Проблемы современной профессиональной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.

Содержание работы

Происхождение профессиональной этики………………………………………3
Основные принципы профессиональной этики………………………………...4
Профессионализм как нравственная черта личности………………………….6
Виды профессиональной этики………………………………………………….9
Кодексы профессиональной этики……………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………..17

Файлы: 1 файл

gotovyy.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая  этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ.  Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.

Одной из первых этико-экономических  концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл,  суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том,  что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости.  Сила и машина,  деньги и имущество полезны лишь постольку,  поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Этика менеджмента –  наука,  рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления,  и функционирование организации как  «совокупного менеджера»  относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте,  в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Экономическая этика –  это совокупность норм поведения  предпринимателя,  требования, предъявляемые  культурным обществом к его стилю  работы,  характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который  формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны.

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность,  общественные движения,  уважает профессионализм икомпетентность, законы; ценит образование, науку и технику.

Эти основные принципы этики  делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение.  Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения  формулируются в этических кодексах.  Это могут быть стандарты,  по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы),  или правила,  регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

 

 

 

 

 

Кодексы профессиональной этики

 

Возникновение первых профессионально-этических  кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии,  характеру труда,  соучастникам по труду.  Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому,  такие профессионально-этические кодексы,  как  «Клятва Гиппократа»,  нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Об этом свидетельствуют  вавилонские, египетские, индийские  и китайские рукописи. Они содержат важные мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой  «Клятве»  впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача.  Клятва и сегодня читается и воспринимается как вполне современный,  полный нравственной силы документ. В 1969  г.  на  Международном конгрессе по медицинской этике и деонтологии сочли возможным дополнить ее одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь».

Термин деонтология введен в 1834  г.  И.  Бентамом  как обозначение науки о профессиональном поведении человека.  Определенная внутренняя связь между деонтологией и этикой прослеживается в целях и практической реализации деонтологических норм и правил.

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения. 

Кодексы этики –  это  свод норм правильного,  подобающего  поведения,  считающегося уместным для человека той профессии,  к которой данный кодекс имеет отношение. Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение.

Принципы этики деловых  отношений –  обобщенное выражение  нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.  Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику той организации, в которой они принимаются.

Американская химическая компания  «Проктер энд Гэмбл»,  основанная в 1837  г.,  имеет этический кодекс (приложение II), который состоит из 11 разделов. В нем значительное внимание отводится клиентам, поставщикам, заказчикам, партнерам и меньшее – служащим. 

Предельно конкретные правила  отражены в кодексе профессиональной этики членов Российского общества оценщиков (1994  г.). Этот кодекс состоит из двух разделов: в 12 пунктах одного скрупулезно перечислены этичные действия оценщика имущества, и в 16 пунктах другого – неэтичная практика. Этичность в этом кодексе отождествляется с независимостью от клиентов и партнеров.

На смену кодексу профессиональной этики членов Российского общества оценщиков приходит кодекс профессиональной этики оценочных компаний Российской Федерации, который был утвержден в 2002 г. Советом руководителей общественных организаций оценщиков России.  Он создан с целью объединения усилий всех добросовестных оценочных компаний России на пути утверждения оценки в качестве одной из ведущих отраслей экономической науки,  установления высоких стандартов профессионализма,  повышения авторитета российского оценочного сообщества. 

Кодекс состоит из следующих  разделов:

  • этические нормы отношений оценочных компаний с клиентами;
  • этические нормы отношений оценочных компаний с государством;
  • этические нормы взаимоотношений между оценочными компаниями;
  • этические нормы отношений оценочных компаний с прессой,  рекламными и    рейтинговыми агентствами;
  • подписание кодекса саморегулируемыми и общественными организациями  оценщиков;
  • присоединение оценочных компаний к кодексу.

Из пяти разделов состоит  этический кодекс компании «Кока-Кола». 

Первый из них регулирует выполнение обязательств по бухгалтерским  счетам и отчетам компании.  Сотрудники представляют отчеты о своей деятельности руководству,  а оно,  в свою очередь,  готовит отчеты для акционеров компании,  правительственных органов и других юридических лиц.

Во втором разделе описаны  потенциальные конфликты,  которые  могут возникнуть при столкновении интересов служащих.  Кодекс запрещает служащим иметь личную заинтересованность в поставщиках компании, в делах конкурента или делах клиента компании.

Третий раздел регулирует взаимодействия компании с государственными учреждениями, официальными лицами, клиентами  и поставщиками.

В четвертой части регламентируется участие служащего в деятельности политических партий и других компаний, которая не должна сказываться на качестве его работы.

Пятый раздел содержит указания по реализации правил кодекса.

Современные этические принципы делового поведения,  опирающиеся  на аксиомымировой философской мысли,  прошедшие многовековую проверку теорией и практикой, сформулированы американским социологом Л. Хосмером:

  • никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов,  в частности Протагора,  о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей,  и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными);
  • никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное открытое и истинное,  о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению  (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т.п.);
  • никогда не делай того, что есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель  (принцип основан на заповедях всемирных религий  (св. Августин), призывающих к добру и состраданию);
  • никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества  (принцип основан на учении Т. Гоббса  и Дж. Локка  о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо);
  • никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь  (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. Миллем);
  • никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации  (принцип основан на категорическом императиве И. Канта,  в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме);
  • никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности);
  • всегда поступай так,  чтобы максимизировать прибыль в рамках закона,  требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства  (принцип основан на экономической теории А.  Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке);
  • никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);
  • никогда не делай того,  что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию  (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

В России принята национальная Программа «Российская деловая культура». Целью ее является помощь отечественным предпринимателям быстрее овладеть современной деловой культурой.

Российские специалисты  должны следовать соответствующему кодексу этики и стандартам профессионального поведения.  В настоящее время деловыми профессиональными ассоциациями принято значительное число этических кодексов.

В настоящее время растет влияние социологии на общественные процессы. От точности и объективности информации,  представленной социологом,  зависит успех социальных преобразований,  возможность погашения социальных конфликтов,  сохранения социальной стабильности.  Нравственная позиция социолога-профессионала во многом зависит от степени усвоения им основ профессиональной этики,  дающей моральные ориентиры профессиональной деятельности. Профессионально этический кодекс консультантов по подбору персонала принят конференций Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) 12.10 1996 г. 

Рекомендуется вопросы по профессиональной этике включать в  программу экзаменов на присвоение соответствующей квалификации,  чтобы специалисты неукоснительно соблюдали положения кодекса профессиональной этики соответствующей специальности. Некоторые фирмы имеют штатных специалистов по деловой этике.

Крупные фирмы,  имеющие  деловые школы,  школы бизнеса,  внедряют для обучения студентов программы этики менеджмента,  Этики деловых отношений,  этики бизнеса,  этики речевого воздействия.

Опыт деятельности ряда известных  фирм США,  Франции,  Японии и других стран показывает,  что строгое соблюдение установленных правил и проведение соответствующей работы с персоналом обеспечивает им значительную прибыль. В США половина существующих кодексов принята до 1955 г., четыре пятых от их числа – до 1970 г. 

Только за последние два  десятилетия в США опубликованы сотни монографий,  учебников по деловой этике, издаются два специализированных журнала. В качестве обязательной дисциплины этика входит в учебные планы многих университетов.  В Вашингтоне с 1977  г.  действует  «Центр этических проблем»,  который помогает фирмам и организациям создавать и перерабатывать этические кодексы,  поддерживать высокий нравственный уровень рабочей атмосферы,  а работникам –  разбираться в законах этики и безболезненно гасить нравственные конфликты.

В японских компаниях разрабатываются  карты этики –  набор этических  правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее работника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам.

Информация о работе Проблемы современной профессиональной этики