Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:20, контрольная работа
В современном обществе все большее значение приобретают вопросы, связанные с профессиональной этикой. В условиях рыночной экономики профессиональная деятельность занимает едва ли не основное место в жизни личности. Личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.
Наиболее остро вопрос соблюдения профессиональной этики касается тех профессий, где ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.
Введение 2
Профессиональна этика, как современная научная концепция. 5
Исторические истоки формирования этики художника. 5
Современная этика художника. 14
Этикет художника. 17
Заключение. 20
Литература. 21
Представим вопрос этики как проблему современного искусства. С самого начала эпохи модерна — то есть где-то со времен Курбе — художники стали нарушать моральные правила и традиции. Авангардное искусство непосредственно связано с идеей разрыва. В каком смысле этика может быть проблемой искусства? Разумеется, этику здесь нужно отличать от морали. Есть художники, которые всегда работают на грани этически допустимого. В качестве примера можно взять Сантьяго Сьерру. В своих работах он использует, эксплуатирует людей точно так же, как это делает капиталистическая система, чтобы показать, что искусство способно лишь воспроизводить систему. Его работы действительно эффективны как произведения искусства, однако с этической точки зрения они могут многим показаться проблематичными. Вопрос таков: может ли искусство быть «неэтичным»? Можно ли создать хорошее произведение искусства и одновременно совершить нечто предосудительное с социальной точки зрения?
Внутренняя свобода духа, мышления, воображения - это самые важные ценности творческой личности, которые она получает вместе с "культурным капиталом" общества.
Степень разработанности проблемы.
Проблема профессиональной этики художника
не имеет такой богатой истории,
как опыт решения проблем юридической,
врачебной, педагогической или военной
этики. В античную эпоху досократовского
периода термин "художник" вообще
не существовал, потому что "художником”,
"творцом” считался тот, кто в
совершенстве владел своим ремеслом,
то и требования к нему были чисто
профессиональные: совершенствование
мастерства. Но природа чувственного
отражения действительности волновала
уже и досократов, хотя по известным
причинам раскрыть ее они не смогли.
И, начиная с Сократа, Платона, Аристотеля
до эпохи Возрождения данная проблема
рассматривалась с разных, а нередко
и с кардинально
Особенно ярко проблема общественного назначения художника предстала в философской мысли эпохи Классицизма и Просвещения.
В этот период отмечается на основных моральных и профессиональных требованиях к художнику как наставнику и учителю (Буало, Корнель; Докк, Гельвеций, Шефтсбери, Винкельман, Дидро).
Классическая немецкая эстетика (Кант, Гете, Гегель) рассматривает художника как носителя этико-эстетических идеалов общества, а следовательно - предъявляет достаточно высокие требования к его внутреннего мира.
Интересными по решению поставленной проблемы были, труды деятелей российской и украинской культуры, в которых четко определилась проблема соотношения этического и эстетичного в искусстве, соотношение творческой и гражданской позиции художника в обществе.
Ушедшее ХХ столетие – эпоха для
западной цивилизации знаковая, переломная.
Это век крушения многих чаяний и
надежд. Пошатнулась столь
В силу этих и многих других кризисных
явлений порождаются новые
Что же касается искусства- то современное искусство – это другая форма искусства концептуально, формально, технологически и психологически. Эти образы сложны для понимания, требуют определённой интеллектуальной подготовки и расшифровки в процессе восприятия. Вот почему всё чаще рядом с привычным нам этикетажем размещается ещё одна табличка, в которой автор или экпозиционер дают краткие пояснения зрителю.
Современное искусство – зеркало социума. Одна из его функций – отражать сегодняшние проблемы личности и общества. Оно злободневно, зачастую сиюминутно, иногда откровенно до крайних степеней душевного эксгибиционизма.
В начале 2000-х этический подход при оценке произведения искусства сделался чуть ли не главенствующим критерием. В открытом публичном диспуте по поводу конкретной выставки и в ее кулуарных обсуждениях почти неизменно затрагивается вопрос о ее этической вменяемости и состоятельности. При этом в современном критическом жаргоне, где оценочные эпитеты "этический" или "неэтический" делаются произвольно навешиваемыми ярлыками, не совсем понятно: о какой "этике" ведется речь? Кто, собственно, предстает носителем этической программы? Говорим ли мы об этике самого визуального объекта или об этике художественного жеста в его социальном измерении? Или об этике реципиента, этике воспринимающего взгляда, привносящего свои познавательные коррективы?
Что интересно, современное этическое
высказывание стремится обладать универсальным
характером, предложить универсальные
коды описания и восприятия. Тяга к
выработке универсального этического
кредо максимально проявлена
в больших экспозиционных проектах,
типа Документа-11, тематизирующей множественность
этнических точек зрения, или 50-й
Венецианской биеннале, провозгласившей
возвращение к чистой визуальности
и объектности. Универсальность
современных этических
Обращение к этическому (само) анализу
в современном искусстве
Таким образом, говоря о современной
этике художника, неразрывно связанной
с процессами протекающими в современном
обществе, с тенденциями современного
искусства, хотелось бы поставить на
первое место принцип ответственности
перед обществом, чтобы средства
поиска новой морали для нового времени
не превратились в самоцель, в зрелищное,
шокирующее действо, чтобы нравственность
оставалась неким ориентиром, если
не указывающим путь напрямую, то по
крайней мере не дающим возможность
переступить некую черту, где
уже никакие цели не оправдывают
средства.
В заключение, хотелось бы сказать, что
этические проблемы художественного
творчества должны стать объектом именно
философского анализа, так как сложный,
противоречивый процесс развития искусства
в разные исторические эпохи, примеры
обслуживания художниками реакционных
идеологий, участие конкретных художественных
направлений в обосновании
Профессиональная этика
Занимаясь творческой деятельностью,
художник должен владеть целым комплексом
морально – этичных качеств, которые
относятся к духовному миру человека,
ведь без этого творчество невозможно,
а, возможно, и не нужно. Прежде всего,
художник должен обладать широкой эрудицией,
интеллектом, высоким уровнем общей
культуры, развитой морально-эстетической
чувствительностью, талантом и мастерством
в сфере профессиональной деятельности.
Но, наверное, самым важным условием
плодотворного творчества - это быть
свободным в своем выборе –
иметь высокий уровень
Информация о работе Профессиональна этика, как современная научная концепция