Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:16, доклад
Этика деловых отношений - система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. Этика деловых отношений включает:
- этическую оценку внутренней и внешней политики банка;
- моральные принципы членов банка;
- моральный климат в банке;
Этика деловых отношений
Профессиональная этика и мораль банковского служащего.
В операционном офисе «МИнБ» существует этика деловых отношений .
Этика деловых отношений - система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. Этика деловых отношений включает:
- этическую оценку внутренней и внешней политики банка;
- моральные принципы членов банка;
- моральный климат в банке;
- нормы делового этикета.
Сотрудники банка должены уметь эффективно общаться с клиентами, знать приемы речевого воздействия, убеждения, а также уметь свободно и правильно использовать языковые средства в профессиональной деятельности, должен освоить стандарты деловых бумаг и деловой этикет.
Стандарты внешнего вида и правила поведения сотрудников в офисах Банка создают благоприятный имидж Банка в глазах клиентов.
Для сотрудников ООО «МИн Б» разработан «Кодекс делового поведения», который регламентирует правила поведения работника .
ООО «Мин Б» призван содействовать интересам своих клиентов. Неслучайно поэтому в последние годы все более утвердилась идеология банка как партнера. Партнерские отношения обладают определенными свойствами.
Им присущи:
- добровольность;
- взаимозаинтересованность;
- коммерческий характер.
Принципы построения отношений с клиентами:
- строгое выполнение обязательств;
- открытость во взаимоотношениях;
- взаимовыгодные отношения;
- долгосрочное сотрудничество;
- конфиденциальность;
- взаимопонимание;
- персональный подход.
Свод этических правил муниципального служащего - это система определенных нравственных стандартов поведения особой социально-профессиональной группы, обеспечивающей реализацию функций муниципального управления.
Свод этических правил муниципального служащего не регламентирует частную жизнь муниципального служащего, не ограничивает его права и свободы, а лишь определяет нравственную сторону его деятельности, устанавливает этические нормы служебного поведения. Мораль должностного лица не должна основываться только на личной совести. Она определяется и общественными потребностями. Следование этическим нормам при исполнении служебных обязанностей предполагает специальные процедуры и методы контроля, которые зависят от многих обстоятельств и определяются отдельно.
Служебное поведение является по определению контролируемым поведением. Свод этических правил муниципального служащего должен сообразовываться с существующей политической и правовой системой. Это означает, что он не должен противоречить нормам права, представленным в Конституции Российской Федерации и Конвенции прав человека.
Свод этических правил свободен от прямого воспроизведения правовых норм, допускает лишь упоминание о соответствующих позициях закона и отсылает к законодательным актам. При этом этическое поведение не складывается по формуле «законно - значит правильно». Никакая формальная процедура не отменяет моральных оценок и решений, основанных на личном восприятии ценностей. Этические нормы муниципального служащего являются более строгими, чем обычные моральные нормы. Этические стандарты должны быть ясно сформулированы, рекомендованы к исполнению. Обязательный характер содержащихся в нем положений обусловлен соглашением-договором, когда лица и группы лиц принимают на себя обязательство ему следовать, либо моральным авторитетом организации, полномочной принимать соответствующие решения. Правоохранительные органы не могут решать этические споры, так как их постановления исходят из норм уголовного и административного права. Значительная часть действий, запрещенных Сводом этических правил, не имеет признаков преступления и поэтому квалифицируется и оценивается иным способом. Мораль выступает регулятором тех отношений, где не существует никакого юридического закона или его роль представлена слабо.
Свод этических правил включает в себя три типа этических норм: предписывающие (как требуется с точки зрения профессиональной морали муниципального служащего поступать в определенных ситуациях); запретительные (что конкретно не разрешается в рамках служебного поведения); рекомендательные (как следует вести себя муниципальному служащему в той или иной ситуации).
Для каждого муниципального служащего Свод выступает как добровольно принятые на себя обязательства. Нарушение норм Свода этических правил карается особой системой санкций, носящих, как правило, характер общественного осуждения и добровольного решения самого муниципального служащего. Нравственность -- понятие сложное, состоящее из многих слагаемых морально-этических и общественно-полезных качеств человека. В наиболее общей форме нравственную культуру личности можно определить как стереотип отношений и поведения, ориентированных высокими моральными ценностями. Таким образом, нравственная культура является важной составляющей частью культуры повседневности личности.
Действия государственного служащего подчиняются воле и законам государства, не предполагая проявления непорядочности или индивидуальной злой воли. Государственный служащий наделен полномочиями проводить в жизнь государственную политику, т.е. представлять лицо государства. Возможно, именно поэтому прогрессивное чиновничество всегда видело свой долг в "пользе государственной", "радении за Отечество", что стало основой традиции воспринимать государственную службу не только как долг и обязанность, но и как честь и счастье служения Отечеству Зарецкая Е.И. Профессиональная этика. Учебное пособие. Волгоград, 2002..
Применительно к конкретному
лицу, находящемуся на государственной
службе, понятие духовной культуры
в первую очередь отражает одну из
главных составляющих его общей
культуры - моральную сущность. Наряду
с интеллектуально-
Особенности личности государственного служащего не в последнюю очередь определяются спецификой его труда -принадлежностью к сфере управления. Но участие в управлении обществом не означает автоматического возвеличивания его человеческих достоинств; напротив, глубина личности обусловливается не иерархической ступенью занимаемого им служебного места, а результатами его деятельности и характером отношения к людям. Величие человека заключается в силе его разума и нравственных основ, т.е. всецело в его духовно-интеллектуальном развитии. Нередки случаи, когда заняв (или получив) высокий государственный пост (или должность), человек выясняет сам для себя, что его культурный уровень не отвечает высоким общественным меркам. Осознание этого - шаг к самосовершенствованию. Отсутствие адекватной самооценки и стремления к максимальному развитию собственных способностей выступает существенным препятствием в управленческой деятельности, так как если государственный служащий не осознает и не может преодолеть собственные недостатки и слабости, работать постоянно над собой - деловая жизнь для него превращается в рутину. Специалисты считают, что в аппарате государственной службы, куда чуть ли не ежедневно поступают новые законодательные документы, нуждающиеся в творческом осмыслении, для того, чтобы ими руководствоваться в многообразных нестандартных ситуациях, такой работник не нужен Агеев А.И. Управление корпоративной этикой //Кадры. 1992. №6..
Нетрудно заметить, что все эти уровни отражают состояние личной морали и духовного мира человека, определяют типы поведения и границы действий, которые очерчивает для себя в конкретной ситуации государственный служащий. Таким образом, духовная культура личности - важнейший коррелятор, формирующий поведение государственного служащего.
Проявлением духовной культуры государственного служащего на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относиться к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признавать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек -- главная ценность социальной жизни, -- первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступени иерархической лестницы он ни стоял, видеть прежде всего человека.
Одно из противоречий, образующихся вследствие нахождения служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике духовного мира государственного служащего - постоянном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно ведомства и общегосударственной линии. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед Общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.
В отличие от правовых норм
и законодательства, моральные нормы
внеинституциональны в том
В изменившихся условиях экономического хозяйствования, когда на смену жесткому планированию и обезличиванию кадрового состава производства приходит рынок, при котором успех дела во многом зависит от умения работать "с глазу на глаз" с конкретными людьми, завоевывать авторитет и уважение не столько должностью, сколько личными способностями, творческим отношением к делу и даже просто человеческим обаянием - личная культура государственного служащего становится фундаментальным фактором успеха.
Прежде всего он должен
сбалансировать свой эгоистический
интерес с интересами дела и тех
людей, кто непосредственно
Внешний вид и манеры общения и поведения не всегда адекватны внутренней сущности человека, "показной лоск" может ввести в заблуждение, но, как правило, внешнее и внутренне совпадают, в чем можно легко убедиться, наблюдая за людьми внимательно. Сформировать внешнюю культуру поведения под силу любому человеку, который этого пожелает. На помощь ему приходит такое образование культуры, как этикет. В широком смысле слова этикет представляет собой правила вежливого поведения в стереотипных ситуациях человеческого общения, сложившиеся на протяжении веков. В отличие от морали эти правила конкретны, их нужно знать и соблюдать, что в свою очередь требует определенных навыков.Государственная служба предполагает определенный стиль поведения и его регламентацию, основанные на идущих из истории, но сохранившихся и поныне иерархичности и ситуативности. Этикет выступает знаковой системой особого рода, где тот или иной жест, слово, форма одежды, размещение в пространстве и за столом в соответствии с принятым порядком несут определенную смысловую нагрузку. Знание этикета было обязательно для дворян и отличало их от людей других сословий. Чиновники-дворяне владели им в совершенстве. Придворный этикет или церемониал соблюдался очень строго, его нарушение могло стоить человеку не только карьеры, но и жизни Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Учеб. пособ. М.: Логос. 2000. Примером наиболее строгого этикета является дипломатический протокол, который вводит в практику кодифицированные правила церемониала и контролирует их соблюдение. Его нарушение чревато подчас большими осложнениями в отношениях между странами и порой расценивается как оскорбление национальной чести. В настоящее время стало широко употребимым понятие "деловой этикет" как кодекс определенных правил, регулирующих и регламентирующих культуру служебного общения. Естественно, возникает вопрос: кем они разрабатываются и почему закрепляются в обществе? Значительная их часть складывалась в процессе деловых контактов на договорной основе общепринятых форм вежливости и взаимного уважения. Большую творческую лепту в их разработку вносят специалисты по менеджменту, его практики и теоретики. В Америке и Европе существуют институты хороших манер, задача которых состоит в разработке и кодификации оптимальных моделей и правил человеческого общения на его разных уровнях, особенно в деловых отношениях.
Основу делового этикета
составляют принципы, которые могут
быть перенесены и на деятельность
служащих, так как предполагают гармонизировать,
дисциплинировать и наиболее эффективно
организовывать их деятельность. Правила,
вытекающие из принципа "делать все
вовремя", можно рассматривать как дисциплинарные,
упорядочивающие деятельность, предписывающие
точность во времени и в организации своих
дел, исполнение собственных обещаний,
ответственность за свои слова, предусмотрительность
в высказываниях и заявлениях. Все это
имеет непосредственное отношение к культуре
личности, поскольку свидетельствует
о самоконтроле, самоограничении, самодисциплине.
Как показывает практика, самым трудным
принципом для государственного служащего,
которому приходится решать сложные административно-
Этикет в контексте духовной культуры -- это галантность, деликатность, общительность, благодарность (в самом широком смысле слова). Внешняя культура поведения вполне совместима с деловитостью. Усвоение формальных правил достойного поведения облагораживает душу, оказывает обратное воздействие: от внешнего к внутреннему. Считается, что наличие этикета и следование определенному протоколу способствует укреплению авторитета власти и повышению социального статуса государственного служащего. Можно говорить о внешней стороне проявления стандартов и процедур: от порядка организации работы с населением до манер поведения государственного служащего, от состояния системы делопроизводства до организации приема посетителей и т.д. Следование общепринятым нормам направлено на создание условий для реализации законов, обеспечивающих соблюдение личных и интересов. При этом установленные процедуры не должны служить лишь целям должностных лиц. Умение работать с людьми, проявлять человечность в соединении с требовательностью и выдержанностью позволяют опытному государственному служащему быстро и эффективно решать самые серьезные проблемы. Уважая в себе личность и собственное достоинство, здравомыслящий человек понимает, что каждый, с кем он имеет дело, также рассчитывает на признание его личности и достоинства.
Информация о работе Профессиональная этика и мораль банковского служащего