Правовой статус судей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 23:31, реферат

Описание работы

Судьями принято считать граждан, законодательно наделённых полномочиями на отправление правосудия, и для которых данный вид деятельности является основным: «Судьями в соответствии с настоящим законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе». Все судьи обладают единым статусом (некоторые особенности в статусе имеют судьи военных судов и судьи Конституционного Суда РФ) о чём говорится в ст. 2 ФЗ «О статусе судей». Правосудие, как подчеркивает Конституция, осуществляется только судом в лице судей. Все нормативно правовые акты, регламентирующие статус судей, можно условно разделить на три группы:

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 25.65 Кб (Скачать файл)

Наиболее существенной проблемой квалификационных коллегий является отсутствие возможности по-настоящему изучить личность претендента на должность судьи, поскольку их деятельность в данной области ограничена лишь сбором характеристик и других доступных материалов, вместе с тем эти документы не содержат объективной информации о том, что собой представляет тот или иной кандидат. В литературе неоднократно отмечалась необходимость введения института преддолжностной подготовки кандидатов на должности судей. Основная суть всех предложений сведена к подготовке кандидатов на базе высшего юридического образования посредством прохождения специальных курсов и получения практических навыков.

По мнению парламентариев, работа судьи является одной из наиболее сложных и важных юридических специальностей и отличается повышенной ответственностью перед обществом и гражданином, особенно в настоящее время, когда формируются новые экономические и социальные отношения, интенсивно меняется нормативно-правовая система, возникают новые общественные и социальные конфликты, активизируется международный экстремизм. Для адекватной реакции на происходящее, с учетом мировых и национальных законодательных процессов, судье необходимы глубокие теоретические познания в области права, умение свободно ориентироваться в действующем законодательстве и тенденциях развития юридической, в частности судебной, практики, владение современными технологиями работы с правовой информацией. В целях повышения профессионального уровня судейского корпуса гражданин, впервые назначенный на должность судьи федерального суда, проходит специализированную профессиональную подготовку для работы в этой должности.

Таким образом, по данному вопросу остаются актуальны и требуют более глубокой проработки следующие аспекты:

1. сокращение времени  процедуры вступления в должность  судьи;

2. внесение изменений  в работу квалификационной коллегии, наделение её новыми полномочиями, связанными с более тщательным  изучением кандидатуры на должность  судьи.

Законодательством (в частности, ст. 3 Закона о статусе судей) установлено, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.

Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Планка требований, предъявляемых к судье обществом и законом и сформулированных в общем виде, достаточно высока. Представляет практический интерес правовая позиция Конституционного Суда РФ в отношении принципов применения института дисциплинарной ответственности судей. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 19-П Конституционный Суд РФ указал следующее: «Обращаясь к вопросу о возможности привлечения судьи за действия, совершенные при осуществлении им правосудия, к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий судьи, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что основанием для досрочного прекращения полномочий судьи, по смыслу положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, определяющих правовой статус судьи, должно быть не любое отступление от требований закона, а лишь такое, которое с очевидностью несовместимо с высоким званием судьи, явно противоречит конституционному предназначению судебной власти, носителем которой является судья».

Специфика судебной деятельности и статуса судьи предполагает наличие у судьи не только высокого уровня профессионализма, но и особых морально-этических качеств. Эти требования сами по себе никоим образом не исключают возможность реализации судьей гражданских прав, однако таким образом, чтобы не умалялись достоинство и авторитет ни данного судьи, ни судебной власти в целом.

Кодекс судейской этики предъявляет к образу жизни судьи гораздо более строгие требования, нежели законодательство требует от обычных граждан. В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию РФ, руководствоваться Законом о статусе судей и другими нормативно-правовыми актами, правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Кодекс судейской этики устанавливает специальные правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности, правила поведения судьи во внеслужебной деятельности. Проблемы внеправового регулирования обязанностей судьи были подняты и на VII Всероссийском съезде судей в 2008 г., что, в свою очередь, повлекло поручение Президентом Российской Федерации подготовить проект нового Кодекса судейской этики с введением в него практических рекомендаций по различным вопросам профессиональной и внеслужебной деятельности судей и начать широкое обсуждение этого проекта для последующего его вынесения на рассмотрение VIII Всероссийского съезда судей. Перечень поручений Президента Российской Федерации Д. Медведева по итогам VII Всероссийского съезда судей от 31 декабря 2008 г. N Пр-2801, п. 4 Именно на этом съезде Кодекс в новой редакции и был утвержден.

Заключение

Статус судей Российской Федерации является комплексным правовым институтом, призванным обеспечивать в условиях реальной жизни независимость судей Российской Федерации от внешнего воздействия и предоставление судье и членам его семьи достойные условия существования.

Многоаспектность этого правового института требует особого внимания как со стороны законодателя и правоприменителей, так и со стороны исследователей правоведов.

Как видно из проведенного анализа, законодательство о статусе судей, провозгласив единство статуса судей (ст. 2 Закона о статусе судей), фактически обеспечило только его процессуальный аспект, унифицировав только ту часть статуса, которая регламентирует полномочия, права и обязанности судьи при осуществлении правосудия. В законодательстве о судебной власти нет единства в статусе судейских должностей в разных судебных системах, не говоря уже об объеме соответствующих государственно-властных полномочий. Нет и единства в порядке назначения на судейские должности, кроме назначения лица на должность «рядового» судьи федерального, что, несомненно, не соответствует единству судебной ветви государственной власти.

Особенность правового статуса судьи на любой судейской должности в структуре судейского корпуса в суде заключается в том, что при осуществлении правосудия нахождение судьи на той или иной судейской должности ни в коей мере не связано с какой-либо субординацией объема его процессуальных полномочий при рассмотрении конкретных дел.

Судейские должности, содержательно не отличаясь объемом судебных процессуальных полномочий, отличаются только объемом административных прав и обязанностей. С точки зрения основной функции судьи - осуществление правосудия, т.е. с процессуальной точки зрения, объем прав и обязанностей по разным судейским должностям практически неизменен. И с этой точки зрения движение судьи по судейским должностям занимаемая им судейская должность не может являться единственным направлением судейской карьеры.

С точки зрения судопроизводства все лица, облаченные судейскими полномочиями, являются равноправными судьями данного суда и обладают равными правами осуществлять правосудие в соответствии с процессуальным законодательством, независимо от своего положения в иерархии судейских должностей. Но совершенно очевидно, что возможности на профессиональном уровне рассматривать различные категории дел у судей разные. И возможности эти в первую очередь зависят от уровня опыта, знаний.

Гарантии независимости судей, установленные законом, имеют большое значение для обеспечения независимости судей при отправлении правосудия. Важным условием независимого поведения судьи является его профессиональная квалификация, необходимый объем профессиональных знаний, навыков и умения. Не менее важным условием независимости судьи является этика юриста, которая представляет совокупность норм, правил поведения, природу нравственности и морального сознания. Профессиональная этика судьи предписывает использование силы закона только в интересах общества, для охраны прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. От личных качеств судей, их профессионализма, их нравственности и беспристрастности при отправлении правосудия зависит эффективность судебной власти.

Немаловажное значение имеет и формирование в обществе правильного отношения к необходимости обеспечения в интересах общества достойных условий существования судье и членам его семьи.

Проблем в регулировании статуса судьи много, именно поэтому необходимо активно искать пути его совершенствования.

 

Библиографический список

1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных  Законами РФ о поправках к  Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Текст]: Собрание законодательства  РФ.- 26.01.2009.- № 4.- ст. 4

2. Европейская хартия  о статусе судей /Лиссабон 10 июля 1998 года Постатейный комментарий. Российская юстиция, 1999, N 9, стр. 5. //СПС "Гарант"

3. Основные принципы, касающиеся  независимости судебных органов. Приняты седьмым Конгрессом ООН  по предупреждению преступности  и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа  по 6 сентября 1985 года, и одобрены  резолюцией Генеральной Ассамблеи  ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года./ http://www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnoe-pravo-3/6.htm

4. Федеральный конституционный  закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О судебной системе Российской  Федерации» [Текст]: Собрание законодательства  РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1.

5. Федеральный закон РФ  от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей  в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2013) [Текст]: Российская газета, N 170, 29.07.1992.

6. Федеральный закон от 10.01.1996 N 6-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О дополнительных  гарантиях социальной защиты  судей и работников аппаратов  судов Российской Федерации» [Текст]: Российская газета, N 10, 18.01.1996

7. Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (принят  ГД ФС РФ 13.11.1996 г.) (в ред. От 01.09.2013 г.)

8. Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) [Текст]//Бюллетень актов по  судебной системе, N 2, февраль, 2013.

9. Постановление Совета  судей РФ от 30.11.2006 N 172 «О практике  применения Кодекса судейской  этики» .

10. Перечень поручений  Президента Российской Федерации  Д. Медведева по итогам VII Всероссийского  съезда судей от 31 декабря 2008 г. N Пр-2801, п. 4

11. Постановление Конституционного  Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П «По делу  о соответствии Конституции Российской  Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений  в законодательные акты Российской  Федерации и признании утратившими  силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием Федеральных  законов «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации» и «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» [Текст]: Вестник Конституционного Суда  РФ, N 1, 2008.

 


Информация о работе Правовой статус судей в РФ