Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 09:41, курсовая работа
До христианства на Белорусских землях существовало язычество. Здесь, как и у других народов имели место фетишистские, тотемистические, анимистические верования, были широко распространены культ предков, охотничьи, земледельческие культы, культ умерших, процветала разного рода магия.
Начало христианства на белорусских землях связано с крещением на Руси при киевском князе Владимире в 988 г. Для распространения православной веры Владимир открыл епископии в Киеве, Белгороде, Полоцке, Чернигове, Новгороде, Ростове.
1.1 История религии и вероисповедания на территории Беларуси…………...……………………………………………………………....3
1.2. Актуальность вопроса о правах, гарантиях и свободе вероисповеданий в РеспубликеБеларуси ……………………………………………………………...5
1.3. Библиографический обзор….………………………………………………..6
2.1. Цель.………...…………………………………...………….............................7
2.2. Анализ международных документов (ООН)……………………………….7
2.3. Анализ национального законодательства и реализация прав,гарантий и свободы вероисповеданий в Республике Беларусь……………………………10
3.Заключение……………………………………………………………………..15
4.Cписок литературы……………………………………………………………17
4.продолжать применять гендерный подход, в частности путем выявления случаев злоупотреблений гендерного характера, при подготовке докладов, в том числе при сборе информации и в своих рекомендациях.
Анализ национального законодательства и реализация прав,гарантий и свободы вероисповеданий в Республике Беларусь
Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты. Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи.Светским можно считать такое государство, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания.
В связи с развитием международных связей Республики Беларусь все большее значение для национальной правовой системы страны приобретает международное право. В статье 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства. В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (статья 20) и в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (статья 19) установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства.
Конституция Республики Беларусь 1994 года(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.):
Согласно ст. 16 «религии
и вероисповедания равны перед законом.
Запрещается деятельность религиозных
организаций, их органов и представителей,
которая направлена против суверенитета
Республики Беларусь, ее конституционного
строя и гражданского согласия либо сопряжена
с нарушением прав и свобод граждан, а
также препятствует исполнению гражданами
их государственных, общественных, семейных
обязанностей или наносит вред здоровью
и нравственности».
Согласно ст.4 Конституции
идеология религиозных объединений не
может устанавливаться в качестве обязательной.
«Каждый имеет право
самостоятельно определять свое отношение
к религии, единолично или совместно с
другими исповедовать любую религию или
не исповедовать никакой, выражать и распространять
убеждения, связанные с отношениями к
религии, участвовать в отправлении религиозных
культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных
законом» (ст. 31 Конституции).
Закон «О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики
Беларусь «О свободе вероисповеданий
и религиозных организациях» (далее –
Закон) был принят 27.06.2002 г. Палатой представителей
Национального собрания Республики Беларусь.
Одобрен Советом Республики 2 октября
2002 года. 31 октября 2002 года он подписан
Президентом Республики Беларусь. В Законе приоритетное
внимание уделяется защите государственных
интересов в результате деятельности
религиозных объединений, а в ст. 8 подчеркивается
«недопущение использования государственной
символики, проведения собраний, митингов,
предвыборной агитации политического
характера, выступлений, призывов, оскорбляющих
представителей органов государственной
власти, должностных лиц и отдельных граждан».
Ничто в содержании
Закона не должно истолковываться в смысле
ущемления прав человека и гражданина
на свободу совести, гарантированных Конституцией
и вытекающих из международных договоров
страны. Основной целью Закона является
сбалансирование взаимоотношений государства
и конфессий, при котором обеспечивается
конституционное право граждан самостоятельно
определять свое отношение к религии.
В преамбуле закона
признается определяющая роль православной
церкви в историческом становлении и развитии
духовных, культурных и государственных
традиций белорусского народа.Равенство
религий может и должно быть только в юридическом
смысле, но не в культурно-историческом.
Анализ содержания
Закона в целом показывает, что ни одна
его норма не устанавливает различный
объем прав и обязанностей организаций
в зависимости от их принадлежности к
той или иной конфессии.
Один из ключевых вопросов
Закона – взаимоотношения государства
и конфессий. Государство – достоинство
Закона в том, что он четко говорит об этом
– свойственными ему средствами создает
условия нормальной деятельности конфессий(ч.
Государство не возлагает
на конфессии выполнение, каких либо государственных
функций, не вмешивается в деятельность
религиозных организаций, если эта деятельность
не противоречит законодательству Республики
Беларусь.
В соответствии со
ст. 8 Закона Республикой Беларусь заключен
конкордат – соглашение о сотрудничестве
государства и Белорусской Православной
Церкви от 12.06.2003 г.
Представители иных
конфессий в Республике Беларусь опасаются,
что данное соглашение может быть не только
первым, но и единственным, т.к. государство
имеет право, но не обязано заключать такие
соглашения с «нетрадиционными» конфессиями.
Сама практика деления
конфессий на «традиционные» и «новые»,
по их мнению, создает прецедент неравенства,
привилегированного положения отдельных
конфессий. Немало обеспокоены и атеисты,
которые ожидают, что соглашение станет
правовым обеспечением проникновения
религиозных проповедников в систему
образования.
Часть 2 ст. 10 Закона
наделяет республиканский орган государственного
управления по делам религии полномочиями
по контролю за исполнением законодательства
Республики Беларусь о свободе совести,
вероисповедания и религиозных организациях.
Необходимо отметить, что контроль над
религиозными организациями наряду с
правоохранительными органами специальным
уполномоченным органом является общемировой
практикой, а не исключением.
В ст. 13 Закона содержатся
понятия религиозных организаций. Таковыми
в Республике Беларусь признаются добровольные
объединения граждан Республики Беларусь
(религиозные общины) или религиозных
общин (религиозные объединения), созданные
на основе общности их интересов для удовлетворения
религиозных потребностей, а также монастыри
и монашеские общины, религиозные братства
и сестричества, религиозные миссии, духовные
учебные заведения.
Учредителями религиозной
организации могут быть только граждане
Республики Беларусь. Последняя часть
ст. 13 Закона содержит предписание, что
руководителем организации может быть
только гражданин Республики Беларусь.
Статьями 14-19 Закона
определяется порядок государственной
регистрации религиозных организаций.
Государственная регистрация религиозных
организаций является необходимой, поскольку
для осуществления определенных видов
деятельности (благотворительной, просветительской,
образовательной, предпринимательской)
им необходимо получить статус юридического
лица. В соответствии с п. 1 и п. 2 статьи
47 Гражданского кодекса Республики Беларусь
юридическое лицо считается созданным
с момента его государственной регистрации.
Часть 2 ст. 14 Закона
содержит норму об увеличении до 20 человек
числа верующих, необходимого для создания
религиозной общины. Прежняя норма (10 человек)
не препятствовала появлению псевдорелигиозных
организаций, позволяла малому числу верующих
откалываться от зарегистрированных общин
и создавать радикальные экстремистские
организации.
Непременным условием
существования религиозной организации
является наличие у нее устава (статья
20 Закона). Теперь при регистрации устава
требуется представить не только его,
но и сведения об основах вероучения, причем с подробной
Ст. 21 Закона перечисляет
причины, по которым религиозной организации
может быть отказано в государственной
регистрации. Отказ должен быть мотивирован
и может быть обжалован в суд.
Спецификой Закона
является подробное регулирование вопросов
ликвидации религиозной организации (ст.
23).
В Законе предусмотрено
вынесение письменного предупреждения
при нарушении религиозной организацией
законодательства.
Если за полгода нарушение
не устраняется или в течение года допускаются
новые, регистрирующий орган вправе обратиться
в суд с заявлением о ликвидации религиозной
организации и еще до решения суда приостановить
ее деятельность. Эта норма позволяет
своевременно пресекать негативные проявления
в религиозных организациях. Она имеет
профилактическое значение. Закон вводит
институт государственной религиоведческой
экспертизы, который выполняет консультативные
функции в системе юридического оформления
отношений государства и религиозных
обществ.
Государство может
предоставлять религиозным организациям
налоговые и иные льготы в соответствии
с законодательными актами Республики
Беларусь, оказывать религиозным организациям
помощь в реставрации культовых зданий,
иных предметов, представляющих историко-культурную
память.
Закон предусматривает
в течение 2-х лет организовать государственную
перерегистрацию религиозных организаций.
Она коснется всех конфессий, но это не
административная проверка общин, а только
приведение их уставов в соответствие с
В целом в Республике
Беларусь созданы конституционно правовые
предпосылки полноценного осуществления
каждой личностью свободы совести и религиозного
вероисповедания, а также деятельности
религиозных организаций. Разумеется,
проблемы существуют, и их разрешение
есть и остается на многие годы важной
задачей государства и общества.
Заключение
Сфера духовно-культурных
отношений регулируется конституционным правом не в полной
мере по сравнению с остальными элементами
конституционного строя, потому что речь
идет о внутреннем мире человека, и только,
тоталитарные режимы претендуют на полный
контроль и над этой сферой жизни государства.
В Республике Беларусь
правоотношения в области права на свободу
совести и свободу вероисповедания, а
также правовые основы создания и деятельности
религиозных организаций регулируются
и гарантируются Конституцией (ст. ст.
4, 16, 31), Законом от 17 декабря 1992г. «О свободе
совести и религиозных организациях»
(в ред. Закона от 31октября 2002г.), Международной
Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости
и дискриминации на основе религии и убеждений
(от 25.11.1981г.), обязательной для исполнения
на территории Республики Беларусь и иными
нормативными актами.
Свобода совести и
вероисповедания – личное право любого
человека. Обеспечение прав и свобод человека
(в том числе и личных) дает возможность
создания правового общества, в котором
права человека и гражданина являются
неотъемлемыми.
В настоящее время
церковь выступает активным участником
борьбы за мир, против терроризма, за равноправие
народов. Не случайно центральное место
в деятельности христианских проповедников
занимает проблема устранения войн из
жизни человечества, а Всемирный Совет
Христианских Церквей осуждает расизм
и периодически выделяет значительные
денежные средства на поддержку антирасистских
движений. Религиозные деятели принимают
активное участие в
Религиозные организации
выполняют задачи сохранения культурных
религиозных памятников, обеспечения
психоэмоциональной помощи верующим,
вправе заниматься благотворительной
деятельностью и создавать духовные учебные
Без теоретических
и прикладных исследований и сбора достоверных
и полных данных немыслима профилактика
конфликтов на религиозной почве, предупреждение
всплесков общественно опасных проявлений
– фанатизма, экстремизма и
Осуществление права
свободы совести и вероисповедания должно
основываться на научных, гуманистических
и демократических принципах, которые
предполагают действительное, а не формальное,
удовлетворение интересов и потребностей
верующих и неверующих.
Cписок литературы:
1.Бакун А.С. Направления
и перспективы изучения свободы
вероисповедания в науке конституционного
права//Проблемы управления.-2014.-№1.-С.145-
2.Бурьянов С.А. Правовые
основания,сущностное
3.Декларация ООН о ликвидации всех форм нетерпимости на основе религии и убеждений. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 25.11.1981 г.
4.Земляков Л.Е. Государственно-
5.Конституционные основы правового статуса
личности//Современная Беларусь: энциклопедический
справочник/редкол.:М.В. Мясникович[и др.].-Минск:Белорус.наука.-
6.Кудрявцев В.В. Свобода
совести и вероисповеданий//
7.О свободе совести
и религиозных организациях[
8.О свободе совести
и религиозных объединениях[
http://constitution.garant.ru/
9.Проблема обеспечения
религиозной безопасности в
10.Романова Е.Г. Религия
и религиозная терпимость//
Информация о работе Права,гарантии и свобода вероисповеданий в Республике Беларусь