Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:50, контрольная работа
Властные отношения в политике, конечно, имеют первостепенное значение. Реализация властных отношений – суть любой политической системы. Однако, несмотря на то, что понятие власти и проблема ее возникновения активно обсуждается в политической философии и психологии уже много десятилетий, до конца так и не ясна ни ее природа, ни механизм осуществления на практике. Все сводится к нескольким трактовкам (марксизм, фрейдизм, бихевиоризм и проч.), зачастую односторонним и противоположным по своему пониманию.
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский
инженерно-технический
институт – филиал НИЯУ
МИФИ
Кафедра
«Социально-гуманитарных дисциплин»
Реферат
по дисциплине «Человек в социокультурном
пространстве»
______________________________
(тема)
Выполнил(а):
студент(ка) __ курса, группа ______
факультет ______________________
______________________________
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент
________________Н.И.
Лобковская
Волгодонск 2011
Власть и насилие: обозрение
проблемы
Властные отношения в политике, конечно, имеют первостепенное значение. Реализация властных отношений – суть любой политической системы. Однако, несмотря на то, что понятие власти и проблема ее возникновения активно обсуждается в политической философии и психологии уже много десятилетий, до конца так и не ясна ни ее природа, ни механизм осуществления на практике. Все сводится к нескольким трактовкам (марксизм, фрейдизм, бихевиоризм и проч.), зачастую односторонним и противоположным по своему пониманию.
Между тем, самым очевидным и базовым понятием для истолкования властных отношений является, на наш взгляд, понятие силы. В какой бы форме не выступала политическая власть, она всегда понуждает и предписывает. Наличие власти проявляется в способности достижения своих предписаний и требований. Если власть не обладает этой способностью – силой, то есть способностью принуждать, – она теряет свою легитимность и исчезает. Но легитимность не может постоянно поддерживаться насилием.
Проблема насилия занимает
К подобным
практикам можно отнести
2. Институциональный и этический
подходы к проблеме
По мнению В.И.Спиридоновой, в истории политической философии по поводу проблемы государственной власти и насилия сложилось два основных направления: институциональное и этическое. Последнее противостоит «“договорным теориям” государства, которые сосредоточились на поиске рациональных организационных оснований человеческого общества». В качестве примеров институционального подхода Спиридоновой рассматриваются прежде всего либеральные (договорные) и марксисткие концепции государства. Классический либерализм рассматривает государство как некий надобщественный институт, созданный с целью защиты общества и установления общественного правопорядка. Государство, таким образом, предстает как некий охранник правопорядка и третейский судья, функции которого сведены к поддержанию «равновесия сил ради сохранения стабильности в обществе». В таком понимании государство противопоставлено обществу.
Либеральные концепции
Итак, государство, по мнению
Однако все обстоит как раз наоборот: институты власти, государства и права только для того и существуют, тому и служат, чтобы сдерживать и вытеснять насилие. Именно для этого признается священность жизни, и существуют законы. «Насилие» же со стороны государства используется лишь как гарант законов и прав, залог их исполнения. Такое «насилие» не должно отождествляться с обыденным пониманием насилия, которое является неуправляемым, эгоистичным и безусловно злым. Такое насилие не просто не есть государство, напротив, оно разрушает государство и власть. Власть не может существовать, если существует насилие, так как оно отрицает всякую власть, бросает ей вызов.
Такому пониманию проблемы
Государство в рамках этического подхода отличается от институционального тем, что оно не просто инструмент, но в определенной мере и цель. Оно не есть лишь стадия развития, но способ существования и развития общества. Целью этического государства является духовное развитие граждан, а не просто поддержание и продление собственного существования. Между прочим, именно нацеленность институционального государства на материальное производство и следующий за ним культ материального потребления делает невозможным дальнейшее отмирание такого государства. Ведь без государства не может существовать и система производства и потребления, а значит оно вынуждено бесконечно воспроизводить себя.
Этический подход, таким образом,
предполагает совершенно иное
понимание государства.
Насилие в рамках такого государства играет сугубо воспитательную роль. Монополия на силу призвана помочь государству не в борьбе против определенных классов или просто поддержания стабильности, но для воспитания граждан, сдерживания вредных общественных проявлений с целью указать людям определенный путь нравственного развития. Сила должна применяться не с целью уничтожения, а с целью перевоспитания. Как писал Ильин, «понуждение и пресечение поставлены на должную высоту не там, где они в непрерывном ходу, но там, где возможность их всегда налицо, а необходимость их применения не наступает». Государство и насилие в этической трактовке не являются чем-то временным. Государство и сила должны постоянно присутствовать, однако в идеале их присутствие должно быть лишь декларированным.Таким образом, «этическое государство» есть проявление внутреннего социального устройства человека, является необходимым атрибутом его общественной жизни. Такое государство пользуется насилием, но лишь с целью постепенного вытеснения насилия из жизненной практики. Насилие является гарантом его законов, но не нормой существования. Нормой признается борьба со злом, но не само насилие. По сути, это два разных насилия, это два разных понятия, лишь по несовершенству естественного языка обозначаемые одним словом.
3. Рационально-этический подход
Здесь
стоит поближе рассмотреть
Каждый человек, вступая в права гражданства подписывает своеобразный договор с государством, которое обязуется ограждать его от насилия, гарантирует ему сохранение жизни и собственности. Гоббс считал, что государство при этом выступает в роли Левиафана, т.е. чудовища, которое превращается в единственный легитимный источник насилия. Однако здесь важнее акцентировать внимание на том, что государство легитимно именно в силу свободного состояния человека, который свободно дает согласие на «насилие» и, следовательно, оно уже не может быть насилием.Государство в таком случае предстает и как инструмент, то есть институт, и как цель. Таким образом, следует говорить о совмещении институционального подхода с этическим. С одной стороны, институтциональный подход более реалистичен, апеллирует к человеческой рациональности, с другой стороны он явно слишком узко трактует понятие власти – близко к бихевиористким концепциям. Однако это является оступлением от рациональности, присущей субъекту договора как рациональному и потому свободному существу. Поэтому отождествление насилия и власти в рамках данного подхода помимо того, что не соотвествует практике, еще и нарушает первоначальное априорно-методологическое условие этого подхода.
Этический же подход, если брать за образец концепцию Ильина, опирается, прежде всего, на некие эмоциальные стороны человеческой психики, поэтому этот подход в его чистом виде слишком утопичен. Но он проводит жесткое разделение насилия и власти, что, на наш взгляд, более соответствует действительности.
Совмещение институционального
и этического подходов на