Понятие и содержание этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:30, реферат

Описание работы

Этика – это философская наука, которая относится к классу гуманитарных дисциплин. Главным объектом изучения этики является человек, а также его поведение и отношение ко всему его окружающему.
Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако в некоторых из них возникают свои определения. В русском языке с XVIII века этот термин называется «нравственность», этимология которого в принципе аналогична своим старшим прототипам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Понятие этики……………………………………………………………………..3
Содержание этики………………………………………………………………...6
Структура этики…………………………………………………………………..7
Заключение………………………………………………………………………...9
Список литературы………………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...2

Понятие этики……………………………………………………………………..3

Содержание этики………………………………………………………………...6

Структура этики…………………………………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………………...9

Список литературы………………………………………………………………10

 

 

 

 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Этика – это философская  наука, которая относится к классу гуманитарных дисциплин. Главным объектом изучения этики является человек, а  также его поведение и отношение  ко всему его окружающему.

Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако в некоторых из них возникают  свои определения. В русском языке с XVIII века этот термин называется «нравственность», этимология которого в принципе аналогична своим старшим прототипам. В современной общекультурной лексике все эти три слова обычно являются синонимами. Например, можно сказать, что поступок этичный, а можно — что поступок нравственный. Но в рамках научного знания эти слова имеют разный смысл. Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание (наука). Под понятиями «мораль» и «нравственность» — изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

Для каждого человека слово  «этика» представляется по-разному. Это представление зависит от того, в каком контексте или в какой сфере используется это понятие. Данный термин впервые употребил Аристотель, обозначив её особой областью исследования «практической» философии. Аристотель утверждал, что цель этики – это оценка поступков, а также их содержание. Он впервые выдвинул этику как самостоятельную науку. Она предполагает общие принципы, но всё же ей присущи различные аспекты.

Главная задача этики –  это исследование человеческих отношений. Основной её задачей является теоретическое  описание, пояснение её норм, принципов, истории, идеала и т.п.

Этика нужна нам для  того, чтобы мы знали, как нужно  поступить в трудных ситуациях  и как вообще мы должны правильно  жить, распознавать добро и зло. Естественно, этика не учит нас тому, что должно происходить в данный момент, при каких либо обстоятельствах дел, но она создаёт для нас некое всеобщее основание, из которого мы можем рассмотреть ситуацию актуальную объективно. Она не формирует нашу жизнь, но всё же привлекает нас к собственному формированию жизни.

Но задача этики состоит  не только в вышеизложенном. Также её задачей остаётся то, что она помогает человеку найти свой путь к достижению блага и понять, что же подразумевается под словом «истинное благо». Благо, как и добро и зло – это один из ключевых вопросов этики.

Предмет даёт нам, студентам, теоретические знания. Ведь этика является фундаментом для подготовки специалиста-психолога, педагога.

 

 

ПОНЯТИЕ ЭТИКИ

Этика (от греч. «ethos» - первоначально дом, жилище, место совместного проживания, гнездо птицы, звериное логово, а также обычай, нрав, характер) – это философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Понятие «мораль» является калькой понятия «этика». Латинское слово «мое» ( mos ) — смысловой аналог слова «этос». Во множественном числе «мое» звучит как «морэ» ( mores ). В таком виде оно и было использовано римским оратором Цицероном (1 в. до н.э.) при переводе аристотелевских текстов.

Предмет изучения этики —  нравственность.

Нравственность можно  определить как особый духовно-практический, а именно ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленную  мировоззрением. Ведь именно совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений  определяет поведение личности, делая  его в высшей степени осмысленным.

 Мировоззрение человека  формируется прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми. Человек — существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравственность — один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.).

Подразумевая слово «этос» как характер, Аристотель ввёл прилагательное «этический». Сделал он это для того, чтобы можно было обозначить особенный класс качеств человека, которые назвал этическими добродетелями.

Прейдя от описания нравов, этика со временем стала превращаться в теоретическую дисциплину, т.е. в философию морали (термин «мораль» и «нравственность» являются синонимами, так как «mores» от лат. – это и есть «нравы»). Первоначально слова «этика», «нравственность» и «мораль» – являлись разными словами, но имели одинаковую терминологию. Со временем эти слова начали закреплять за собой разный смысл. Всё это происходило в процессе развития философии.

Таким образом, этика является гуманитарным учением, а предметом  гуманитарного учения является мораль. Центральная проблема этики –  это соотношение добра и зла.

Специфика этики как теории морали может заключаться в:

  1. Предмете.

Предметом в основном является мораль: это генезис, сущность, специфика. Этика позволяет нам раскрыть место и роль морали в жизни общества. Также она выявляет механизмы регулирования жизнедеятельности человека.

Этика рассматривает структуру  сознания общества и личности человека. Также она анализирует категории такие как добро и зло, честность, совесть, счастье, свобода и ответственность, долг, честь, смысл жизни и т.д.

  1. Методах исследования.

Это изучение философских  источников с целью извлечения этического аспекта, исследование мнения общества. У этики присутствует особый язык и терминология.

  1. Учении о морали.

Специфика этики осмысливает, обобщает и систематизирует, те принципы, нормы поведения и ценности, которые  формируются в процессе практики. В данном случае этика – это учение о морали. С другой же стороны этика является частью морали, так как она задаёт основу деятельности человека и определяет  её направленность.

  1. Этика очень тесно связана с другими науками. Такими как: философия, психология, этнография, культурология, педагогика и т.д. То есть она связана с гуманитарными науками.

Особую связь этики  можно выделить с философией, т.к. этика базируется на философской  науке. Она является частью философии  и выражает основные её идеи. Но также, этика имеет отличия от философии. И в чём же заключается отличие. А отличие состоит в том, что  философия изучает общие принципы отношения мира и человека, а этика  же в свою очередь изучает нравственные принципы отношений человека с миром, а также с другими людьми.

Основной задачей этики  является:

  1. Описание морали. Она описывает идеалы, нормы принципы, а также её историю. Таким образом, можно сказать, что описывает то, что является нравственной культурой общества.
  2. Объяснение морали. Суть объяснения морали состоит в том, что этика анализирует структуру, сущность и механизмы функционирования морали.

Основными видами этики является гуманистическая этика и авторитарная. Данное учение о гуманистической  и авторитарной этике принадлежит  выдающемуся философу, этику XXв. Эрику Фромму (1900–1980гг.). Его учение объясняет моральные проблемы современности наиболее актуально и адекватно.

Суть гуманистической  этики заключается в том, что  морали и этика в этом случае ориентирована  на человека. Примером служит этика  Возрождения и этика античности. Элементы гуманистической этики  на сегодняшний день присущи демократическим гражданским обществам.

Мы привели примеры  этики Возрождения и этики  античности. Теперь для полного представления смысла данного примера рассмотрим, что же такое этика Возрождения и этика античности.

Этика Возрождения – это  этика, возникшая в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.) по причине развития социальных отношений и зарождением новых  капиталистических отношений, при  происхождении существенных поворотов в этнических исканиях. Этика данной эпохи базируется на принципах гуманизма.

Античная же этика начала происходить и развиваться в  то время, когда греческие города стали самостоятельными полисами, в  которых утвердилась демократия. Этика античности – это этика  добродетелей, а не этика ценности и долга.

Суть гуманистической  этики – это рассмотрение человека в телесно-духовной целостности. Э. Фромм утверждал, что «цель человека – быть самим собой, а условие достижения такой цели – быть человеком для себя».

Опирается гуманистическая  этика на веру в человека, свободу, независимость, разум. Гуманистическая  этика считает, что человек должен уметь различать что же такое зло и что такое добро. Также он должен правильно давать этические оценки.

Авторитарная этика определяет, в чём же заключается благо  человека. В авторитарной этике главную роль играет авторитет. Слово «авторитарный» исходит от понятия «авторитета». Авторитет устанавливает нормы и законы поведения (ещё раз напомню, что в гуманистической же этике человек – сам творец норм, а также исполнитель - он регулирует, соблюдает и создаёт нормы). Основу авторитарной этики составляет принцип коллективизма. Он требует подчинения обществу, приведение единым личностным качествам, интересам и взглядам.

Этику гуманистическую и  авторитарную нельзя назвать разной. Это две стороны, два, так сказать, «лица» этики. Взаимосвязь гуманистической  и авторитарной этики заключается  в том, что они могут параллельно  содействовать друг с другом в  качестве регулятивов в одну и ту же эпоху; одна и та же наука (учение, теория) может заключать в себе как и авторитарные начала, так и гуманистические одновременно; в поведении одного4человека могут6проявляться гуманистические и авторитарные наклонности – как одновременно, так и последовательно (следует заметить, что гуманистические наклонности могут внедряться в жизнь человека авторитарным путём); если в гуманистической этики преобладает господство, то авторитарный способ морального регулирования более эффективен.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭТИКИ

Этика сформировалась в эпоху, когда начало происходить формирование рабовладения и когда начался  распад родоплеменного строя. Сначала  учёные занимались описанием уже  сложившихся нравов и обычаев. Но вскоре этого оказалось недостаточно. И примерно с VI века нашей эры в философии появляются попытки осмыслить поведение человека, основные механизмы. Этот период получил название «предэтики». Второй же раздел сформировался уже вместе с возникновением самой этой науки. В данном разделе этика стала уже накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем. Сюда входит:

  • Осмысление профессиональной этики;
  • Этика замкнутых идеологизированных систем;
  • Этика возрастных групп.

Третий раздел этики – это осмысление пути, пройденного наукой и рождение истории этических учений.

Четвёртая часть – это  раздел моральной прогностики. Практически  с самого рождения науки учёные пытались дать идеалы, к которым человек  должен стремиться. Первоначально этот раздел не играл важную роль, он не занимал существенного места в науке. Особую роль он начал играть только тогда, когда началось новое время (особенно в ХХ веке). Всё это было связано с усилением социального бремени и с изменением в социальном процессе.

 

 

СТРУТКУРА ЭТИКИ

В этике можно выделить три основные структуры. Это: эмпирическая, теоретическая и нормативная.

На уровне эмпирического  исследования определяют факты, которые  имеют отношение к моральной  жизни человека и общества, собирают и описывают их, а также устанавливают закономерности. Задачей этики на этом уровне является  описание морали. Это происходит и в таких разделах: социология морали, психология морали, история обычаев.

На теоретическом уровне этика объясняет мораль. Задачей  этики является воссоздание, осмысливание и обоснованность морали.

Задачей нормативного уровня является внедрение в общественную жизнь проверенной совокупности ценностей и норм, стандарта человеческой моральности, моральное воспитание человека и его стимуляция духовного  развития.

Вообще, этика, структурируется по-разному. Всё зависит о того, к какой этической школе она привержена.  Также всё зависит от поставленными перед этикой задачами. Основные блоки в структуре этики принято выделять:


Этика



1. История 2. Теория морали: 3.Нормативная этика  4. Приклад-

а) морали    структура и  Высшие моральные      ная этика

б) этических учений      функции           ценности

 

 

  1. Описывает: генезис и эволюцию морали с самой древности по настоящие дни, а также описывает процесс этических учений. Здесь нам можно выделить дескриптивную этику, которая описывает исторические и социальные морали. Примером могут послужить такие типы морали, как рыцарская, буржуазная и т.д.
  2. Учение о сущности морали, о её основных принципах, функциях, закономерностях. Также к теории морали можно отнести изучение структуры и категориях. Объясняет эволюцию и механизм действия морали.
  3. Обосновывает моральные принципы и нормы, которые играют роль теоретического развития и дополняют моральное сознание общества и человека. Нормативная этика предписывает человеку определённые правила поведения во взаимоотношениях и общении с людьми, имеющие позицию деонтологии (деонтология – это долженствование). Нормативная этика помогает человеку разработать общую стратегию «правильной жизни».
  4. Это совокупность норм, принципов и правил, которые выполняют практическую функцию учения людей такому поведению, которое должно быть у них. В данную этику могут входить такие этики, как:

Информация о работе Понятие и содержание этики