Понятие юридической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является полное рассмотрение юридической культуры.
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:
-во-первых рассмотреть разработанную и ныне действующую, развёрнутую и непротиворечивую систему законодательства, отражающую общечеловеческие духовные ценности;
- во-вторых проанализировать, как обеспечиваются и защищаются права личности;
-в-третьих разобрать, как действует режим законности и законопослушания.

Файлы: 1 файл

проф.этика.docx

— 46.76 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Культура общества - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения

Юридическая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет всё, что создано человечеством в правовой сфере: право, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридические обычаи и традиции, юридическое мировоззрение, национальные корни и историческую память. Поэтому объектом исследования юридической культуры являются общественные отношения сферы деятельности человека.

Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения, авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности.

Необходимым элементом юридической культуры также можно считать наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспроблемного, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости, высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности и информационной обеспеченности.

В правовую культуру включаются и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учёт в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.

        Актуальность  темы обусловлена тем, что юридическая  культура является непременной  составной частью общечеловеческой  культуры.

        Объектом  данного исследования являются  культура юридической деятельности.

         Предметом является сущность, содержание и развитие культуры юридической деятельности.

Целью исследования является полное рассмотрение юридической культуры.

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:

-во-первых рассмотреть разработанную и ныне действующую, развёрнутую и непротиворечивую систему законодательства, отражающую общечеловеческие духовные ценности;

- во-вторых проанализировать, как обеспечиваются и защищаются  права личности;

-в-третьих разобрать, как действует режим законности и законопослушания.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие юридической культуры

Социологические и философские исследования, имеющие отношение к вопросу, позволяют определить основные направления правовой культурологии, сосредоточить внимание на показе развития всего социального организма правовой культуры.

Имеющиеся в мировой науке подходы к культуре оказывается возможным свести к трем группам:

1) антропологические;

2) социологические;

3) философские.

 При антропологическом  подходе культура понимается  в качестве совокупности всех  благ, созданных человеком, в отличие  от того, что создала природа. Социологический подход трактует  ее в виде совокупности духовных  ценностей: здесь культура выступает  как компонент общественной жизни. И, наконец, при философском подходе  культура рассматривается среди  явлений, выделяемых чисто аналитически, не связанных с общественным  развитием.1

 Положительной стороной  первого подхода является его  широта, поскольку культура рассматривается  как проявление самых разнообразных  сторон и сфер общественной  жизни. Его достоинство становится  еще более очевидным при сравнении  с довольно распространенной  и сегодня практикой узкого  и в большинстве случаев ситуативного  употребления понятий «культура»  и «юридическая культура». Однако  широкому подходу присущи и  серьезные недостатки. Он ориентирован  лишь на суммативную, механическую  фиксацию объективированных в  соответствующих продуктах человеческой  деятельности ее результатов. Кроме  того, характеризуя эти результаты  как ценности, предлагаемый подход  не позволяет сформулировать достаточно четкие критерии для определения того, что следует считать ценностями. Ограничиваясь им, нельзя вычленить правовые ценности, без которых невозможно понять юридическую культуру.

Играя определенную позитивную роль в процессе развития ценностных представлений о культуре, обозначенный подход должен быть, дополнен двумя другими способами анализа данного социального явления. Один из них проявляется в осознании культуры как процесса творческой деятельности, другой - как специфического способа человеческой деятельности. Общим для них является деятельностная интерпретация культуры, хотя способы этой интерпретации далеко не тождественны. В первом случае культура анализируется через процессы духовного производства, функционирования и совершенствования человека. Представители второй концепции предлагают общую модель культуры как универсального свойства общественной жизни.

Разные цели, к достижению которых стремились представители каждой из этих концепций, обусловили как особенности научных поисков, так и своеобразие практической ориентации. Личностный план анализа культуры закономерно определил тяготение к аксиологическому подходу, первостепенное внимание к сфере идеологии и гуманистики.

Культурология призвана создавать действенное противоядие позитивистскому технократическому мышлению, пустившему глубокие корни в сознании научно-технической интеллигенции, юристов, хозяйственных работников, не исключая и парламентариев. Само время, наша практика все чаще выдвигают требование подвергнуть каждое экономическое, юридическое, хозяйственное, техническое решение, каждую концепцию, каждый проект законодательного акта своего рода гуманистической экспертизе, выявить их глубинный человеческий смысл и направленность. Если они не «работают» на человека, то не имеют и права на существование.

Личностный план рассмотрения культуры, закономерно обусловил и основные направления российской правовой культурологии, стимулировал исследование проблем правовой культуры личности. По существу, почти все работы, посвященные правовой культуре, до сих пор затрагивали личностную проблематику.2

Сторонники другой концепции культуры, рассматривая ее как универсальное свойство общественной жизни, сосредоточили внимание на анализе функционирования и развития всего социального организма. С этой целью они обратились к принципам системного анализа и к изучению исследовательской практики таких отраслей науки, как этнография, археология, антропология, социальное правление. Полученные ими результаты в конечном счёте также позволили лучше осознать суть культурологического феномена в творческой деятельности человека.

 Рассмотрение культуры  через призму творческой деятельности  характерно для авторов, специально  занимающихся проблемами личности. Несмотря на имеющиеся расхождения  во взглядах представителей данного  направления, их объединяет анализ  культуры с позиций исторически  активной творческой деятельности  человека и его развития как  субъекта этой деятельности. Прогресс  культуры при таком подходе  совпадает с развитием личности  в любой сфере социальной жизнедеятельности.

По мнению В.П. Сальникова, имеет методологическое значение для понимания правовой культуры личности. Он ориентирует на выделение двух параметров правовой культуры - творческого и личностного, благодаря которым устанавливаются критерии вычленения правовой культуры из всего комплекса социальной жизни. Что же касается самой этой концепции, то она вызывает симпатии своей гуманистической направленностью, подчеркиванием фундаментальной роли человека как созидательного начала в развитии цивилизации и прогресса. При возрастании роли личности в становлении гражданского общества и формировании правового государства актуальность и значимость этой концепции повысятся еще более.3

Связана с этой концепцией и тенденция к аксиологизации культуры, наделению ее положительными свойствами. Культура с этих позиций понимается как система ценностей и процесс их реализации. Такой подход дает возможность охарактеризовать правовую культуру через меру гуманизации человека и общества.

Устойчивое сохранение двух рассмотренных концепций культуры - понимание ее как некоторого творческого процесса и как специфического способа человеческой деятельности, вероятнее всего, связано с их взаимодополняемостью. Представители этих концепций в своих исследованиях ориентируются на анализ хотя и различных, но естественно предполагающих друг друга объектов - культуры личности и культуры всего общества. Такой подход позволяет считать выделение соответственно правовой культуры личности и правовой культуры общества важнейшим методологическим принципом обозначенной проблемы.

Представляется, что в основу классификации юридической культуры необходимо положить ее понимание как целостной системы, выявление подсистем которой и создает теоретические предпосылки для выработки общей системной модели, приближенной к реальным процессам функционирования и развития человека и общества. Так, анализ юридической культуры невозможен без вычленения различных срезов культуры: интериорного - непосредственно выражающего мир психических процессов человеческих индивидов, поведенческого - когда культура объективируется в соответствующих действиях, состояний - когда явления культуры получают независимую от человеческого организма объективизацию. Отмеченные срезы, охватывая всевозможные проявления культуры, в реальных процессах функционирования и развития характеризуются органической взаимосвязью и взаимопереходами и, безусловно, должны учитываться при построении модели юридической культуры и определении ее функций.4

Анализируя исходные общенаучные требования к построению теории юридической культуры, нельзя, разумеется, обойтись и без аксиологического анализа последней, хотя ограничиваться только этим нельзя. Подход к пониманию юридической культуры лишь через призму аксиологической направленности составляющих ее элементов не позволяет создать прочный теоретический фундамент правовой культурологии хотя бы потому, что свойства, благодаря которым выделяется класс объектов изучения, имеют субъективный характер, так как непосредственно сопряжены с ценностными установками познающих субъектов. Но и без аксиологического подхода нельзя правильно определить понятие юридической культуры. После выявления и отбора явлений, относимых к сфере правовой культуры, познания законов функционирования и совершенствования данного класса явлений, в обязательном порядке нужен аксиологический анализ. Только с его помощью можно дать объективную оценку каждого явления юридической культуры, определить его общественно-историческую значимость.

Если исходить из отмеченных выше предпосылок, учитывая принципы формирования теории юридической культуры и не упуская из вида существующие подходы ученых-юристов к исследованию изучаемого явления, то можно сделать вывод о необходимости системного использования имеющихся в правовой культурологии достижений. Лишь в этом случае обнаружатся все богатство, жизненность и сила высшей абстракции в области теории правовой культуры, а именно - понимание последней как результата и средства развитие такого субъекта права, как человек.

Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, определяемой мировоззрением, без прогрессивной направленности этой деятельности и этого мышления. Она выступает здесь как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии. При этом важно сделать акцент на назначение юридических средств -прогрессивное развитие личности и общества. Юридическая культура в полной мере может быть понята лишь в общем контексте социального прогресса. Подлинная юридическая культура немыслима без преемственности всего лучшего из прошлой истории и без прогрессивной направленности ее функционирования в настоящем. Без того и другого смысл данной категории оказывается выхолощенным.

Понятие «юридическая культура общества» характеризует более всего ценностный срез правовой реальности, уровень ее поступательного развития, включенность в нее завоеваний цивилизации. Юридическая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности, «заставляет» власть придать правовому статусу человека юридическую значимость: обеспеченность законом и судом.

Юридическая культура личности, будучи компонентом юридической культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида. Эта деятельность способна соответствовать прогрессивным достижениям общества и его культуры в сфере права, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение как самой личности, так и общества. Безусловно, цивилизованная правовая культура личности обеспечивает стабильность прогресса общества.5

Таким образом, правовую культуру личности и общества можно рассматривать как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний прогрессивного человечества. Она становится неотъемлемым компонентом цивилизованности и правового государства.

Информация о работе Понятие юридической культуры