Правовой статус судей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 23:31, реферат

Описание работы

Судьями принято считать граждан, законодательно наделённых полномочиями на отправление правосудия, и для которых данный вид деятельности является основным: «Судьями в соответствии с настоящим законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе». Все судьи обладают единым статусом (некоторые особенности в статусе имеют судьи военных судов и судьи Конституционного Суда РФ) о чём говорится в ст. 2 ФЗ «О статусе судей». Правосудие, как подчеркивает Конституция, осуществляется только судом в лице судей. Все нормативно правовые акты, регламентирующие статус судей, можно условно разделить на три группы:

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 25.65 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Правовой статус судей в РФ

1.1 Судья - носитель  судебной власти в РФ

Судьями принято считать граждан, законодательно наделённых полномочиями на отправление правосудия, и для которых данный вид деятельности является основным: «Судьями в соответствии с настоящим законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе». Все судьи обладают единым статусом (некоторые особенности в статусе имеют судьи военных судов и судьи Конституционного Суда РФ) о чём говорится в ст. 2 ФЗ «О статусе судей». Правосудие, как подчеркивает Конституция, осуществляется только судом в лице судей. Все нормативно правовые акты, регламентирующие статус судей, можно условно разделить на три группы:

1. НПА, регламентирующие  гарантии независимости судьи  в его процессуальной деятельности  по осуществлению правосудия (гарантии  процессуальной независимости судьи);

2. НПА, обеспечивающие организационно-правовые  гарантии независимости судьи  как субъекта самостоятельной  государственной судебной власти (гарантии служебной карьеры судьи);

3. НПА, гарантирующие независимость  социально-правового положения судьи  как гражданина (гарантии социально-правовой  защиты судьи).

Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Обособление указанных видов судопроизводства вызвано тем, что различные процессуальные процедуры, обусловливаемые характером рассматриваемых дел, природой и значимостью применяемых санкций, имеют неодинаковые правовые последствия. Не могут осуществлять правосудие никакие иные государственные или негосударственные органы. Отменять или изменять вынесенные судебные решения также вправе лишь суды.

Суды осуществляют правосудие в составах:

- Судьи и представителей  народа (присяжных или арбитражных  заседателей);

- Нескольких профессиональных  судей;

- Судьей единолично.

Основной функцией судей является отправление правосудия. Однако при этом стоит отметить, что это функция публичная, находящаяся под пристальным вниманием общественности. В связи с этим и судьи попадают под всеобщий взор, при этом не только в вопросе осуществления ими своих должностных полномочий, но и в повседневной жизни. Поэтому к кандидатам на должность судей предъявляются особые требования. Минимум этих требований отражен в ст. 119 Конституции РФ: «Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет». Так же в этой статье предусматривается установление дополнительных требований к кандидатам на должность судей: «Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации», поэтому эти требования можно назвать минимальными, либо же общими, так как они являются достаточными для низового звена Федеральной судебной системы, а также мировых судей. Но эти требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. К кандидатам на должность судей в вышестоящие суды более высокие требования, что объясняется большей сложность и ответственностью выполняемой работы. Наиболее высокие требования установлены для кандидатов в Конституционный суд РФ, отражённые в ч.1 и п.1 ч.2 ст.4 ФЗ №3132-1 от 26.06.1992 г. Федеральный закон от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.07.2013) "О статусе судей в Российской Федерации".

Судья имеет общегражданские и «специальные» (определённые его служебным положением) права и обязанности, которые нормативно закреплены законодательством РФ, в первую очередь Конституцией РФ, устанавливающей права и свободы человека и гражданина, и законом о статусе судей, устанавливающим его права и обязанности, связанные с его должностным положением. Так законом «О статусе судей в РФ» устанавливаются следующие общие права и обязанности судей:

Права

1. право направлять запросы, необходимые для осуществления  правосудия, которые являются обязательными  для всех без исключения государственных  органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических  лиц и физических лиц, неисполнение  которых влечёт установленную  законом ответственность (п.6 ст.3);

2. право на хранение  и ношение служебного огнестрельного  оружия, которое выдается ему  органами внутренних дел по  его заявлению в порядке, предусмотренном  соответствующим законом (п.2 ст.9);

3. право не давать каких-либо  объяснений по существу рассмотренных  или находящихся в производстве  дел, а также представлять их  кому бы то ни было для  ознакомления, иначе как в случаях  и порядке, предусмотренных процессуальным  законом (п.2 ст.10);

4. право на отставку  по собственному желанию (п.5 ст.15);

5. право (судьи пребывающего  в отставку) на выплату пенсии  на общих основаниях или не  облагаемого налогом ежемесячного  пожизненного содержания, по его  выбору (п.5 ст.15)

6. право на дополнительную  жилую площадь и на компенсацию  расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления  им в установленном порядке  жилого помещения для постоянного  проживания (п.3 ст.19);

7. судья и члены его  семьи имеют право на получение  медицинской помощи, включая обеспечение  лекарственными препаратами для  медицинского применения, на санаторно-курортное  лечение оплачиваемые за счет  средств федерального бюджета  и сохраняемые за судьей и  после ухода его в отставку  или на пенсию (п.5 ст.19).

Обязанности

1. неукоснительно соблюдать  Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы  и федеральные законы, а судья  конституционного (уставного) суда  субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также  соблюдать конституцию (устав) субъекта  Российской Федерации и законы  субъекта Российской Федерации (п.1 ст3);

2. избегать всего, что  могло бы умалить авторитет  судебной власти, достоинство судьи  или вызвать сомнение в его  объективности, справедливости и  беспристрастности (п.2 ст.3);

3. хранить «служебную»  тайну (сведения, отнесенные в соответствии  с федеральным законом к информации  ограниченного доступа, или служебную  информацию, ставшие ему известными  в связи с осуществлением полномочий  судьи);

4. сведения о своих  доходах и расходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве  собственности, и обязательствах  имущественного характера, а также  сведения о доходах и расходах, супруга (супруги) и несовершеннолетних  детей, об имуществе, принадлежащем  им на праве собственности, и  обязательствах имущественного  характера супруга (супруги) и несовершеннолетних  детей (п.1 ст.8.1);

5. Судья, впервые назначенный  на должность судьи, обязан пройти  обучение по программе профессиональной  переподготовки.

Приведённые положения являются общими для всех судей, но на ряду с ними могут быть определены и иные права, и обязанности, исходя из особенностей правового положения некоторых категорий судей.

1.2 Независимость  судей в РФ, гарантии независимости

Согласно ст.120 Конституции РФ: Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, поэтому установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, суд принимает решение в соответствии с законом. Независимость судьи, невосприимчивость его к различного рода проявлениям и формам давления на него, по праву считается одной из самых сложно обеспечиваемых гарантий объективности правосудия. Независимость судьи как гражданина - носителя государственной судебной власти - определяет его способность осуществлять исполнение своих служебных обязанностей, опираясь только на закон.

Среди гарантий независимости судей на первом плане предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства. Такая процедура регламентируется процессуальным законодательством. К нему относятся в первую очередь ГПК, АПК, УПК и КоАП. В этих, довольно крупных по объему и многоплановых по содержанию актах тщательно излагается все то, что должно совершаться в процессе судопроизводства. Среди предписаний такого рода немало тех, которые прямо или косвенно нацелены на обеспечение независимости судей и помогающих им присяжных и арбитражных заседателей. Независимость судей достигается процедурой осуществления правосудия, предусмотренной законом, обозначенных в ст.9 Закона о статусе судей, а именно:

1. запретом, под угрозой  ответственности чьего-либо не  было; вмешательства в деятельность  по осуществлению правосудия;

2. установленным порядком  приостановления и прекращения  деятельности судьи;

3. правом судьи на отставку;

4. неприкосновенностью судьи;

5. системой органов судейского  сообщества;

6. предоставлением судье  за счёт государственного и  социального обеспечения, соответствующего  его высокому статусу.

Не только судья, но и члены его семьи, и их имущество находятся под особой защитой государства. А в обязанности сотрудников органов внутренних дел входит принимать все необходимые меры по обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества (в том случае если от судьи поступит соответствующее заявление.)

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

В комплексе мер социально-правовой защиты судей как особой категории граждан можно выделить три группы:

1. Меры по обеспечению  жизнедеятельности судьи и членов  его семьи в период работы.

2. Меры по обеспечению  судьи и членов его семьи  при уходе судьи в отставку  и в период отставки.

3. Меры по обеспечению  членов семьи судьи в случае  потери трудоспособности или гибели (смерти).

Закон, гарантируя независимость судей, уделяет также, большое внимание гарантиям личной безопасности и неприкосновенности судей. Так в ст. 16 Закона о статусе судей говорится, что личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Судья (в том числе после прекращения его полномочий) не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Кроме того, в этой статье определяется особый порядок (в отношении судьи) процедуры:

· возбуждения уголовного дела;

· изменения в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления (если таковое может повлечь ухудшения положения судьи);

· привлечения к административной ответственности;

· решения об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу;

· осуществления оперативно-розыскных мероприятий и равно им следственных действий;

 

Глава 2. Актуальные проблемы совершенствования правового статуса судей

2.1 Процедура отбора  кандидата на должность судьи  и вступление его в должность

Как следует из текста п. 5 ст. 11 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

На практике различают три момента, связанные с началом периода осуществления судейских полномочий (однако вся процедура, от прохождения аттестационных экзаменов и до вступления в должность на много больше и регламентируется ст. ст. 5 и 6 закона о статусе судей):

а) дата подписания Президентом России указа о назначении гражданина судьей;

б) дата, с которой судья зачисляется в штат суда, которая определяется в приказе о приеме на работу судьей на основании Указа Президента России о назначении судьей;

в) дата принесения судьей присяги.

 Момент вступления  в должность судьи не может  быть ранее принятия присяги  судьи. Именно акт принятия присяги  позволяет гражданину, назначенному  судьей, начать реально исполнять  судейские полномочия.

Вместе с тем процедура прохождения претендента на должность судьи по всем этапам отбора довольно длительная. Одно из важнейших качеств необходимое судье, для осуществления своих служебных полномочий и в то же время, которое сложно и зачастую даже невозможно выявить квалификационной коллегии - это моральная устойчивость и равно ей независимости судьи. Внешними мерами воздействия можно лишь сломать или поддержать это свойство личности, но нельзя заставить обрести независимость при изначальном ее отсутствии. В этом-то и заключается сложность отбора кадров в судейское сообщество. Доктор юридических наук, профессор, судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Н. Нешатаева справедливо отмечает, что независимый судья способен разрешить спор справедливо и эффективно (целесообразно) только при наличии высокой: квалификации, моральных качеств, внутреннего удовлетворения своей деятельностью и статусом.

Сочетание столь разноплановых ценностей интеллектуального, этического, поведенческого и психологического характера делает профессию судьи одной из самых сложных, как по реализации, так и по правовой регламентации ее основ, ибо независимость судьи должна обеспечиваться организационно и материально, а его несменяемость - карьерным продвижением, адекватным результатам его деятельности. Но работа квалификационных коллегий не менее сложна и имеет ряд своих проблем и трудностей.

Информация о работе Правовой статус судей в РФ