Профессиональная этика как теория морали и нравственного становления будущего офицера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Основным аспектом, играющим важную роль в жизни государственных учреждений и военных структур играет офицерский состав, воспитание которого, а также становление играет не маловажную роль в самом государстве.
Воспитанием офицерского состава ,а также их морально-волевыми качествами занимаются преподаватели военных и государственных учреждений в которых обучаются будущие офицеры . Основной точкой опоры в воспитании их морально-этических качеств играет , такие не маловажные факты как Устав ВС РФ , Кодекс РФ, коллектив будущих офицеров, а также их преподавателей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Профессиональная честь как моральная основа служебного коллектива....4-5
2. Долг будущего офицера………………………………………………………6-8
3. Профессиональное достоинство и «честь мундира»………………………..9-11
4. Роль и место профессиональной этики в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов…………..12-14
5.Заключение…………………………………………………………………………………….……………..15
6.Список литературы…………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Реферат по Этике.docx

— 39.65 Кб (Скачать файл)

 

Министерство Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  действий

Уральский институт государственной  противопожарной службы

 

Кафедра : «Психологии и педагогики»

 

Предмет: Этика

Реферат

 

Тема: Профессиональная этика как теория морали и нравственного становления будущего офицера.

 

 

Выполнил:

Студент группы СПО 5-32

Спиренков Игорь Александрович

Проверил:

Петухова Т.Н.

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Профессиональная честь  как моральная основа служебного  коллектива....4-5

2. Долг будущего офицера………………………………………………………6-8

3. Профессиональное достоинство  и «честь мундира»………………………..9-11

4. Роль и место профессиональной  этики в формировании мировоззрения  и ценностных установок сотрудников  правоохранительных органов…………..12-14

5.Заключение…………………………………………………………………………………….……………..15

6.Список литературы…………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основным аспектом, играющим важную роль в жизни государственных учреждений и военных структур играет офицерский состав, воспитание которого, а также становление играет не маловажную роль в самом государстве.

 Воспитанием  офицерского  состава ,а также их морально-волевыми  качествами занимаются преподаватели  военных и государственных учреждений  в которых обучаются будущие  офицеры . Основной точкой опоры  в воспитании их морально-этических  качеств играет , такие не маловажные  факты как Устав ВС РФ , Кодекс  РФ, коллектив будущих офицеров, а также их преподавателей.

Первым в истории воспитанием  будущих «офицеров» занялся   Александр Македонский, поскольку без  грамотного руководителя не могла существовать и сильная армия ,как и сильное государство. В последствии его армия завоевала множество земель, пройдя от Афин ,Берегов Нила и дойдя до границ Индии. Наибольший расцвет государства Греции приходит именно на время правления Александра. «Офицеры» Александра были морально и физически закалены с детства, являлись философами, некоторые из них были также полиглотами, воспитывались как лидеры.

В более поздние времена очень  четкой политикой становления «офицерского состава» занимался древний Китай. В котором «офицер» являлся потомком исключительно дворянского рода в котором уже изначально воспитание было направлено создание высоких морально-этических качеств . В таком воспитании были описаны все аспекты присущие настоящему «офицеру» ,а именно: выдержка, взвешенность, аккуратность, пунктуальность, мужество, отвага и честь.

В истории Российской Империи также  есть очень интересные факты из аспектов воспитания  офицеров, в которых большую роль играл Устав офицера Российской Империи. В Уставе было прописано, каким должен быть офицер Империи, но большое значение в этом уставе играет выражение: «Душа богу, сердце женщине, долг отечеству, честь никому», которое показывает нам высокую морально –этическую составляющую воспитания будущего офицера.

Практика воспитания офицеров СССР рассматривала, высокую преданность  государству , как родине. Что практически  без особых изменений перешло  в наше время.

 

1. Профессиональная  честь как моральная основа  служебного коллектива

Честь – понятие морального сознания и категория этики; включает в  себя моменты осознания индивидом  своего общественного значения и  признания этого значения со стороны  общества. Будучи формой проявления отношения  индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом  регулирует поведение человека и  отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей.  Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь.

Категория чести относится к  числу наиважнейших категорий профессиональной этики. Честь – это положительная  социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности, благородства.

Категории этики тесно связаны  между собой, содержание одной из них, как правило, раскрывается через  использование других. Категория  чести может быть понята только через  привлечение таких категорий, как  достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д.

Профессиональная честь – это  признание общественным мнением  и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой  социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Заслужить звание «человек чести» можно  только безупречным исполнением  служебного долга и требований нравственности.

Профессиональная честь проявляется  у сотрудников правоохранительных органов, прежде всего в выполнении ими своего служебного долга. Его  специфика в том, что в мирное время выполнение долга требует  мужества, выдержки, а порой и  самопожертвования.

Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет  свою службу. Честь коллектива –  это и его честь. Здоровое честолюбие – не чуждое чувство для сотрудника правоохранительных органов. Правильно  понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбие перерастает  в карьеризм, когда человек готов  использовать самые грязные средства для достижения корыстных целей.

 

Профессионально-нравственный потенциал  служебного коллектива – это степень  способности сотрудников противостоять  преступности, коррупции, достойно преодолевать повседневные трудности и негативное воздействие факторов, ослабляющих  чувство долга, ответственности, чести, профессионального и человеческого  достоинства.

Сплав чести сотрудника и чести  коллектива порождает чувство гордости, т.е. моральной удовлетворенности  сотрудников правоохранительных органов  от осознания своей принадлежности к ним. Долг каждого сотрудника постоянно  поднимать авторитет правоохранительных органов в глазах общественного  мнения и возрождать лучшие традиции, которые у них несомненно были. Традиции – это не просто история, а могучее средство воспитания молодого поколения людей, стоящих на страже общественного порядка, в том  числе и воспитания у них чувства  чести.

В то же время честь сотрудника правоохранительных органов требует  и движения вперед, овладения современной  техникой и новейшими приемами и  методами выполнения своих профессиональных обязанностей.

Одной из составляющих категории чести  является верность данному слову. Это  такое важное качество человека, что  иногда оно отождествляется с  понятием чести. Ничто так не подрывает  чести сотрудника правоохранительных органов, как нарушение данного  слова или отступление от него.

Категория чести действительно  одна из важнейших в нравственной культуре сотрудников правоохранительных органов. Дорожить честью – это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей  культуры человека, его духовного  и физического развития, умения мыслить  по государственному. Этому надо постоянно  учиться.

 

 

 

 

 

 

2. Долг будущего офицера

 Категория долга – одна  из важнейших в этике вообще  и среди категорий профессиональной  этики в особенности.

Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях  к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении  в жизнь. Быть человеком долга  значит не только знать  его сущность, его требования, но и следовать  этим требованиям на практике.

Особенно большое признание  категория долга получила в сфере  военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сферах долг используется как крайне действенная движущая людьми сила.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в  его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой  высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению  безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные  возможности служебного долга могут  проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно  нравственным отношением к нему, когда  общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная  потребность и убеждение в  справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудников правоохранительных органов – это высокая и  почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, государства, освященная государственно-правовыми  требованиями и внутренними нравственными  побуждениями.

Совпадение доминирующего желания  с долгом есть своеобразный апофеоз  нравственности. Однако следует различать  эти понятия. Долг – это требование общества, коллектива, а желаемое –  атрибут личности. В конечном счете, долг работает на достижение желаемого, а желаемое, при правильном понимании, ведет к исполнению долга.

 

В долге непосредственно проявляется  активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность  идее и целям, но и побуждает, требует  их достижения. Следовательно, общественный долг – действующее сознание. Отношение  к общественному долгу характеризует  не только личность, но и коллектив. В правоохранительных органах придается  первостепенное значение долгу как  непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Нравственный долг сотрудников  правоохранительных органов имеет  объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и  общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными  органами: сознательность и ответственность  сотрудников, готовность и способность  каждого осознать требования нравственного  долга, свое место и роль в общем  деле, предъявить высокие требования к самому себе.

Специфика требований служебного долга  сотрудников правоохранительных органов  обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в  которых протекает их деятельность.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения  в них регламентированы нормами  права более детально, чем в  других сферах. Поэтому долг не столько  пожелание, сколько требование государства  и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми  требованиями, имеющими силу закона.  Через нравственную основу долга  раскрываются высокие качества –  исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство  и честь.

Общность правовых и нравственных требований характерна для всего  российского законодательства в  правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более  тесное и глубокое. В требованиях  юридически оформленного профессионального  долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены  и моральная оценка, и правовая норма.

Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.

 

Важной составляющей нравственного  долга является самодисциплина. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается  вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное  выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям  Присяги, уставов, своих руководителей, осознаваемая как внутреннее побуждение – это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно.

Нравственным мерилом профессионального  долга является практическая сфера, которая образуется из отношений  к государству и обществу и  сотрудников друг к другу. В понятие  нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме  того, нравственная оценка конкретного  поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Профессиональное  достоинство и «честь мундира»

 Достоинство – категория  этики, отражающая моральное отношение  человека к самому себе и  общества к индивиду.

Категория чести очень близко примыкает  к категории достоинства. Эти  категории практические совпадают  по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести  – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – это, прежде всего, дело самой личности. В данном случае акцент переносится на собственную  самооценку, которая базируется на осознании своих заслуг перед  обществом и своей личной самоценности.

Информация о работе Профессиональная этика как теория морали и нравственного становления будущего офицера