Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 09:41, курсовая работа
До христианства на Белорусских землях существовало язычество. Здесь, как и у других народов имели место фетишистские, тотемистические, анимистические верования, были широко распространены культ предков, охотничьи, земледельческие культы, культ умерших, процветала разного рода магия.
Начало христианства на белорусских землях связано с крещением на Руси при киевском князе Владимире в 988 г. Для распространения православной веры Владимир открыл епископии в Киеве, Белгороде, Полоцке, Чернигове, Новгороде, Ростове.
1.1 История религии и вероисповедания на территории Беларуси…………...……………………………………………………………....3
1.2. Актуальность вопроса о правах, гарантиях и свободе вероисповеданий в РеспубликеБеларуси ……………………………………………………………...5
1.3. Библиографический обзор….………………………………………………..6
2.1. Цель.………...…………………………………...………….............................7
2.2. Анализ международных документов (ООН)……………………………….7
2.3. Анализ национального законодательства и реализация прав,гарантий и свободы вероисповеданий в Республике Беларусь……………………………10
3.Заключение……………………………………………………………………..15
4.Cписок литературы……………………………………………………………17
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УО «Белорусский государственный университет
транспорта»
Кафедра «Философия, история и политология»
СУРС
по спецкурсу: «Права человека»
по теме:
«Права,гарантии и свобода вероисповеданий
в Республике Беларусь»
Выполнил:
студент группы ЭC-21
Мариненко Т.В.
Гомель, 2014
Оглавление
1.1 История религии и вероисповедания
на территории Беларуси…………...……
1.2. Актуальность вопроса о правах, гарантиях и свободе вероисповеданий в РеспубликеБеларуси ……………………………………………………………...5
1.3. Библиографический обзор….………………………………………………..6
2.1. Цель.………...…………………………………...………
2.2. Анализ международных документов (ООН)……………………………….7
2.3. Анализ национального законодательства и реализация прав,гарантий и свободы вероисповеданий в Республике Беларусь……………………………10
3.Заключение………………………………………………
4.Cписок литературы……………………………………………………
История религии
и вероисповедания на территории Беларуси
До христианства на
Белорусских землях существовало язычество.
Здесь, как и у других народов имели место
фетишистские, тотемистические, анимистические
верования, были широко распространены
культ предков, охотничьи, земледельческие
культы, культ умерших, процветала разного
Начало христианства
на белорусских землях связано с крещением
на Руси при киевском князе Владимире
в 988 г. Для распространения православной
веры Владимир открыл епископии в Киеве,
Белгороде, Полоцке, Чернигове, Новгороде, Ростове.
После введения унии
1386 г. положение православной церкви в
ВКЛ изменилось. Малоизвестная до того
в княжестве римско-католическая церковь
стала государственной, а высшие государственные
должности в стране стали занимать католики,
которые относились враждебно к православной
вере. Православная церковь была поставлена
вне государства и лишена всех прав и привилегий.
В 1387 г. князь ВКЛ Ягайло основал католическую
епископию, учредил католические приходы
и одарил их богатыми имениями. Ягайло
запретил католикам вступать в браки с
православными, пока последние не станут
католиками. Такие порядки поставили католиков в
После Люблинской унии
1569 г., когда ВКЛ было присоединено к Польше,
началось активное искоренение православия.
Некоторые православные епископы стали
переходить в католичество с сохранением
своего прежнего православного обряда.
В июне 1591 г. в Бресте был подписан акт
о подчинении православных епископов
в ВКЛ Римскому Папе.
В июне 1596 г. восточная
и западная церкви были объединены и создана
униатская церковь. После Брестской унии
униатские епископы насильно захватили
в свои руки все православные епископии.
В марте 1839г. Святейший
Синод постановил указ о воссоединении
униатской церкви с православной. После
присоединения Беларуси к России православная
церковная жизнь быстро активизировалась.
Многие униаты переходили в православную
Общественно-политическое
развитие Беларуси в конце ХХ столетия
повлекло за собой коренное изменения
в государственном и политическом устройстве
страны, оказало существенное влияние
на состояние отношений между государством,
обществом и религиозными организациями.
Как показывают результаты
многолетних социологических исследований,
это произошло в условиях, когда религиозное
самосознание белорусского народа существенно
возросло, и конфессиональный фактор стал
играть очень важную роль в общественно-политической жизни Беларуси. Многие
люди увидели в религии гарантию стабильности,
порядка, незыблемости духовных устоев
белорусского общества, развития национальных
традиций белорусского народа.
По состоянию на 1 января
2004 года в Республике Беларусь насчитывалось
2863 религиозных общины, в их числе 1290 православных
и 432 католические. Старообрядческих общин
в республике – 34, Христиан веры Евангельской
– 494, Евангельских христиан-баптистов
– 270, Совет церквей ЕХБ – 29, Греко-католических
– 13, Новоапостольских – 20, Иудейских
– 29, Исламских – 27, Свидетелей Иеговы
– 26, бахаи – 6, мормонов – 3, кришнаитов
– 6, первых христиан – 1. Число религиозных
общин продолжает увеличиваться. Кроме
того, немалое число религиозных организаций
действуют без регистрации, не получая
статуса юридического лица.
В религиозных организациях
осуществляют свою деятельность 2696 служителей
культа. В 2003 году протестантскими объединениями
было приглашено в Республику Беларусь
199 иностранцев, в том числе 28 человек для
религиозной деятельности.
Белорусские социологи
говорят, что верующими себя считают около
50% взрослого населения Беларуси. Среди
верующих – более 80% православных; более
10% - католиков; почти 2% - протестантов;
0,2% - мусульман; 0,2% - иудеев; еще около 1%
исповедуют другие религии. Но точные
цифры назвать невозможно, ибо официальной
статистики по данной проблеме нет.
В структуре конфессий
в республике основную долю занимают православные
(45,06%), католические (15,1%) и протестантские
(35,21%) общины; 4,63% - остальные вероисповедания
и религиозные течения.
При этом религиозность
среди женщин несколько выше, чем среди
мужчин, соответственно – 54,5% и 33,3%. Среди
старших возрастных групп доля верующих
значительно выше, чем среди молодых. В
православной и католической конфессиях
отчетливо наблюдается обратно пропорциональная
зависимость уровня религиозности от
уровня образования. Распространение
конфессий в Беларуси имеет также и довольно
выраженную внутреннюю границу, которая
разделяет страну на две части: восточную
и западную. При этом в Западной Беларуси
более высокий уровень религиозности
(около 70-80% населения – верующие). Здесь
же значительно больше католиков, чем
в восточных регионах.
Актуальность вопроса о правах, гарантиях и свободе вероисповеданий в Республике Беларусь
Тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. В различные эпохи проблема прав человека занимала лучшие умы человечества.Одним из важнейших институтов такой защиты является право на свободу вероисповедания.
Свобода вероисповедания- это
Создание и функционирование международных соглашений в области защиты прав, гарантий и свободы вероисповеданий человека оказывает существенное воздействие и на национальную правовую систему Республики Беларусь. Вместе с тем современное международное право со значительной полнотой определяет содержание важнейших положений конституционного права Республики Беларусь - норм о правах человека. Роль международного права в этом процессе находит все более основательное признание в конституционном праве государства.
Идеал религиозной свободы завоевал чрезвычайно широкое признание во всем мире и в нашем государстве, в частности, и в настоящее время он признается не только всеми крупными международными декларациями и соглашениями по правам человека, но и подавляющим большинством конституций стран мира и конституциями (уставами) субъектов Республики Беларусь.
Религиозную свободу в конкретном обществе можно оценить по степени зависимости государственных учреждений от религиозных и наоборот. При этом следует учитывать, что разделение церкви и государства автоматически не приводит к появлению свободы совести и вероисповедания. Жесткое разделение, к примеру, может перерасти во вражду к религии, а механическое требование разделения любой ценой может направить государственную систему к равнодушию, или, наоборот, к репрессиям. И только культура или историческое прошлое народов обусловливают конкретный подход, обеспечивающий максимально возможную степень свободы совести и вероисповедания в каждой конкретной стране.
Актуальность темы обусловлена фактором недостаточной научной и правовой разработанности темы. Вследствие научной неразработанности темы право каждого на свободу совести и вероисповедания упоминается повсеместно лишь в качестве декларации, фактически исключаясь из правового поля. И белорусское законодательство, таким образом, вместо того, чтобы регулировать реализацию свободы мировоззренческого выбора, направлено на регламентацию деятельности религиозных объединений.
Необходимость формирования правового механизма реализации права на свободу совести и вероисповедания для каждого человека в современном демократическом правовом государстве требует проведения реформы основополагающих принципов и понятийного аппарата в данной сфере.
Защита права на свободу совести и свободу вероисповедания ведет к усилению стабильности и упрочению мира и отражает процесс взаимопроникновения религий и культур в условиях глобализации.
Библиографический обзор
Во Всеобщей декларации
прав человека, Европейской конвенции
о защите прав человека и основных свобод
и Международного пакта о гражданских
и политических правах глубоко раскрывается суть свободы религии и вероисповедания.
Также существует Декларация о ликвидации всех
форм нетерпимости и
Цель данной работы
Целью данной работы
является изучение, и раскрытие вопроса
о правах,гарантиях и свободе совести
и вероисповедания, обоснование теоретической
и практической значимости данной темы,
понятие каждым человек правового механизма
реализации права на свободу совести и вероисповедания
в современном демократическом правовом
государстве.
Анализ международных документов (ООН)
Вопрос о свободе религии и убеждений на протяжении многих лет находится в сфере внимания Организации Объединенных Наций.Уже во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году, было закреплено право на свободу мысли, совести и религии.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года закрепил это положение, определив, что «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».
25 ноября 1981 года Генеральная Ассамблея провозгласила Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (резолюция 36/55).
Всемирная конференция по правам человека, состоящаяся в Вене в июне 1993 года, призвала все правительства принять, согласно их международным обязательствам и с должным учетом их соответствующих правовых систем, все надлежащие меры для борьбы с нетерпимостью и связанным с ней насилием на основе религии или убеждений, включая практику дискриминации в отношении женщин и осквернения мест религиозных культов, исходя из признания того, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести, убеждений и религии.
В своей резолюции 56/6 от 9 ноября 2001 года о Глобальной повестке дня для диалога между цивилизациями Генеральной Ассамблея признала ценный вклад, который может внести диалог между цивилизациями в достижение более глубокого осознания и понимания общих ценностей, разделяемых всем человечеством.
Всеобщая декларация прав человека(принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года):
В Ст.7 указано,что «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации».
Ст.18 гласит,что «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов»
Ст.19 указывает на то,что «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».А Ст. 23 обеспечивает равные права без какой-либо дискриминации на равную оплату за равный труд.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений(провозглашена резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года):
Как и Ст.18 Всеобщей декларации прав человека,ст.1 с такой же точностью указывает на свободу мысли, совести и религии.Ст.6 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений закрепила основное содержание свободы совести и религии. В ст. 2 данного документа указано, что: «Нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений означают любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод».
Статья 3 гласит,что «Дискриминация людей на основе религии или убеждений является оскорблением достоинства человеческой личности и осуждается как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и подробно изложенных в Международных пактах о правах человека…».Ст.5 утверждает право родителей на определение образа жизни ребёнка в рамках семьи в соответствии со своей религией или убеждениями,а также исходя из нравственного воспитания.А ст.4 указывает на обязанность всех государств «принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений в признании, осуществлении и реализации прав человека и основных свобод во всех областях гражданской, экономической, политической, социальной и культурной жизни».
Международный пакт о гражданских и политических правах(принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года)(вступление в силу: 23 марта 1976 года в соответствии со статьей 49):
Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии соединяет со свободой мысли, включая в нее «свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору» (ст. 18)
Ст.24 указывает,что «Каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства».Ст.25 гласит,что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации возможность принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах,а также допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
«В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком».Т.е. лицам в таких меньшинствах предоставляются те же права,что и всем гражданам данной страны»(Ст.27 Международного пакта).
В 1986 году Комиссия по правам человека назначила Специального докладчика по вопросу о свободе религии или убеждений. Резолюция 6/37 от 14 декабря 2007 года Совета по правам человека постановила продлить мандат Специального докладчика на три года и в этой связи предложила Специальному докладчику:
1.способствовать принятию
на национальном, региональном и
международном уровнях мер по
обеспечению поощрения и
2.выявлять существующие и вновь возникающие препятствия на пути осуществления права на свободу религии или убеждений и представлять рекомендации о путях и средствах преодоления таких препятствий;
3.продолжать свои усилия по рассмотрению случаев и действий правительств, не совместимых с положениями Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, и, при необходимости, представлять рекомендации в отношении мер по исправлению положения;
Информация о работе Права,гарантии и свобода вероисповеданий в Республике Беларусь