Понятие коммуникативной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:18, реферат

Описание работы

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляют процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие.

Содержание работы

Введение
1. Коммуникативная компетенция
2. Различие между терминами
3. Понятие социально-психологической компетенции
4. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

Проф ЭТИКА сделано.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования

 Самарский государственный  колледж сервисных технологий  и дизайна

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Понятие коммуникативной компетентности»

 

 

 

выполнила студентка группы №ХСз-5

 специальности «Сервис по хим. обработке материала»

Илясова М.В.

Проверила преподаватель:

Усенкова О.В.

Оценка:


(роспись преподавателя)


 

 

Самара 2013г.

Содержание

Введение

  1. Коммуникативная компетенция
  2. Различие между терминами
  3. Понятие социально-психологической компетенции
  4. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение  выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Человек с момента  рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

В самом общем плане  компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задачах.

 

 

 

 

 

  1. Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция - это способность реализовать  лингвистическую компетенцию в  различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Ее ведущим компонентом являются речевые (коммуникативные) умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма.

Лингвистическая, или  языковая компетенция - это совокупность речевых умений (4 вида речевой деятельности) и языковых знаний и навыков их использования (фонетические, лексические  и грамматические навыки).

Коммуникативная деятельность - это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некоторый "шаг" в направлении к цели общения.

Коммуникативная деятельность - это сложная многоканальная система взаимодействия людей, основными сторонами которой является:

  • коммуникативная;
  • интерактивная - организация общения;
  • перцептивная - взаимопонимание.

Выделяют два типа коммуникативной деятельности:

  1. личностно-ориентированный;
  2. социально-ориентированный.

 

Эти два типа отличаются:

  1. коммуникативной;
  2. функциональной;
  3. социально-психологической;
  4. речевой структурой.

Коммуникативная компетентность рассматривается как система  внутренних ресурсов, необходимых для  построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.

 

2. Различие между терминами

Термины «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность»  встречаются все чаще и нередко  употребляются без различения смысла меду ними. Между тем, они существенно различаются между собой. Термин «коммуникативная компетенция» возник как развитие идеи N. Chomsky о лингвистической компетенции - ограниченном наборе грамматических правил, позволяющих порождать неограниченное количество правильных предложений. Идея оказалась привлекательной для ученых, работающих в области языкового тестирования, поскольку лингвистическую компетенцию можно было достаточно точно измерять (тестировать) с помощью имеющихся средств педагогических измерений (тестов). Поскольку лингвистическая компетенция существенно ограничивала объект языкового тестирования в условиях коммуникативного обучения языку, возникли идеи расширения этого конструкта, который был назван «коммуникативная компетенция».

Коммуникативная компетенция - это демонстрируемая область (области) успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. При всем разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции, наиболее общими компонентами являются:

  • лингвистический (лексика, грамматика, фонетика, орфография),
  • дискурсивный (построение устных и письменных текстов),
  • прагматический (успешное достижение коммуникативной цели),
  • стратегический (преодоление трудностей коммуникации).
  • социокультурный (соответствие социокультурным нормам).

Все компоненты коммуникативной  компетенции могут быть измерены с помощью тестирования и объективно оценены (наименее разработанным пока еще остается тестирование социокультурной компетенции учащихся).

В отличие от коммуникативной  компетенции, коммуникативная компетентность определяется в современной науке  как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной  деятельности. Этот ресурс включает не только компоненты, измеряемые с помощью языкового тестирования, но и иные составляющие.

Эти составляющие не входят в конструкт языкового тестирования и не могут измеряться с помощью  языковых тестов. Они обнаруживаются на более высоком - личностном уровне и включают интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью. Таким образом, если коммуникативная компетенция представляет собой область успешной коммуникативной деятельности, то коммуникативная компетентность представляет собой более глобальное образование, именуемое личностным ресурсом и выходящее за пределы компетенции разработчиков языковых тестов.

 

  1. Понятие социально-психологической компетенции

Единственная настоящая  роскошь - это роскошь человеческого  общения. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим - партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я - ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

Компетентность в общении  предполагает готовность и умение строить  контакт на разной психологической  дистанции - и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции - владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в  достижении двух уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности - коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью  своей субъективности в общении  связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

  • Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  • Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
  • Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Коммуникативная установка партнёра - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два  взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общении. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

Эмоционально-психологическая саморегуляция  создаёт настрой на общение в  соответствующих ситуациях, эмоциональный  настрой на ситуацию общения, означает, прежде всего, перевод обыденных  эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия.

В процессе эмоционально-психологической  саморегуляции следует различать  три фазы: длительное эмоциональное  «заражение» проблемой, темой и  материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую  идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения.

Эмоционально-психологическая  саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в  единстве с экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую  часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в  умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения.

Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персонизированым субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию.

Таким образом, коммуникативная  компетентность является необходимым  условием успешной реализации личности.

 

  1. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности

Исходя из того, что  в состав компетентности включают некоторую  совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативного процесса, выделяют следующую стратегию построения системы диагностики: инвентаризация компонентов компетентности (знаний, умений и навыков) и подбор или создание для оценки каждого из компонентов соответствующей психологической процедуры. Однако на практике такой подход не может быть эффективно реализован - по мере расширения и углубления исследований коммуникации рост числа выявляемых компонентов превышает темпы создания диагностических средств, отвечающих элементарным критерием надёжности. Фактически же при диагностике компетентности ограничиваются оценкой весьма узкого набора её составляющих. Поскольку всесторонняя диагностика затруднительна, желательно определить критерии отбора основных компонентов компетентности для оценки.

Информация о работе Понятие коммуникативной компетентности