

— 97.25 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное

Учреждение высшего профессионального  образования

«Ярославская государственная  сельскохозяйственная академия»

 

Контрольная работа

по дисциплине «Деловое общение»

Вариант 1

 

 

выполнила: студентка заочного отделения

экономического факультета

2 курса

Исмаилова Алиса Викторовна

Учебный шрифт 10631

Проверил: преподаватель  Митрофанов Дмитрий Михайлович

 

 

 

Ярославль 2012г.

Введение

   Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

   Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает психология.

   Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если ? не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

   Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения ? взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

   Целью данной контрольной работы является изучение понятий и видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом.

   Задачей контрольной работы является раскрыть ряд вопросов: понятие делового общения, его характеристика; типология личности, ее учет в общении; понятие коммуникации ее структура и цели; классификация документов по внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

1. Понятие делового общения, его характеристика

 

     1.1. Понятие  делового общения

   Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Деловой этикет включает в  себя две группы правил:

·                        нормы, действующие в сфере общения  между равными по

статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);

·                        наставления, определяющие характер контакта

руководителя и подчиненного (вертикальные).

   Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.

   Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

2.1 Виды  общения

   Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становиться взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

   В общении выделяют: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

   Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. По содержанию общение может быть представлено как:

   Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

   Когнитивное - обмен  знаниями.

   Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями.

   Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

   Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. По целям общение делится на биологическое и социальное.

   Биологическое - это общение, необходимое для подержания, сохранения и развития организма.

   Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвигов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них: Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

   Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологи-ческих проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.

   Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

   Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.

   Средства общение можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодировка информации - это способ передачи ее от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п.

   Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения: инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия; интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей; самовыражение функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста; трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

   Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому.

   Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное (то есть посредствам чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

 

   Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

   Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

   Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В качестве средств описания влияния используется приказ, указания, предписания и требования. Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Диалогическое общение, позволяет перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

2. Типология личности, ее учет в общении

   Тип личности человека может влиять на его стиль общения. Определение типология личности, ее учет в общении типа личности является широко распространенной техникой. На практике используются разные классификации. В данном случае мы рассмотрим так называемую типологию Майерс-Бриггс, поскольку эта классификация имеет серьезное научное обоснование и доказала свою эффективность при многолетнем использовании.

   Данная классификация разработана двумя женщинами - Катариной Бриггс и ее дочерью Изабель Майерс-Бриггс, которые в основу своей разработки положили типологию личности известного швейцарского психолога Карла Густава Юнга. В 1940 г. был составлен Определитель типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI - Myers-Briggs Type Indicator), получивший широкое распространение в США и странах Западной Европы.

   Классификация MBTI включает 16 типов, основанных на различных сочетаниях предпочтений, распределенных по четырем шкалам, которые характеризуют то, как человек:

1) восстанавливает и пополняет  свою энергию, 

2) собирает информацию,

3) принимает решения, 

4) какой образ жизни  предпочитает.

Число типов в MBTI достаточно велико (16), чтобы отразить многообразие людей, и одновременно не слишком  велико, что делает эту типологию  операциональной, т.е. позволяет относительно легко ею пользоваться.

Основные положения, на которых  базируется МВТI:

• Каждый человек уникален, но в поведении разных людей есть общие черты.

• Нет плохих типов.

• В жизни мы используем все предпочтения.

 

   Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.

 

   К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, классификация Эдуарда Шпрангера. В ней выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций. Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.

 

    * Теоретическая.  Человек, придающий приоритетное  значение этой ценности, прежде  всего, заинтересован в раскрытии  истины.

    * Экономическая.  «Экономический» человек, в первую  очередь, ценит то, что полезно  и выгодно,

    * Эстетическая. Такой  человек преимущественно ориентирован  на совершенную форму и гармонию.

    * Социальная. Наивысшей  ценностью для «социального»  человека является любовь и  признание людей.

    * Политическая. Доминирующий  интерес политического типа - впасть. Ему соответствует «человек силы».

    * Религиозная.  Люди этого типа, главным образом,  заинтересованы в понимании мира  как единого целого, управляемого  высшими силами, Богом, абсолютом  или первопринципом.

 

   Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придерживался и Гордон (Уиллард) Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.

 

   Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.

 

3 Понятие коммуникации ее структура и цели

 

   Термин  «коммуникация» происходит от латинского communico , означающего  «общее»: передающий  информацию  пытается   установить  «общность»  с  получающим   информацию. Отсюда, коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения  или смысла с помощью символов.

Информация о работе Понятие делового общения