Понятие этикета и история его становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

В основе своей, эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения, в заранее определенных ситуациях, со здравым смыслом, рациональностью и полезностью вложенного в них содержания.

Содержание работы

1.Виды этикета и их характеристика, принципы делового этикета.
2.Понятие, функции и уровни общения.

Файлы: 1 файл

Этика Тема №1.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

 

1. Понятие этикета  и история его становления.  Виды этикета и их характеристика, принципы делового этикета.

      Этикет  - это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами. Беседуя с иностранцем, иногда трудно бывает объяснить, как вы относитесь к нему и к тому, что он говорит. Но если вы владеете этикетом, ваше молчание, жесты, интонации будут красноречивее слов. По внешней манере держаться за границей судят не только о человеке, но и о стране, которую он представляет. До сих пор не устарела мысль, высказанная много лет назад великим просветителем эпохи Возрождения писателем Сервантесом: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

      Этикет (в переводе с греческого «обычай») - представляет собой совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней.

      В основе своей, эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

      Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения, в заранее определенных ситуациях, со здравым смыслом, рациональностью и полезностью вложенного в них содержания.

      Его теоретическое значение состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

      Различают несколько  видов этикета:

  1. Придворный этикет - строго установленный порядок и формы обхождения при дворах монархов. Применяется, в настоящее время, при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления.
  2. Воинский этикет - свод общепринятых в данной армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их жизни и деятельности в частях, на кораблях и в общественных местах.
  3. Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных дипломатических мероприятиях (приемы, визиты, презентации, переговоры, встречи делегаций и т.д.).
  4. Деловой этикет - собрание правил, норм, традиций, выработанных для делового и общения.
  5. Общегражданский этикет - совокупность правил и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами данного общества.

      Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

      По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

      Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и различного рода официальных мероприятиях, приемах, церемониях, переговорах.

     Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

      Обыкновенно «классическими странами этикета» называют Англию и Францию. Однако родиной этикета назвать их сложно, поскольку грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господствуют в обеих странах, одна лишь Италия того времени составляет исключение.  Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше, чем в других странах.

      Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. В это же время Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной с варварскими обычаями. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.

      В то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры, которая и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

      Деловой этикет является важной составляющей деловых отношений, основывающих на следующих принципах:

         1. Здравый смысл: нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.

      Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаемы быть не могут.

         2. Свобода: имеется в виду то, что правила и нормы делового этикета, хотя и существуют и весьма ревностно исполняются, тем не менее, не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами.

      Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям. Однако такой принцип делового этикета, как свобода, ограничен:

  1. Здравым смыслом;
  2. Климатическими условиями;
  3. Традициями;
  4. Национальными особенностями;
  5. Политическим режимом и др.

         3. Этичность: весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т.е. деловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро.

         4. Удобство: нормы делового этикета - не путы, не оковы, не кандалы на руках и ногах партнеров по бизнесу, они не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики.

      Удобным для делового человека должно быть все - от планировки служебного помещения, до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.

         5. Целесообразность: суть этого принципа в том, что каждое предписание делового этикета должно служить определенным целям. Виды деловых отношений - презентация, деловая беседа, ведение переговоров и т.п. - имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать.

         6. Экономичность: этика деловых отношений не должна обходиться слишком дорого; высокая «стоимость» моральности в делах сама по себе не этична, поскольку представляет собой вычет либо из прибыли организации, либо из доходов отдельного сотрудника.

      Разумная стоимость - вот то соображение, которым следует руководствоваться протокольному отделу организации.

         7. Консерватизм: этот принцип является само собой разумеющимся, так как корни делового этикета - в этикете государственном, имеющем многовековую историю, в этикете воинском, (столь же почтенного возраста) в светском (общегражданском) этикете, который хотя и не столь давно существует, однако его концепции завоевали прочное место в жизни общества и стали классическими.

         8. Непринужденность: нормы делового этикета должны быть таковы, чтобы соблюдение их не превращалось в нечто навязываемое, отторгаемое психологически; они естественны, исполняемы с легкостью и без напряжения, (нельзя путать непринужденность с бесцеремонностью, расхлябанностью, невниманием к окружающим, невоспитанностью!)

         9. Универсализм: это значит, что следует стараться, чтобы каждая рекомендация или норма делового этикета была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений.

         10. Эффективность: суть этого принципа в том, что стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, функции и уровни общения.

 

      Общение как деятельность свойственна ряду профессий. По своему служебному долгу, например, постоянно находятся в общении работники справочных служб, сферы услуг, секретари, менеджеры по связям с общественностью, преподаватели, служащие социальной сферы, руководители и т.д. В принципе любая деятельность не обходится без общения в той или иной степени частоты. И наоборот - результатом общения зачастую становятся какие-то поступки, деятельность человека.

      Таким образом, общение в широком смысле - любая форма контакта между людьми. Диалектика общения отражается в том, что с одной стороны люди при контактах входят в конфликты интересов и получают отрицательные эмоции. С другой стороны природа позаботилась о самоценности общения, о том, чтобы люди получали удовольствие от общения и тянулись друг к другу.

      Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальном статусе и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью процесса делового общения является регламентация т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

            Выделяют следующие функции общения:

  1. Контактная функция - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи.
  2. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
  3. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
  4. Функция самовыражения или понимания определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
  5. Трансляционная функция служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.
  6. Функция оказания влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.
  7. Информативная функция - обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями.
  8. Эмотивная функция - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний.
  9. Статусоопределяющая функция - выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды.

      Общение имеет различные уровни.

  1. Макроуровень - массовые контакты незнакомых людей в достаточно больших группой - в толпе, на митингах и шествиях, на региональном, национальном вплоть до общечеловеческого социума. Сюда же входят коммуникации через различные виды массовой информации.
  2. На мезоуровне происходит общение, например, в учебных и трудовых коллективах, между подразделениями.
  3. Микроуровень общения - это общение межличностное, подразумевающее известную психологическую близость партнеров.

Информация о работе Понятие этикета и история его становления