Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:44, лекция
В сравнении с этикой этикет – более узкое понятие, которое характеризует внешнее выражение нравственных норм, регулирующих поведение людей. Такое внешнее выражение состоит в писанных или неписанных формах и даже нюансах поведения, культуре речи, внешнем виде, отношении к другим людям и вещам. Исторически этикет формировался из религиозного ритуала, постепенно охватывая области ему сопредельные. В восточных культурах этикету придавалось и придается особенно большое значение, вся жизнь человека по сути охватывается той или иной нормой этикета. В европейской культуре на протяжении столетий сложились общепринятые нормы этикета, которые необходимо соблюдать.
Введение
1. Понятие этикета. Содержательное взаимоотношение этики и этикета.
2. Основные формы служебного этикета юриста (сотрудника ОВД).
Заключение
Основная литература
Лекция 7. Профессиональная этика и этикет.
План
Введение
1. Понятие этикета.
2. Основные формы служебного этикета юриста (сотрудника ОВД).
Заключение
Основная литература
1. Профессиональная этика и
2. Окусов А.П. Профессиональная этика как этика долга. – Ростов-на-Дону: Литфонд, 2005.
3. Егорышев С.В., Ротовский А.Н., Сулейманов
Т.Ф. Профессиональная этика.
4. Окусов А.П. Имидж. Ростов-на-
5. Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД. М., 2009.
Дополнительная литература
1. Руднев В.Н., Егоров П.А. Основы этики и эстетики. М., 2010.
2. Аминов И.И., Дедюхин К.Г., Зинатуллин З,З., Усиевич А.Р. Юридическая этика. Учебное пособие для вузов. М., 2010.
3. Аракелов Ю.Д., Джегуганов Б., Олейников
В. Профессиональная этика
4. Профессиональная этика юриста
(под общей ред. А.Г. Маслеева)
5. Никитич Л.А. Этика. М.: ЮНИТИ, 2011.
Введение
В сравнении с этикой этикет – более узкое понятие, которое характеризует внешнее выражение нравственных норм, регулирующих поведение людей. Такое внешнее выражение состоит в писанных или неписанных формах и даже нюансах поведения, культуре речи, внешнем виде, отношении к другим людям и вещам. Исторически этикет формировался из религиозного ритуала, постепенно охватывая области ему сопредельные. В восточных культурах этикету придавалось и придается особенно большое значение, вся жизнь человека по сути охватывается той или иной нормой этикета. В европейской культуре на протяжении столетий сложились общепринятые нормы этикета, которые необходимо соблюдать. В русский язык французское слово «этикет» (ярлык, этикетка, церемония) вошло в «изящный» XVIII век, где обозначал вначале придворные правила поведения. Этикет в то время значил очень многое и строго регламентировался, определяя жизнь «света».
1. Понятие этикета.
Важно отметить, что сущность этикета составляет не педантичное исполнение тех или иных предписаний при безразличии к своему внутреннему нравственному состоянию, напротив, этикет только и получает смысл тогда, когда является выражением высокой внутренней нравственной культуры человека. Перефразируя А. Шопенгауэра, можно сказать, что этикет является отрицанием эгоизма в мелочах повседневного обихода. Иными словами, сущность этикета – в возможности даже посредством, казалось бы, незначительных деталей ограничивать природный эгоизм человека, в создании условий к проявлению чуткости, вежливости, тактичности и т.д.
При этом, однако, специфика этикета так же в том, что он отличается игровым характером. Этикет – это игра, причем не столько между людьми, а скорее между представляющими их статусами и ролями. При этом общение посредством этикета отличается большей свободой, если участники этой «игры» обладают социальным равенством.
В профессиональной этики и этикете большую роль играют правильные представления о важнейших принципах и категориях, применяемых в деятельности по поддержанию правопорядка, таких, как долг, честь, достоинство, справедливость и др.
Честь - важнейшая категория профессиональной деятельности правоохранительных органов. Она обозначает ответственное выполнение правоохранником своих обязанностей с учетом общественного мнения, которое складывается в результате его действий. Индифферентность к общественному мнению - следствие независимости государственного чиновника от гражданского общества. Поэтому бесчестность должна быть кардинально подорвана правовым государством, гласностью. Они являются созидающими условия для формирования высокого престижа юридической профессии.
Достоинство - это уважение себя и окружающих людей за способность быть нравственным, справедливым, добросовестным. Для юриста данное качество является крайне важным, поскольку оно зиждется на уважении гражданами закона, государства и, в конечном итоге, общества, интересы которого в этом законе выражены. Правоохранник - представитель постоянно обновляющегося законодательства, выражающего устремленность общества к конструктивному порядку. Поэтому уже само место в общественном разделении труда возвышает работника юридических служб, делает его достойным носителем закона и справедливости в глазах граждан.
Справедливость – мера воздаяния за поступок, действие. Справедливость имеет сложную объективно-субъективную природу. В результате то, что справедливо для одного, является несправедливостью для другого. Объективно соразмерное может казаться субъективной несоразмерностью.
В правоохранительной
Перечисленные категории профессиональной этики юриста являются своеобразными эталонами его способности выполнять правоохранительные функции, поскольку этически совершенное право не может не находить наиболее справедливую, целесообразную и гуманную практику своего воплощения в жизнь.
И все же честь, достоинство, справедливость могут стать пустым звуком, если профессиональная группа начнет по-своему интерпретировать моральные представленитя, реализуя сугубо ведомственные и личные интересы и потребности. Клановая, групповая мораль всегда подстраховывает себя апелляцией к специфике действий группы, развивается на основе особой значимости ее общественной роли, целей и решаемых задач, какими и являются задачи по охране общественного порядка.
Так было, например, с НКВД, обеспечивающим Суперзадачу построения коммунизма в Советском Союзе. В итоге профессиональная мораль превратилась в партийно-полицейско-клановый аморализм.
Способом предотвращения таких метаморфоз является соотношение идеалов, декларируемых целей и ценностей с реальным положением дел, субъективных желаний с объективными возможностями и результатами практической и, в том числе, правоохранительной деятельности. Для отдельного индивида гарантией того, что он не оказался в сетях группового эгоизма, как извращенной формы нравственности, является оценка собственных поступков с позиций совести. Только тогда человек может выйти за пределы сложившихся моральных стереотипов. Стать своего рода нравственным героем.
Природу такой "штучной" нравственности не понять без специального обращения к глубоко личностной, интимной категории этики, которой является Совесть.
Совесть - чувство ответственности за свои поступки, способность формировать предписания для самоконтроля, исполнять их и принимать на себя вину за последствия своих действий. Наличие либо отсутствие совести определяется духовной атмосферой той среды, в которой развивалась данная личность.
Но все же главным субъектом формирования подлинной совести выступает сам конкретный человек. Ее индивидуальными предпосылками является способность на сопереживание, сочувствие, умение поставить себя на место того, с кем поступили несправедливо, кому причинено зло. Для существования и развития совести необходима не только обостренная чувствительность, эмоциональное богатство души, но и способность понимать реальность в ее взаимосвязях, осознавать, что зло может умножаться, превращаться в эпидемию.
В системе категорий
Личностная совесть может
Ответственность за общественные последствия своих поступков, служебной деятельности, осуществляемых на основе самой щепетильной совести, возвращает нас к проблеме долга.
Долг - есть нравственная категория, выражающая требование общества к своим членам, а главное требование к себе добросовестно и полно выполнять свои обязанности. Это могут быть взаимные обязанности соседей по поддержанию соответствующих отношений, обязанности по отношению к ближним и дальним родственникам, клановые и племенные обязанности, общественные требования к поведению людей, выдвигаемые с точки зрения различных этических теорий.
Но долг как профессиональное требование занимает особое место рядом с другими категориями профессиональной этики юриста. Невыполнение служебного долга обозначает профессиональное поражение, которое своеобразно отражается в сфере профессиональной и общечеловеческой нравственности. Этот факт сам по себе достаточно болезненный, поскольку является сигналом, во-первых, серьезных неполадок в данной сфере деятельности. Во-вторых, показывает недееспособность ее представителей. В-третьих, автоматически снижает авторитет профессии юриста. Но хуже то, что это реальный практический сбой в работе данной общественно важной деятельности, характеризующей как минимум практическую несостоятельность конкретного представителя данной профессии, а то и ее принципиальную ущербность в целом, нанесшую вред здоровью, а возможно, и поставившую под угрозу саму жизнь граждан, их права и свободу.
Долг выступает своеобразным синтезом чести, совести и выполненных обязанностей. В нем отражены требования официальных инстанций. И этим он часто отпугивает от себя. Но его поддерживает общественное мнение и, тем самым, он выступает характеристикой честности. И, наконец, выполненный долг знаменует достигнутый, общественно значимый результат. Поэтому он несопоставимо значим по сравнению с другими категориями профессиональной этики.
Неисполненный юристом долг практически нельзя скрыть. Он в обязательном порядке вызывает резкий диссонанс во всех нравственных системах. В общечеловеческой системе оценки правоохранительной системы неисполненный долг усугубляет всегда, к сожалению, присутствующее в общественном мнении недоверие к юриспруденции. В профессиональной системе самой правоохранительной деятельности стимулирует противоречивое движение по сокрытию позорного пятна, защиты "чести мундира" и избавлению от того, кто его посадил. В личностном плане это может привести к неудовлетворенности собственными действиями, усугублению последствий пагубного поступка новой ложью или же возможными муками совести за неоправданное доверие общества, коллег и подзащитных.
Таким образом, долг по своему
содержательному и
Он оценивается как минимум тремя критериями. Во-первых, это осуществленные требования инструкций, законов, распоряжений. Во-вторых, одобрение общественного мнения и, прежде всего, законопослушных граждан. В-третьих, максимальный учет конечных, сововкупных результатов профессиональной и в целом общественной деятельности.
Недобросовестно выполняя профессиональные обязанности, проявляя плутовство, правоохранник запятнает свою честь. Недостойный поступок или действие так же характеризуют неполноту выполнения функциональных обязанностей, моральную ущербность их автора. Бессовестность может проявляться во внутренней несдержанности, отсутствии такта и чувства меры в обращении с людьми. Такое поведение юристов привело к тому, что граждане уже привыкли к неадекватным действиям с их стороны. Невыполнение долга катастрофически снижает уровень эффективности любой деятельности. Это невыполнение функциональных обязанностей. В служебном отношении такое явление выступает предпосылкой для служебного расследования.
В нравственном отношении этот факт подтверждает сложившееся реноме данного индивида как случайного человека в сфере юриспруденции, а положение дел в данной сфере деятельности - как принципиально несостоятельное. Отсюда человек Долга на голову выше человека Чести.
Служебный и этический долг отличаются друг от друга критериями оценки. Первый оценивается с позиций закона и инструкций. Второй с позиций общественного мнения. В реальности может быть так, что оба подхода относительно совпадают, различие между формами долга сводится всего только к различию их интерпретаций и оценок. В служебном отношении это может быть выговор, объявление несоответствия занимаемой должности, увольнение с работы или отдание под суд. В этическом плане осуждение может выразиться сдержанностью, недоверием, обструкцией по отношению к провинившемуся.
Но бывает и так, что служебная и нравственная интерпретация ситуации невыполненного долга начинают резко контрастировать. Это чаще всего происходит в переломные периоды развития служебных традиций, появления профессионалов новой формации, отвергающих старые методы, приемы, стили и саму направленность данной общественно важной функции. Для России такое состояние дел было характерно в периоды падения царизма в начале XX века и в постсоветской перестройки в его конце.
В любом случае нарушение служебного и этического долга - самая тяжкая провинность профессионального юриста. Она всегда трагична для всей сферы юридической деятельности и ее конкретных участников. Но эта трагичность вместе с тем и конструктивна, поскольку открытое невыполнение, демонстративное пренебрежение служебными обязанностями - жесткий сигнал о социально-экономической, политической, организационно-технической и иной проблеме, которую необходимо срочно решать.