Профессиональна этика, как современная научная концепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе все большее значение приобретают вопросы, связанные с профессиональной этикой. В условиях рыночной экономики профессиональная деятельность занимает едва ли не основное место в жизни личности. Личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.
Наиболее остро вопрос соблюдения профессиональной этики касается тех профессий, где ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.

Содержание работы

Введение 2
Профессиональна этика, как современная научная концепция. 5
Исторические истоки формирования этики художника. 5
Современная этика художника. 14
Этикет художника. 17
Заключение. 20
Литература. 21

Файлы: 1 файл

kontrolnaya_etika_1.docx

— 45.44 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 2

Профессиональна этика, как современная научная  концепция. 5

Исторические  истоки формирования этики художника. 5

Современная этика художника. 14

Этикет художника. 17

Заключение. 20

Литература. 21

 

 

 
Введение

«Долг определяется не тем, что сделано, но тем как сделано. Мудрость долга в том, чтобы наилучшим  образом исполнять то дело, на которое  человек поставлен жизнью» Л.Толстой.

 

 

В современном обществе все  большее значение приобретают вопросы, связанные с профессиональной этикой. В условиях рыночной экономики профессиональная деятельность занимает едва ли не основное место в жизни личности. Личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.

Наиболее остро вопрос соблюдения профессиональной этики  касается тех профессий, где ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.

Понятие профессиональной этики  связано, прежде всего, с особенностями  той или иной профессии, в отношении  которой употребляется данный термин. Так, к примеру, «клятва Гиппократа»  и врачебная тайна – это  одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная  подача правдивых фактов – элемент  профессиональной этики журналистов.

Чем же обоснована актуальность соблюдения морально-этических принципов  в сфере искусства? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, прежде всего  хотелось бы рассмотреть сущность самой  профессии «художник»

«Слово художник является производным от слова художество, которое синонимично искусству. Поскольку термин искусство имеет очень широкое значение, то за художественное произведение - это такое произведение, которому приписывается эстетическая ценность. » ( Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Таким образом художник - это не столько ремесленник, пусть и владеющий наивысшим мастерством, взаимодействующий с отдельными людьми и, можно сказать, работающий на удовлетворение личных интересов отдельных заказчиков ( и в этом случае его профессиональная ответственность, казалось бы, ничем не отличается от ответственности специалистов других сфер), сколько человек, оперирующий к вопросам духовным и, посредством своего таланта, воздействующий на общество в целом, и способствующий его культурному и мировоззренческому формированию. Творчество художника, если оно правдиво отображает социальную реальность, расширяет сферу свободы не только самого художника, но и каждого человека. Субъективно для духовной наполненности личности необходимо, чтобы произведения искусства отражали присущие ей внутренние противоречия, помогали разрешить их, способствовали гармонизации человека. Именно поэтому такие этические нормы, как мотивация и свобода творчества художника, его совесть, обязательность и ответственность, как перед своим произведением, так и перед обществом, этика взаимоотношений между художником и властью, проблема общественного предназначения художника- нуждаются сегодня в детальном прояснении.

К сожалению, на сегодняшний  момент в украинском обществе, профессиональная этика художника находится только в самом начале своего становления. В условиях духовного и исторического возрождения Украины, глобальной смены государственного и экономического строя, переоценки ценностей, нашему обществу предстоит заново определить те нормы и правила, которые обеспечили бы наиболее эффективное взаимодействие художника и общества.

Профессиональна этика, как современная научная  концепция.

Профессиональная  этика регулирует отношения людей  в основной сфере общественной жизни  – трудовой деятельности (материально-производственной, хозяйственно-экономической, духовной, культурной и др.). Профессиональная нравственность является конкретизацией общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности в рамках той или иной профессии. Другими словами, ее существование  обусловлено особенностями трудовой деятельности человека (спецификой труда, корпоративными интересами и т. д.). Люди, выполняющие в обществе одинаковые функции, в процессе своей деятельности вырабатывают и единые нравственные нормы, смысл которых заключается  в эффективном содействии решению  профессиональных задач, совершенствованию  личности специалиста.

Вопросы профессионального  разделения труда рассматривались  такими мыслителями древнего общества, как Платон, Аристотель и др. Именно в этот период возникают нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, «Клятва Гиппократа» в  медицинской практике и другие профессионально-этические  кодексы, регулирующие отношения работников к своим профессиональным обязанностям.

Однако первые профессионально-моральные кодексы  возникли намного позже, в XI – XII вв., в условиях становления средневековой  цеховой организации труда.

Возникнув первоначально  как проявление повседневного морального сознания, в дальнейшем профессиональная этика развивалась на основе обобщения  практики поведения представителей каждой профессии. Эти обобщения  суммировались как в форме  различных кодексов поведения, так  и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Итак, профессиональная этика – это совокупность норм и правил, регулирующих поведение  специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Главными понятиями  профессиональной этики являются понятия  профессионального долга, фиксирующее  служебные обязанности человека, профессиональной чести, указывающее  место и роль данной профессии  в жизни общества, и др.

Общие принципы профессиональной этики, основывающиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают следующее:

- высшие моральные  ценности, сохраняя свое общечеловеческое  значение, обретают в них некоторые  особые черты (например, проявления  добра и зла в юридической  практике, страдания и сострадания  в медицине);

- внутри конкретной  специальности формируются специфически-профессиональные  моральные нормы и ценности, которые  характерны только для данного  рода деятельности, но впоследствии  могут, приобретая все более  широкий смысл, иногда превращаться  в общечеловеческие (например, принцип  справедливости из главного принципа  юриспруденции вырос до общечеловеческой  ценности);

- в сфере профессионального  общения нарушается равенство  сторон, которое не является каким-либо  унижением, а предусматривается  особыми условиями взаимодействия  сторон (например, в отношениях педагог  – ученик, врач – пациент, следователь  – подозреваемый и др.);

- одной из сторон  профессиональной этики является  ее корпоративность - преданность  узким групповым интересам в  рамках профессиональных объединений.

В зависимости  от сферы трудовой деятельности профессиональная этика подразделяется на соответствующие  виды: этика педагогическая, медицинская, инженерная, юридическая, художественная  и т. д.

Значение профессиональной этики состоит в том, что она  является одним из важных направлений  социального прогресса, условием преемственности  в сфере труда. А также, когда  общая мораль деградирует, профессиональная заменяет и дополняет ее функции  по стабилизации и оздоровлению общества.

 Профессионализм  как нравственная черта личности

Отношение к труду  и профессионализм всегда являлись главной характеристикой морального облика личности. Но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались.

В Древней Греции, например, физический труд являлся  уделом главным образом рабов  и по социальной значимости находился  на самой нижней отметке. В феодальном обществе религия как господствующая идеология рассматривала труд как  наказание за первородный грех, а  рай представлялся как жизнь  без труда. Эти установки не разделялись  только в протестантской и старообрядческой морали. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождает  два типа нравственности: хищническую  – буржуазную и коллективистскую – трудовых слоев населения.

Переход к информационному  обществу востребовал работника  нового типа – образованного, компетентного  профессионала, творчески относящегося к своему делу. В современном обществе с его сложной системой воспроизводства  общественных отношений нравственные качества человека рассматриваются  как один из ведущих элементов  его профессиональной пригодности. Недобросовестное отношение работника  к своим профессиональным обязанностям может явиться причиной различных  аварий, несчастных случаев, катастроф, приводящих к гибели людей. Поэтому  моральные качества специалиста  являются основными среди всех остальных  его качеств.

Для подготовки кадров специалистов, отвечающих требованиям  современного общества, нужно учитывать, что характер и результаты трудовой деятельности во многом определяются не только материальными, но и моральными стимулами к труду, содержанием  общественного мнения, условиями  и организацией трудовой деятельности, наконец, общественным идеалом. Профессиональная мораль в этом отношении может  сыграть важную роль в обеспечении  профессиональной ориентации, оценке характера и значимости различных  видов труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторические  истоки формирования этики художника.

 

Профессиональная мораль художника существует и развивается  вместе с развитием общества.

Одно из первых в истории  правил нравственности — не поступай по отношению к другим так, как  ты не хотел бы, чтобы они поступали  по отношению к тебе. Это правило  возникло приблизительно в V—VI вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах — Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Ему придавалось большое  значение в отношениях людей, и впоследствии оно стало именоваться золотым. Под этим названием оно дошло до наших дней. «Золотое правило» нравственности прочно закрепилось в человеческом сознании, о чем говорит, например, русская пословица: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».

Наиболее гармонично этика и эстетика сочетались в учении пифагорейцев. Поскольку прекрасное произведение искусства отражает "гармонию небесных сфер", личность мастера является инструментом Божественного творения, посредником между небом и землей. Человек не завершен, и работа художника имеет высокий нравственный, религиозный и этический смысл в продолжающемся творении мира (см. антроподицея; смысл творчества; художественное творчество). Новую этику творчества создавали неоплатоники и Отцы Церкви (см. апофатизм; Византии искусство; исихазм; сакральное искусство; средневековое искусство; теодицея; христианское искусство; эсхатология). Особые отношения этического и эстетического начал творчества складывались в древнерусском и русском искусстве. В творчестве многих русских художников XIX в. этическое начало вытесняло эстетическое. Это приводило к мучительной духовной дилемме, страданию от необходимости выбора: красота формы или борьба с социальной несправедливостью, угнетением народа, выполнение нравственного долга перед обществом. Идея подвижничества, гражданского служения казалась тогда противоречащей служению красоте, изящному искусству (см. "передвижники"; сравн. "искусство для искусства"; эстетизм).

Нравственность общества проявляется в различного рода социальных запретах, которые должны предотвращать  недозволенные с точки зрения общественных интересов деяния. Нравственность и состоит в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению. Нравственные нормы юридически не закреплены.

Профессиональная этика, по сути, является конкретизацией общечеловеческих принципов морали применительно к определенным сферам профессиональной деятельности. Исторически и социально профессиональная этика связана с конкретной эпохой и является отражением соответствующих общественных отношений.

Истоки профессиональной морали находятся в античной эпохе  и связаны, прежде всего, с появлением первых кодексов-клятв. В профессиональных клятвах было не только сформулировано требование честного добросовестного  труда на благо обществу, но и  ответственность за результаты профессиональной деятельности. Следующий этап в формировании профессиональной морали – эпоха  Средневековья. Цеховые уставы ремесленников  регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских, цены готовой продукции. Следовательно, в этих уставах присутствуют этические требования: отношение к продукту труда, к профессии, к товарищам по работе, к потребителям. Следующим важным этапом в становлении профессиональной морали стала эпоха Реформации. Главная идея - идея высокой нравственной квалификации профессиональной деятельности, сформулированная в это время, предполагает, что высшая задача нравственной жизни человека, а выполнение долга в рамках мирской профессии, а профессиональный успех – знак божественного предопределения.

Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики  имеют свои традиции, что свидетельствует  о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями  той или иной профессии на протяжении столетий.

Профессионализм и отношение  к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют  первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных  этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и  физического труда, наличием привилегированных  и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует  написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой  есть поучение о том, как следует  относиться к рабу: "корм, палка  и бремя - для осла; хлеб, наказание  и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился  на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала  труд как наказание за первородный  грех, а рай представлялся как  вечная жизнь без труда. При капитализме  отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало  два типа нравственности: хищнически-грабительскую  капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет  Ф.Энгельс " ... каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".

Информация о работе Профессиональна этика, как современная научная концепция