Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:20, контрольная работа
В современном обществе все большее значение приобретают вопросы, связанные с профессиональной этикой. В условиях рыночной экономики профессиональная деятельность занимает едва ли не основное место в жизни личности. Личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.
Наиболее остро вопрос соблюдения профессиональной этики касается тех профессий, где ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.
Введение 2
Профессиональна этика, как современная научная концепция. 5
Исторические истоки формирования этики художника. 5
Современная этика художника. 14
Этикет художника. 17
Заключение. 20
Литература. 21
Оглавление
Введение 2
Профессиональна этика, как современная научная концепция. 5
Исторические истоки формирования этики художника. 5
Современная этика художника. 14
Этикет художника. 17
Заключение. 20
Литература. 21
«Долг определяется не тем,
что сделано, но тем как сделано.
Мудрость долга в том, чтобы наилучшим
образом исполнять то дело, на которое
человек поставлен жизнью» Л.
В современном обществе все большее значение приобретают вопросы, связанные с профессиональной этикой. В условиях рыночной экономики профессиональная деятельность занимает едва ли не основное место в жизни личности. Личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.
Наиболее остро вопрос соблюдения профессиональной этики касается тех профессий, где ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.
Понятие профессиональной этики связано, прежде всего, с особенностями той или иной профессии, в отношении которой употребляется данный термин. Так, к примеру, «клятва Гиппократа» и врачебная тайна – это одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов – элемент профессиональной этики журналистов.
Чем же обоснована актуальность соблюдения морально-этических принципов в сфере искусства? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, прежде всего хотелось бы рассмотреть сущность самой профессии «художник»
«Слово художник является производным от слова художество, которое синонимично искусству. Поскольку термин искусство имеет очень широкое значение, то за художественное произведение - это такое произведение, которому приписывается эстетическая ценность. » ( Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Таким образом художник - это не столько ремесленник, пусть и владеющий наивысшим мастерством, взаимодействующий с отдельными людьми и, можно сказать, работающий на удовлетворение личных интересов отдельных заказчиков ( и в этом случае его профессиональная ответственность, казалось бы, ничем не отличается от ответственности специалистов других сфер), сколько человек, оперирующий к вопросам духовным и, посредством своего таланта, воздействующий на общество в целом, и способствующий его культурному и мировоззренческому формированию. Творчество художника, если оно правдиво отображает социальную реальность, расширяет сферу свободы не только самого художника, но и каждого человека. Субъективно для духовной наполненности личности необходимо, чтобы произведения искусства отражали присущие ей внутренние противоречия, помогали разрешить их, способствовали гармонизации человека. Именно поэтому такие этические нормы, как мотивация и свобода творчества художника, его совесть, обязательность и ответственность, как перед своим произведением, так и перед обществом, этика взаимоотношений между художником и властью, проблема общественного предназначения художника- нуждаются сегодня в детальном прояснении.
К сожалению, на сегодняшний
момент в украинском обществе, профессиональная
этика художника находится
Профессиональная мораль художника существует и развивается вместе с развитием общества.
Одно из первых в истории правил нравственности — не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это правило возникло приблизительно в V—VI вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах — Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Ему придавалось большое значение в отношениях людей, и впоследствии оно стало именоваться золотым. Под этим названием оно дошло до наших дней. «Золотое правило» нравственности прочно закрепилось в человеческом сознании, о чем говорит, например, русская пословица: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».
Наиболее гармонично этика и эстетика сочетались в учении пифагорейцев. Поскольку прекрасное произведение искусства отражает "гармонию небесных сфер", личность мастера является инструментом Божественного творения, посредником между небом и землей. Человек не завершен, и работа художника имеет высокий нравственный, религиозный и этический смысл в продолжающемся творении мира (см. антроподицея; смысл творчества; художественное творчество). Новую этику творчества создавали неоплатоники и Отцы Церкви (см. апофатизм; Византии искусство; исихазм; сакральное искусство; средневековое искусство; теодицея; христианское искусство; эсхатология). Особые отношения этического и эстетического начал творчества складывались в древнерусском и русском искусстве. В творчестве многих русских художников XIX в. этическое начало вытесняло эстетическое. Это приводило к мучительной духовной дилемме, страданию от необходимости выбора: красота формы или борьба с социальной несправедливостью, угнетением народа, выполнение нравственного долга перед обществом. Идея подвижничества, гражданского служения казалась тогда противоречащей служению красоте, изящному искусству (см. "передвижники"; сравн. "искусство для искусства"; эстетизм).
Нравственность общества проявляется в различного рода социальных запретах, которые должны предотвращать недозволенные с точки зрения общественных интересов деяния. Нравственность и состоит в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению. Нравственные нормы юридически не закреплены.
Профессиональная этика, по сути, является конкретизацией общечеловеческих принципов морали применительно к определенным сферам профессиональной деятельности. Исторически и социально профессиональная этика связана с конкретной эпохой и является отражением соответствующих общественных отношений.
Истоки профессиональной
морали находятся в античной эпохе
и связаны, прежде всего, с появлением
первых кодексов-клятв. В профессиональных
клятвах было не только сформулировано
требование честного добросовестного
труда на благо обществу, но и
ответственность за результаты профессиональной
деятельности. Следующий этап в формировании
профессиональной морали – эпоха
Средневековья. Цеховые уставы ремесленников
регламентировали качество продукции,
рабочее время, размеры мастерских,
цены готовой продукции.
Взаимосвязь профессиональной
этики и общественного сознания
существует и в форме традиции.
Различные виды профессиональной этики
имеют свои традиции, что свидетельствует
о наличии преемственности
Профессионализм и отношение
к труду являются важными характеристиками
морального облика личности. Они имеют
первостепенное значение в личностной
характеристике индивида, но на различных
этапах исторического развития их содержание
и оценка существенно различались.
В классовом обществе они определялись
социальным неравенством видов труда,
противоположностью умственного и
физического труда, наличием привилегированных
и непривилегированных
Информация о работе Профессиональна этика, как современная научная концепция