Профессиональна этика, как современная научная концепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе все большее значение приобретают вопросы, связанные с профессиональной этикой. В условиях рыночной экономики профессиональная деятельность занимает едва ли не основное место в жизни личности. Личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.
Наиболее остро вопрос соблюдения профессиональной этики касается тех профессий, где ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.

Содержание работы

Введение 2
Профессиональна этика, как современная научная концепция. 5
Исторические истоки формирования этики художника. 5
Современная этика художника. 14
Этикет художника. 17
Заключение. 20
Литература. 21

Файлы: 1 файл

kontrolnaya_etika_1.docx

— 45.44 Кб (Скачать файл)

Представим  вопрос этики как  проблему современного искусства. С  самого начала эпохи модерна —  то есть где-то со времен Курбе —  художники стали нарушать моральные  правила и традиции. Авангардное  искусство непосредственно связано с идеей разрыва. В каком смысле этика может быть проблемой искусства? Разумеется, этику здесь нужно отличать от морали. Есть художники, которые всегда работают на грани этически допустимого. В качестве примера можно взять Сантьяго Сьерру. В своих работах он использует, эксплуатирует людей точно так же, как это делает капиталистическая система, чтобы показать, что искусство способно лишь воспроизводить систему. Его работы действительно эффективны как произведения искусства, однако с этической точки зрения они могут многим показаться проблематичными. Вопрос таков: может ли искусство быть «неэтичным»? Можно ли создать хорошее произведение искусства и одновременно совершить нечто предосудительное с социальной точки зрения?

Внутренняя свобода духа, мышления, воображения - это самые важные ценности творческой личности, которые она  получает вместе с "культурным капиталом" общества.

Степень разработанности проблемы. Проблема профессиональной этики художника  не имеет такой богатой истории, как опыт решения проблем юридической, врачебной, педагогической или военной  этики. В античную эпоху досократовского  периода термин "художник" вообще не существовал, потому что "художником”, "творцом” считался тот, кто в  совершенстве владел своим ремеслом, то и требования к нему были чисто  профессиональные: совершенствование  мастерства. Но природа чувственного отражения действительности волновала  уже и досократов, хотя по известным  причинам раскрыть ее они не смогли. И, начиная с Сократа, Платона, Аристотеля до эпохи Возрождения данная проблема рассматривалась с разных, а нередко  и с кардинально противоположных  теоретико-методологических и мировоззренческих  позиций. От почти полного отрицания  значение искусства в жизни общества (Платон) до попыток с помощью теоретических и художественных средств предоставить произведениям и их авторам преобразовательной силы по отношению к реальному миру.

Особенно ярко проблема общественного  назначения художника предстала  в философской мысли эпохи  Классицизма и Просвещения.

В этот период отмечается на основных моральных и профессиональных требованиях  к художнику как наставнику и учителю (Буало, Корнель; Докк, Гельвеций, Шефтсбери, Винкельман, Дидро).

Классическая немецкая эстетика (Кант, Гете, Гегель) рассматривает художника как носителя этико-эстетических идеалов общества, а следовательно - предъявляет достаточно высокие требования к его внутреннего мира.

Интересными по решению поставленной проблемы были,  труды деятелей российской и украинской культуры, в которых  четко определилась проблема соотношения  этического и эстетичного в искусстве, соотношение творческой и гражданской  позиции художника в обществе.

 

Современная этика художника.

 

Ушедшее ХХ столетие – эпоха для  западной цивилизации знаковая, переломная. Это век крушения многих чаяний и  надежд. Пошатнулась столь непоколебимая  со времени Просвещения вера в  человеческий разум и прогресс; подверглись  сомнению и переосмыслению казавшиеся незыблемыми устои социальной реальности, достижения науки, философские системы. Духовный кризис, сотрясающий сами основы современного социума, очевиден и заставляет прогрессивную общественность бить тревогу во многих уголках планеты. Традиционная религиозность, на протяжении веков претендовавшая на роль нравственной опоры общества, его утешительницы  и спасительницы, сегодня также  зачастую оказывается не в состоянии  адекватно ответить на духовные искания  современного человека. Многие догматы  и вероучительные основоположения  религиозных традиций не соответствуют  мировоззрению и миропониманию  нашего современника.

В силу этих и многих других кризисных  явлений порождаются новые формы  осмысления реальности, новые подходы  к объяснению природного и социального  миров. Возникают и оформляются  такие синтетические учения, которые  интегрируют в себе религиозные  и нерелигиозные подходы к  интерпретации человека и мира.

Что же касается  искусства- то современное искусство – это другая форма искусства концептуально, формально, технологически и психологически. Эти образы сложны для понимания, требуют определённой интеллектуальной подготовки и расшифровки в процессе восприятия. Вот почему всё чаще рядом с привычным нам этикетажем размещается ещё одна табличка, в которой автор или экпозиционер дают краткие пояснения зрителю.

 

Современное искусство – зеркало  социума. Одна из его функций –  отражать сегодняшние проблемы личности и общества. Оно злободневно, зачастую сиюминутно, иногда откровенно до крайних  степеней душевного эксгибиционизма.

В начале 2000-х этический подход при оценке произведения искусства  сделался чуть ли не главенствующим критерием. В открытом публичном диспуте  по поводу конкретной выставки и в  ее кулуарных обсуждениях почти  неизменно затрагивается вопрос о ее этической вменяемости и  состоятельности. При этом в современном  критическом жаргоне, где оценочные  эпитеты "этический" или "неэтический" делаются произвольно навешиваемыми  ярлыками, не совсем понятно: о какой "этике" ведется речь? Кто, собственно, предстает носителем этической  программы? Говорим ли мы об этике  самого визуального объекта или  об этике художественного жеста  в его социальном измерении? Или  об этике реципиента, этике воспринимающего  взгляда, привносящего свои познавательные коррективы?

Что интересно, современное этическое  высказывание стремится обладать универсальным  характером, предложить универсальные  коды описания и восприятия. Тяга к  выработке универсального этического кредо максимально проявлена  в больших экспозиционных проектах, типа Документа-11, тематизирующей множественность  этнических точек зрения, или 50-й  Венецианской биеннале, провозгласившей  возвращение к чистой визуальности и объектности. Универсальность  современных этических установок  мотивирована, парадоксальным образом, их непреодолимой внутренней конфликтностью. Видимо, апофеоз конфликтности и  запускает в действие механизм этического самоопределения. Универсальный характер современной этики предопределяется ощутимым запросом на волевое сверхусилие и на технологии преодоления себя, – что не допускала релятивная этика 90-х, выступавшая продуктом имиджмейкерства и медиального контроля, и что не приветствует общепринятая этика, диктуемая институтами глобализованного сообщества.

Обращение к этическому (само) анализу  в современном искусстве видится  знаковым контрапунктом между концептуалистскими (или постконцептуалистскими) стратегиями  и поэтикой реальности, исповедуемой многими молодыми художниками. Если "медгерменевты" растворяли этическую  проблематику в галлюцинаторном  фантазме, если акционисты 90-х своей  аффективной телесной практикой  сигнализировали об этической растерянности  русского социума, то для молодых  художников (например, в работе Алексея  Каллимы "Метаморфоза", где схватка  русского и чеченского солдата своим  визуальным абрисом будто воскрешает дряхлую геральдику серпа и молота) приоритет этического поиска становится важным маркером их авторской манеры.

Таким образом, говоря о современной  этике художника, неразрывно связанной  с процессами протекающими в современном  обществе, с тенденциями современного искусства, хотелось бы поставить на первое место принцип ответственности  перед обществом, чтобы  средства поиска новой морали для нового времени  не превратились в самоцель, в зрелищное, шокирующее действо, чтобы нравственность оставалась неким ориентиром, если не указывающим путь напрямую, то по крайней мере не дающим возможность  переступить некую черту, где  уже никакие цели не оправдывают  средства. 

 

Этикет  художника.

История этикета  тесно связана с историей человеческого  общества. Стремление вести себя прилично замечено еще до появления письменности. В «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются  правила хорошего тона. Отношения  полов, высших и низших, средства общения, прием чужаков были строго регламентированы. Нарушить эти правила значило  исключить себя из социальной среды. Классическими странами этикета  считаются Англия и Франция, хотя облагораживание нравов в Европе началось с Италии с 14 века. Взлет  искусств, характерный для эпохи  Возрождения, эстетическое и умственное наслаждение изменили быт и нравы  людей. Утонченность, изящество, манеры, моды – все это стало интересовать итальянцев. Самого высокого развития, блеска, роскоши и строгости этикет достиг при Людовике 14.На одном из приемов гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и  произошло слово этикет, вошедшее затем в языки многих стран. Этикет – это воспитанность, хорошие  манеры, умение вести себя в обществе.

При широком понимании  этикет представляет из себя не только правила, но и стиль поведения, всей жизни, особое отношение к себе –  в первую очередь ( требовательность, выдержка, такт и т. д.) – и к  другим. Таким образом, этикет является воплощение идеала поведения человека в обществе. Владение нормами этикета  определяет степень социализации личности, ее способности к сосуществованию  с другими людьми, к установлению нормальных взаимоотношений.  Этикет является также социальной нормой регулирующей упорядоченность общественного  взаимодействия индивидов и групп. За многие тысячелетия человечество выработало множество этикетных  норм и правил. Это объяснимо: во – первых, любая норма подвержена историческим изменениям – меняется эпоха – меняется  - этикет, во – вторых, этикет наряду со всеми  социальными нормами . имеет этническую принадлежность; в – третьих, современные  общества с развитыми социальными  системами порождают социально  – дифференцированные этикеты.

В качестве социальной нормы этикет выполняет в обществе следующие функции:

- способствует  стабилизации сложившихся социальных  культур;

- способствует  утверждению и передаче новым  поколениям духовных ценностей  и нравственных принципов общества. Подавляющее большинство правил  этикета имеет под собой идею  высшей ценности человеческой  жизни (основывается на принципе  гуманизма), следовательно. Общие  требования к поведению: уважение  достоинства личности, забота о  физическом и психическом благополучии  человека.

Например, правила  ведения беседы: надо учитывать общую  ситуацию, настроение собеседника. В  «светской» беседе не надо затрагивать  тем, которые могут огорчить другого (смерть, болезнь), испугать или вызвать  отвращение. У женщин не принято  спрашивать о возрасте, мужчине бестактно  хвастаться своими успехами.

- этикет облегчает  установление контактов, взаимопонимание  и взаимодействие между людьми. Как для воска, от природы  твердого и упорного, достаточно  немного теплоты, так даже людей  сварливых и злобных немного  вежливости и дружелюбия способны  сделать уступчивыми и услужливыми.

- психологическая  функция. Правила этикета помогают  избегать тех ситуаций, которые  могут вызвать излишнее психическое  напряжение и нанести душевную  травму.

Общественный  прогресс способствовал взаимопроникновению  правил поведения, обогащению культур. Процесс взаимного обогащения правилами  поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения  на работе, на улице, в гостях, на деловых  и дипломатических приемах, в  театре, в общественном транспорте и т.д..

Но, кроме правил этикета для всех существует также  профессиональный этикет. В практике деловых отношений, есть всегда какие  – то стандартные ситуации, которых  невозможно избежать. Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного  поведения, которое способствовало бы успеху в профессиональной сфере.

Вот некоторые правила  поведения, которые могли бы, на мой  взгляд, составить этикет художника:

1 Всегда следует   помнить, что  этикет включает  точное соблюдение правил культуры  поведения, которая предполагает  в первую очередь глубокое  уважение человеческой индивидуальности.

2. Следует с  уважением относиться к отличной  от собственной точке зрения. Грамотно, спокойно, вежливо и аргументировано  уметь изложить свое профессиональное  мнение по данному вопросу,  не настаивая на своем, но  предоставляя более глубокую  информацию для размышления.

3 Уметь вежливо  отказаться от предложения, если  оно является по каким-либо  личным и субъективным причинам  для Вас не выполнимым .Также  можно перенаправить заказчика  к другому специалисту.

4. Всегда соблюдать  достигнутые ранее договоренности ( формы и сроки исполнения  и т.д.). В случае невыполнимости  данного требования, как можно  заблаговременнее предупреждать заказчика и совместно решать дальнейшие действия.

5. Ни в коем  случае не вдаваться в хулу  и критиканство по поводу других  специалистов.

Ну а так  же другие нормы поведения, касаемые речи, манер, внешнего вида и т.д, общие  для всех профессий. 
Заключение.

 

В заключение, хотелось бы сказать, что  этические проблемы художественного  творчества должны стать объектом именно философского анализа, так как сложный, противоречивый процесс развития искусства  в разные исторические эпохи, примеры  обслуживания художниками реакционных  идеологий, участие конкретных художественных направлений в обосновании насилия, религиозной нетерпимости, моральной  вседозволенности остро ставят проблему профессиональной ответственности  художника.

Профессиональная этика художника  должна очерчивать специальные нормы, характерные для творческой деятельности автора, так как она всесторонне связана с деятельностью человека и служит удовлетворению его потребностей и интересов.

Занимаясь творческой деятельностью, художник должен владеть целым комплексом морально – этичных качеств, которые  относятся к духовному миру человека, ведь без этого творчество невозможно, а, возможно, и не нужно. Прежде всего, художник должен обладать широкой эрудицией, интеллектом, высоким уровнем общей  культуры, развитой морально-эстетической чувствительностью, талантом и мастерством  в сфере профессиональной деятельности. Но, наверное, самым важным условием плодотворного творчества - это быть свободным в своем выборе –  иметь высокий уровень внутренней моральной свободы.

Информация о работе Профессиональна этика, как современная научная концепция