Профессиональная этика как теория морали и нравственного становления будущего офицера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Основным аспектом, играющим важную роль в жизни государственных учреждений и военных структур играет офицерский состав, воспитание которого, а также становление играет не маловажную роль в самом государстве.
Воспитанием офицерского состава ,а также их морально-волевыми качествами занимаются преподаватели военных и государственных учреждений в которых обучаются будущие офицеры . Основной точкой опоры в воспитании их морально-этических качеств играет , такие не маловажные факты как Устав ВС РФ , Кодекс РФ, коллектив будущих офицеров, а также их преподавателей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Профессиональная честь как моральная основа служебного коллектива....4-5
2. Долг будущего офицера………………………………………………………6-8
3. Профессиональное достоинство и «честь мундира»………………………..9-11
4. Роль и место профессиональной этики в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов…………..12-14
5.Заключение…………………………………………………………………………………….……………..15
6.Список литературы…………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Реферат по Этике.docx

— 39.65 Кб (Скачать файл)

Достоинство выступает часто как  реакция на тот или иной тип  отношения к себе. Это позволяет  рассматривать честь как понятие  мировоззренческое,  а достоинство  – эмоциональное.

Понятие достоинства имеет многоплановую  структуру. Так, если любой человек  имеет законное право на защиту своего достоинства правоохранительными  институтами, то это относится только к определенному минимуму форм отношения  к личности – в силу того, что  она принадлежит к роду человеческому  и общество конституционно гарантирует  ей защиту этого права. Однако уважение обществом достоинства личности – это огромный диапазон различных  форм, имеющих многоступенчатый, иерархизированнй характер – от обязательного соблюдения элементарных правил этикета до строгого соблюдения ритуалов, церемоний, отдания  почестей и т.д. степень этого  уважения определяется как общественным статусом личности, так и ее заслугами, авторитетом, в том числе и  незапятнанной честью.

Чувство профессионального достоинства  основывается на понимании сотрудниками правоохранительных органов сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.

Достоинство для человека имеет  не меньшую, а чаще большую роль, чем материальное благополучие, здоровье или даже сама жизнь.

Поэтому всегда и везде охрана и  защита достоинства человека – важнейшая  цель всех политико-правовых институтов и любой государственности. Это  выдвигает необходимость утверждения  принципа человеческого достоинства  как абсолютно нравственно-правового  принципа правопорядка. Этот принцип:

- устанавливает, что только тот  имеет право на применение  закона к поведению человека, кто по-настоящему уважает неповторимую  индивидуальность другого и не  допускает отношения к нему  просто как средству, но всегда  только как к цели общественного  развития, к достижению общего  блага;

- запрещает в процессе профессионально-правоохранительного  общения допускать пренебрежение,  умаление или ущемление достоинства  личности и предписывает вносить  в свое поведение чувство меры  и такта, объективности и беспристрастности  в отношении к лицам, с которыми  сотрудник правоохранительных органов  соприкасается в силу исполнения  служебных обязанностей;

- предписывает в полную меру  использовать процессуальные и  институциональные  возможности  установленного правопорядка, чтобы  оградить достоинство и права  личности от умаления и нарушения,  будь то со стороны граждан  или со стороны государственных  органов и учреждений.

Понятие «честь мундира» можно определить как совокупность моральных качеств, которые должны быть присущи сотруднику правоохранительных органов: самоотверженное  выполнение своего служебного долга  в соответствии с такими понятиями  как: профессиональная честь сотрудника и честь коллектива, верность профессии, чувство профессионального достоинства, профессиональная совесть, моральная  ответственность. Это отражено в  Кодексе чести рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  Российской Федерации:

П-ф 1. Долг  чести сотрудника органов  внутренних дел – быть примером в исполнении законов Российской Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинства гражданина, независимо от его происхождения, национальности, социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих  убеждений в соответствии с Конституцией, международными правовыми нормами  и общечеловеческими принципами морали.

П-ф 2. Быть верным Присяге, гражданскому и служебному долгу, глубоко осознавать свою личную ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и  иных противоправных посягательств.

П-ф 4. помнить старинное российское правило: «Честь – в службе!». Честно и добросовестно выполнять должностные  обязанности на любом порученном участке, эффективно и профессионально действовать по раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка.

Делом отстаивать честь и авторитет  своего подразделения, а также находить взаимопонимание с сотрудниками других служб, уважая их профессиональное достоинство.

П-ф 5. Не терять самообладания и  достоинства при вынужденном  и правомерном применении физической силы и специальных средств, когда  переговоры или убеждения оказались  неэффективными.

П-ф 9. С честью и достоинством носить форменную одежду. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и тактичного обращения с окружающими, как на службе, так и в семье  и в быту.

П-ф 12. Высокая честь – заслужить  право гордиться своей профессией, достойно носить звание сотрудника органов  внутренних дел Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Роль и  место профессиональной этики  в формировании мировоззрения  и ценностных установок сотрудников  правоохранительных органов

Профессиональная этика способствует формированию у сотрудника правоохранительных органов этических знаний, моральных  потребностей, идейно-нравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих  нравственному идеалу.

Это сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований профессиональной морали в личные убеждения  сотрудника и на этой основе развития у него способности к саморегуляции  поступков, а также регуляции  общественного поведения. Движущей силой этого процесса выступает  целенаправленное преодоление несоответствия между достигнутым и необходимым  уровнями профессиональной нравственной культуры.

Стержнем в формировании нравственных установок у сотрудников правоохранительных структур является интериоризация —  перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого  человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.

Профессиональная этика способствует нравственному воспитанию в органах  внутренних дел. Это, прежде всего, это  целенаправленная работа начальников, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации их на успешное выполнение служебных задач, укрепление законности и дисциплинированности.

Однако, эффективность формирования этического мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов, как известно, не только от отношения человека к ней, но и  от его отношения к самому себе, к своему труду.

Поэтому, проводя любое воспитательное (идейно-воспитательное) мероприятие, направленное на формирование привычки соблюдать нормы закона и нормы  морали, необходимо думать и о том, как заставить сотрудника милиции  работать над собой. Воспитательная деятельность должна стимулировать  и направлять работу по самовоспитанию. Правильно продуманная и четко  организованная, она в совокупности с самовоспитанием способна обеспечить высокий уровень профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел.

Морально-психологическая подготовка направлена на формирование и поддержание  требуемого морально-психологического состояния сотрудников и обеспечение  оптимального проявления профессиональных качеств при выполнении ими функциональных обязанностей. Она требует:

- проведения регулярного анализа  морально-психологического климата  в коллективах и своевременного  разрешения возникающих конфликтов (конфликтных ситуаций);

- воздействия на различные категории  личного состава и отдельных  сотрудников для оказания психолого-педагогической  помощи в решении острых проблем  в быту и на службе;

- нейтрализации негативных индивидуально-личностных  состояний и профилактики профессионально-нравственной  деформации, снятия психологических  и физических нагрузок, стрессовых  состояний и реабилитации сотрудников;

- изучения причин нарушения  прав и законных интересов  личного состава, случаев травматизма,  гибели, суицида и организации  профилактических мероприятий по  их предупреждению;

- противодействия расколам служебных  коллективов по различным признакам,  повышения уровня готовности  сотрудников к действиям в  экстремальных ситуациях и боевой  обстановке.

Острота проблемы морально-психологической  и профессиональной готовности сотрудника к эффективным действиям в  экстремальных условиях неоднократно подтверждалась во время специальных (и боевых) действий ОВД в условиях межнациональных конфликтов, и прежде всего в Чечне и на соседних с ней территориях.

В отличие от работы в обычной, повседневной обстановке, при выполнении задач  в экстремальных ситуациях необходимо учитывать, что сотрудники действуют  в крайне сложных, внезапно меняющихся условиях, нередко опасных для  жизни, требующих смелости, выдержки, самоотверженности, полного самообладания  и контроля над собой и другими.

Профессиональная этика способствует морально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Она заключается в целенаправленном формировании моральной и психологической  готовности к действиям в экстремальных  условиях, способности действовать  профессионально, достойно переносить самые суровые испытания в  ситуации подлинной опасности для  жизни, сохранять способность адекватного  мышления и логических рассуждений, хладнокровие и ответственность, несмотря на множество отрицательно влияющих факторов, мобилизовать волю на решение  поставленных задач.

В свою очередь основными задачами формирования профессиональной нравственной культуры личности являются:

- формирование у сотрудников  устойчивых нравственных качеств  и потребностей;

- высокая культура общения и  поведения, чуткое и внимательное  обращение с гражданами;

- профилактика грубости, черствости  и бездушия;

- умение творчески применять  нравственно-эстетические принципы  и нормы в конкретных ситуациях;

- использование творческого богатства,  содержащегося в произведениях  искусства, для повышения культурного  уровня личности;

- организация содержательного  культурного досуга сотрудников  и членов их семей.

Важно помнить, что строгое и  неуклонное соблюдение норм и правил поведения, закрепленных в Кодексе  чести рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел, является основным критерием нравственно  воспитанной личности сотрудника.

 

5.Заключение

 Механизм морального влияния  тоньше и действеннее правового  регулирования. Нравственные требования  обращены к совести человека, связаны с саморегуляцией поступков,  осознанием своего долга, чувства  справедливости. Они ориентированы  на сознательное и добровольное  следование моральным принципам  и нормам. Следует подчеркнуть  достаточную гибкость наших законов,  как правило, позволяющих их  исполнителю выбрать из набора  альтернатив наиболее целесообразное, справедливое решение. В осуществлении  этого выбора определяющую роль, как раз, и играют нормы морали, нравственное сознание.

Нравственное сознание имеет в  центре стержневой нравственный принцип, который вместе с другими элементами характеризует исходную моральную  позицию личности. Таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов  является принцип законности, следование которому не только служебная обязанность, но и моральный долг.

Сотруднику правоохранительных органов  следует постоянно воспитывать  в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации, для того, чтобы в каждом конкретном случае определить соответствие своих  действий нравственной допустимости. Нравственная воспитанность сотрудника должна быть его профессиональным качеством, позволяющим ему осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы  в ней профессиональный интерес  не утратил нравственные ориентиры.

 

 

   

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Шрейдер Ю.А. Этика. – М., 1998.
  2. Зеленкова И.Л. Этика. – Минск, 2001.
  3. Аристотель. Этика. – М.:АСТ,2002.
  4. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. – Издательство «Щит-М»,2005.
  5. Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984.

 


Информация о работе Профессиональная этика как теория морали и нравственного становления будущего офицера