Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:19, доклад
Роль общения в человеческой жизни огромна. Только после появления в первобытном обществе словесных коммуникаций человечество смогло перейти на новый уровень развития и продолжить развиваться. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, т.е. речью.
1. Роль и сущность общения
Роль общения в человеческой жизни огромна. Только после по-
явления в первобытном обществе словесных коммуникаций чело-
вечество смогло перейти на новый уровень развития и продолжить
развиваться. Общение свойственно всем высшим живым существам,
но на уровне человека
оно приобретает самые
становится осознанным и опосредованным, т.е. речью. В жизни че-
ловека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда
бы он находился вне этого процесса жизнедеятельности, вне взаи-
модействия с другими объектами общества. Рассмотрение коммуни-
кативного аспекта жизни человека не только интересно, но и ценно
в свете улучшения взаимопонимания индивидов в обществе. В со-
временной жизни люди ежедневно совершают покупки, заключают
сделки, делятся информацией. Умение вести себя с людьми во время
беседы — один из главнейших факторов, определяющих шансы до-
стижения успеха. Успехи человека в его делах, даже в технической
сфере, только процентов на пятнадцать зависят от его профессио-
нальных знаний и на процентов восемьдесят пять — от его умения
общаться с людьми, с которыми он работает.
Нет ничего проще, а вместе с тем и сложнее процесса человече-
ского общения. В нем источник наших радостей и огорчений, на-
дежд и успехов. Нет профессий, не требующих общения. Проблема
общения — одна из самых важных и сложных в психологии — рас-
сматривается в различных аспектах. Это:
— человек в мире коммуникаций, в процессе, условиях осуществ-
ления разных форм жизнедеятельности, средствах достижения
разных целей и удовлетворения разных потребностей;
— структура, виды и функции общения.
Деловое общение — необходимая составляющая человеческой
жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и од-
ним из главных регуляторов этих отношений выступают этические
нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле,
справедливости и
ности поступков людей.
Общаясь в деловом
им подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или
иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.
В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, ка-
кое содержание в них вкладывает, в какой степени вообще учитываетих в общении, он может облегчить себе деловое общение (сделать его
эффективнее), решение поставленных задач и достижение постав-
ленных целей.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает
на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной
с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Сто-
роны делового общения выступают в формальных (официальных)
статусах, определяющих необходимые нормы и стандарты (в том
числе и этические) поведения людей.
Как и всякий вид общения,
деловое общение имеет
ский характер, проявляется на разных уровнях социальной системы
и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет са-
модовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством
для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных от-
ношений — это получение максимальной прибыли.
Деловое общение — процесс, при котором происходит обмен
деловой информацией и опытом работы; предполагает достижение
определенного результата в совместной работе, решение конкретной
задачи или реализацию определенной поставленной цели. Это также
психологический и физический контакты, обмен эмоциями. Умение
строить отношения с людьми, находить определенный подход к кон-
кретному человеку необходимо каждому. Кажется, что общение со-
вершенно несложный процесс, поскольку с раннего детства люди
общаются между собой. Однако общение включает в себя множество
видов, функций и направлений. Изучением тех или иных сторон об-
щения занимаются психология, философия, социология, этология
и другие науки, вносящие свой вклад в понятие «общение».
Общение — искусство и наука, где важны не только природные спо-
собности, но и образование. От уровня развития коммуникативных спо-
собностей во многом зависит эффективность труда и успеха в достиже-
нии намеченных целей.
Невербальная коммуникация — система знаков, сопровожда-
ющая речевое высказывание. Невербальные выражения делятся
на четыре группы:1. Экстра-
и паралингвистические —
добавки, придающие общению определенную смысловую окраску:
тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.
2. Оптико-кинетические — это то, что человек «прочитывает»
на расстоянии: жесты, мимика, пантомимика.
Жест — это движение рук или кистей рук, они классифицируются
на основе функций, которые выполняют:
• коммуникативные (заменяющие речь);
• описательные (их смысл понятен только при словах);
• жесты, выражающие отношение к людям, состояние чело-
века.
Одни жесты являются произвольными (ритмические, указатель-
ные и т. п.), другие — обусловлены импульсами подсознания.
Мимика — это движение мышц лица.
Владение мимикой, умение передавать эмоции (радость, гнев,
удивление, отвращение, страх, грусть и др.) — профессиональное
требование для менеджеров, политиков, педагогов, всех, работаю-
щих с людьми. Считается, что наиболее экспрессивны рот и губы.
Пантомимика — совокупность жестов, мимики и положения тела
в пространстве (позы).
3. Проксимика — организация пространства и времени комму-
никативного процесса.
Выделяют четыре основные дистанции общения:
1) интимная — от 0 до 0,5 метра. На ней общаются люди, связан-
ные, как правило, близкими доверительными отношениями.
Информация передается тихим и спокойным голосом. Мно-
гое передается с помощью жестов, взглядов, мимики;
2) межличностная — от 0,5 до 1,2 метра. На ней осуществляется
общение между друзьями;
3) официально-деловая или социальная — от 1,2 до 3,7 метра.
Используется для делового общения; чем больше расстояние
между партнерами, тем официальнее их отношения;
4) публичная — более 3,7 метров. Характеризуется выступлением
перед аудиторией. При таком общении человек должен сле-
дить за речью, за правильностью построения фраз.
4. Визуальный контакт — контакт глаз. Установлено, что обычно
общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. С помо-
щью глаз мы получаем самые точные и открытые сигналы, поэтому
во время делового разговора важно контролировать выражение глаз,
встречаться взглядом с собеседником не менее 60—70% времени кон-
такта. Взгляд рекомендуется направлять на воображаемый треуголь-
ник на лбу собеседника и не отпускать ниже его глаз.
Виды общения
Различают следующие виды общения:
1) «контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует
стремление понять и учитывать особенности личности собе-
седника, используются привычные маски (вежливости, стро-
гости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор
выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих
скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе
контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы
люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгоро-
' диться» от собеседника;
2) примитивное общение, когда оценивают другого человека как
нужный или мешающий объект: если нужен — активно всту-
пают в контакт, если мешает — оттолкнут, порой используя
агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника
желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают
этого;
3) формально-ролевое общение,
жание, и средства общения; вместо знания личности собесед-
ника обходятся знанием его социальной роли;
4) деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия,
в котором происходит обмен деятельностью, информацией
и опытом, предполагающим достижение определенного ре-
зультата, решение конкретной проблемы или реализацию
определенной цели. Это общение, когда учитывают особенно-
сти личности, характера, возраста, настроения собеседника,
но интересы дела более значимы, чем возможные личностные
расхождения;
5) духовное общение —
неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему
и необязательно прибегать к помощи слов; друг поймет вас
и по выражению лица, движениям, интонации. Такое обще-
ние возможно, когда каждый участник имеет образ собеседни-
ка, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем
или иным проблемам, может предвидеть его реакции;
6) манипулятивное общение
направлено на извлечение
собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание,
«пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в за-
висимости от особенностей личности собеседника;
157) светское общение. Суть такого общения в его беспредметно-
сти, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено
говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому
что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют ни-
какого значения и не определяют характера коммуникаций.
Отметим два кодекса общения.
Кодекс светского общения:
1) вежливость, такт —
«соблюдай интересы другого
2) одобрение, согласие
— «не порицай другого
гай возражений»;
3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».
Кодекс делового общения:
1) принцип кооперативное — «твой вклад должен быть таким,
какого требует совместно принятое направление разговора»;
2) принцип достаточности информации — «говори не больше
и не меньше, чем требуется в данный момент»;
3) принцип качества информации — «не ври»;
4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей
найти решение»;
5) «выражай мысль ясно
и убедительно для собеседника»
6) «умей слушать и понять нужную мысль»;
7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради
интересов дела».
Следует уделять внимание тактике и технике общения.
Тактика общения — реализация в конкретной коммуникативной
стратегии на основе владения техниками и знания правил обще-
ния.
Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных
умений: говорить и слушать.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно
поделить на несколько видов.
1. По содержанию общение может быть:
• материальное (обмен предметами и продуктами деятельно-
сти);
• когнитивное (обмен знаниями);
• кондиционное (обмен психическими или физиологическими
состояниями);
• мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами,
мотивами, потребностями);
• деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями,
навыками);
Существуют пять основных стилей ликвидации конфликтов:
1. Стиль соперничества (конкуренции). Человек, использующий
этот стиль, весьма активен и предпочитает идти к разрешению кон-
фликта своим собственным путем.
2. Стиль уклонения. Этот стиль используется, когда рассматри-
ваемая проблема не очень важна для работника, когда он не хочет
тратить силы на положительное решение данной проблемы или от-
сутствуют необходимые средства для положительного решения со-
ответствующего вопроса.
3. Стиль приспособления. Этот стиль означает, что работник дей-
ствует совместно с оппонентом, не пытаясь отстаивать собственные
интересы. Стиль приспособления в значительной степени напоми-
нает стиль уклонения, так как тоже может быть использован для по-
лучения некоторой отсрочки в решении проблемы
4. Стиль сотрудничества. Следуя этому стилю, работник актив-
но участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы,
но старается в то же время сотрудничать со своими оппонентами.
Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению
с другими подходами к конфликту, поскольку сначала выявляются
нужды, заботы и интересы каждой из сторон, а уже затем идет их со-
вместное обсуждение.
5.Стиль компромисса. В данном случае одна сторона немного
уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и дру-
гая сторона делает то же самое. Если сила сторон одинакова и они
в равной мере заинтересованы в преодолении конфликта, то могут
искать примирения через компромисс. При этом примерно поровну
делятся выгоды и потери. Такая стратегия считается целесообраз-
ной и широко используется на практике. Она не позволяет найти
оптимального решения, так как сама проблема сохраняется, однако
помогает сэкономить время и силы, сохранить отношения и что-то