Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:40, контрольная работа
Термин “этика” происходит от древнегреческого слова “еthos” (“этос”). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером.
У древних греков впервые появляются понятия культуры поведения для целенаправленного формирования личности по определенному образцу. Систему ценностей рыцарского поведения можно прочитать у Гомера в "Илиаде". Важную роль в определении культурного человека (культ - латинское слово и означает преклонение перед кем-то (чем-то), почитание кого-либо (чего-либо), т.е. образец для подражания) играло его благородное происхождение.
Гомеровские герои были особенно чувствительны к красоте человеческого тела и многое прощали его обладателям.
Облик мужчины должен излучать силу. Мужчина должен быть высок ростом и широкоплеч. Не каждый поднял бы щит, выкованный для Ахилла, а копье Гектора было одиннадцать локтей в длину. Рыцарь должен быть искусным атлетом и с честью выходить из состязаний.
Рыцаря отличают красивая речь и учтивость, речь, отличающая верхние слои общества от простонародья. Излишне напоминать, что речь на протяжении веков служила признаком культуры и принадлежности к определенному классу. Учтивый человек не старается непременно быть в центре внимания, ведет себя сдержанно, как, например, Одиссей. Учтивость хозяев проявляется в их тактичном поведении. Они не расспрашивают назойливо гостя, а ждут, пока после приличного угощения пришелец сам расскажет о себе столько, сколько сочтет нужным.
Можно добавить, что в обществе, где рыцарь завоевывает свое положение с оружием в руках, отвага - необходимейшая добродетель, а обвинение в трусости - наихудшее из оскорблений. Стержнем характера гомеровского героя служила забота о чести, стремление к славе и отличию.
Гомеровский воин должен быть щедрым, а обязанность хозяев - щедро одарить гостя, т.е. гостеприимство предполагает взаимность.
В то время считали, что только четыре занятия не наносят ущерба чести людей, стоящих на вершине общества: власть, религия, война и спорт.
В культуре соперничества сражение было важной частью жизни и велось по определенным правилам. Исход битвы чаще решался единоборством двух рыцарей из враждебных станов. Поединок мог прекратиться, если выяснялось, что предки воинов дружили. В знак дружбы противники обменивались доспехами. Поединок мог прекратиться по инициативе того, кто вызвал на дуэль. Расставаясь, противники обменивались дарами и уверениями в дружбе. Открытая схватка ценилась выше, чем военная хитрость. В высшей степени осуждалось нарушение заключенных под присягой договоров.
Неблагодарность заслуживала осуждения так же, как и оставление друга в беде.
Правила, продиктованные соображениями взаимоуважения и сочувствия, гласили:
пощади того, кто покорился и просит пощады;
уважай посла;
соблюдай перемирие;
не препятствуй погребению мертвых и воздержись от похвальбы над трупом врага.
Средневековое общество всячески старалось поддерживать рыцарский идеал в повседневной жизни и, несомненно, он сыграл важную роль в развитии европейской культуры вплоть до настоящего времени.
Список использованной литературы
1. "Психология и этика делового общения"; учебник для вузов; В.И.Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; под редакцией В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
2. Зусин В.Я. Этика и этикет
делового общения. Учебное
3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Изд. Гардарика, 2007.
4. Попов Л.А. Этика. - М.: Центр. - 2005.
5. Уткин Э.А. Этика бизнеса. - М.: Изд. «Зеркало», 2006.
Информация о работе Предмет этики и трансформация этики во времени