Роль и сущность общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:19, доклад

Описание работы

Роль общения в человеческой жизни огромна. Только после появления в первобытном обществе словесных коммуникаций человечество смогло перейти на новый уровень развития и продолжить развиваться. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, т.е. речью.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

1. Роль и сущность  общения

Роль общения в человеческой жизни огромна. Только после по-

явления в первобытном  обществе словесных коммуникаций чело-

вечество смогло перейти  на новый уровень развития и продолжить

развиваться. Общение  свойственно всем высшим живым существам,

но на уровне человека оно приобретает самые совершенные  формы,

становится осознанным и опосредованным, т.е. речью. В жизни  че-

ловека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда

бы он находился вне  этого процесса жизнедеятельности, вне взаи-

модействия с другими  объектами общества. Рассмотрение коммуни-

кативного аспекта жизни  человека не только интересно, но и  ценно

в свете улучшения  взаимопонимания индивидов в  обществе. В со-

временной жизни люди ежедневно совершают покупки, заключают

сделки, делятся информацией. Умение вести себя с людьми во время

беседы — один из главнейших факторов, определяющих шансы до-

стижения успеха. Успехи человека в его делах, даже в технической

сфере, только процентов  на пятнадцать зависят от его профессио-

нальных знаний и на процентов  восемьдесят пять — от его умения

общаться с людьми, с которыми он работает.

Нет ничего проще, а вместе с тем и сложнее процесса человече-

ского общения. В нем  источник наших радостей и огорчений, на-

дежд и успехов. Нет профессий, не требующих общения. Проблема

общения — одна из самых  важных и сложных в психологии — рас-

сматривается в различных  аспектах. Это:

— человек в мире коммуникаций, в процессе, условиях осуществ-

ления разных форм жизнедеятельности, средствах достижения

разных целей и удовлетворения разных потребностей;

— структура, виды и функции  общения.

Деловое общение —  необходимая составляющая человеческой

жизни, важнейший вид  отношений с другими людьми. Вечным и од-

ним из главных регуляторов  этих отношений выступают этические

нормы, в которых выражены наши представления о добре и  зле,

справедливости и несправедливости, правильности или неправиль-

ности поступков людей. Общаясь в деловом сотрудничестве со сво-

им подчиненными, начальником  или коллегами, каждый, так или

иначе, сознательно или  стихийно опирается на эти представления.

В зависимости от того, как человек понимает моральные  нормы, ка-

кое содержание в них  вкладывает, в какой степени вообще учитываетих в общении, он может облегчить себе деловое общение (сделать его

эффективнее), решение  поставленных задач и достижение постав-

ленных целей.

Специфика делового общения  обусловлена тем, что оно возникает

на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной

с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Сто-

роны делового общения  выступают в формальных (официальных)

статусах, определяющих необходимые нормы и стандарты (в том

числе и этические) поведения  людей.

Как и всякий вид общения, деловое общение имеет историче-

ский характер, проявляется на разных уровнях социальной системы

и в различных формах. Его отличительная черта —  оно не имеет са-

модовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством

для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных от-

ношений — это получение максимальной прибыли.

Деловое общение —  процесс, при котором происходит обмен

деловой информацией  и опытом работы; предполагает достижение

определенного результата в совместной работе, решение конкретной

задачи или реализацию определенной поставленной цели. Это также

психологический и физический контакты, обмен эмоциями. Умение

строить отношения с  людьми, находить определенный подход к кон-

кретному человеку необходимо каждому. Кажется, что общение со-

вершенно несложный  процесс, поскольку с раннего детства люди

общаются между собой. Однако общение включает в себя множество

видов, функций и направлений. Изучением тех или иных сторон об-

щения занимаются психология, философия, социология, этология

и другие науки, вносящие свой вклад в понятие «общение».

Общение — искусство  и наука, где важны не только природные  спо-

собности, но и образование. От уровня развития коммуникативных  спо-

собностей во многом зависит  эффективность труда и успеха в достиже-

нии намеченных целей.

Невербальная коммуникация — система знаков, сопровожда-

ющая речевое высказывание. Невербальные выражения делятся

на четыре группы:1. Экстра- и паралингвистические — различные  околоречевые

добавки, придающие общению  определенную смысловую окраску:

тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.

2. Оптико-кинетические  — это то, что человек «прочитывает»

на расстоянии: жесты, мимика, пантомимика.

Жест — это движение рук или кистей рук, они классифицируются

на основе функций, которые  выполняют:

• коммуникативные (заменяющие речь);

• описательные (их смысл  понятен только при словах);

• жесты, выражающие отношение  к людям, состояние чело-

века.

Одни жесты являются произвольными (ритмические, указатель-

ные и т. п.), другие —  обусловлены импульсами подсознания.

Мимика — это движение мышц лица.

Владение мимикой, умение передавать эмоции (радость, гнев,

удивление, отвращение, страх, грусть и др.) — профессиональное

требование для менеджеров, политиков, педагогов, всех, работаю-

щих с людьми. Считается, что наиболее экспрессивны рот и губы.

Пантомимика — совокупность жестов, мимики и положения тела

в пространстве (позы).

3. Проксимика — организация  пространства и времени комму-

никативного процесса.

Выделяют четыре основные дистанции общения:

1) интимная — от 0 до 0,5 метра. На ней общаются люди, связан-

ные, как правило, близкими доверительными отношениями.

Информация передается тихим и спокойным голосом. Мно-

гое передается с помощью  жестов, взглядов, мимики;

2) межличностная —  от 0,5 до 1,2 метра. На ней осуществляется

общение между друзьями;

3) официально-деловая  или социальная — от 1,2 до 3,7 метра.

Используется для делового общения; чем больше расстояние

между партнерами, тем  официальнее их отношения;

4) публичная — более  3,7 метров. Характеризуется выступлением

перед аудиторией. При таком общении человек должен сле-

дить за речью, за правильностью  построения фраз.

4. Визуальный контакт  — контакт глаз. Установлено,  что обычно

общающиеся смотрят  в глаза друг другу не более 10 секунд. С помо-

щью глаз мы получаем самые  точные и открытые сигналы, поэтому

во время делового разговора важно контролировать выражение глаз,

встречаться взглядом с  собеседником не менее 60—70% времени  кон-

такта. Взгляд рекомендуется  направлять на воображаемый треуголь-

ник на лбу собеседника  и не отпускать ниже его глаз.

Виды общения

Различают следующие  виды общения:

1) «контакт масок»  — формальное общение, когда  отсутствует

стремление понять и  учитывать особенности личности собе-

седника, используются привычные  маски (вежливости, стро-

гости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор

выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих

скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе

контакт масок даже необходим  в некоторых ситуациях, чтобы

люди «не задевали»  друг друга без надобности, чтобы «отгоро-

' диться» от собеседника;

2) примитивное общение, когда  оценивают другого человека как

нужный или мешающий объект: если нужен — активно всту-

пают в контакт, если мешает —  оттолкнут, порой используя

агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника

желаемое, теряют дальнейший интерес  к нему и не скрывают

этого;

3) формально-ролевое общение, когда  регламентированы и содер-

жание, и средства общения; вместо знания личности собесед-

ника обходятся знанием его  социальной роли;

4) деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия,

в котором происходит обмен деятельностью, информацией

и опытом, предполагающим достижение определенного ре-

зультата, решение конкретной проблемы или реализацию

определенной цели. Это общение, когда учитывают особенно-

сти личности, характера, возраста, настроения собеседника,

но интересы дела более значимы, чем возможные личностные

расхождения;

5) духовное общение — межличностное  общение (доверительно-

неформальное) друзей, когда можно  затронуть любую тему

и необязательно прибегать  к помощи слов; друг поймет вас

и по выражению лица, движениям, интонации. Такое обще-

ние возможно, когда каждый участник имеет образ собеседни-

ка, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к  тем

или иным проблемам, может предвидеть его реакции;

6) манипулятивное общение  направлено на извлечение выгоды  от

собеседника, используя  разные приемы (лесть, запугивание,

«пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в за-

висимости от особенностей личности собеседника;

157) светское общение. Суть такого общения в его беспредметно-

сти, т.е. люди говорят  не то, что думают, а то, что положено

говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому

что точки зрения людей  на тот или иной вопрос не имеют  ни-

какого значения и не определяют характера коммуникаций.

Отметим два кодекса  общения.

Кодекс светского общения:

1) вежливость, такт —  «соблюдай интересы другого человека»;

2) одобрение, согласие  — «не порицай другого человека»,  «избе-

гай возражений»;

3) симпатии — «будь  доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения:

1) принцип кооперативное  — «твой вклад должен быть  таким,

какого требует совместно  принятое направление разговора»;

2) принцип достаточности  информации — «говори не больше

и не меньше, чем требуется  в данный момент»;

3) принцип качества  информации — «не ври»;

4) принцип целесообразности  — «не отклоняйся от темы, сумей

найти решение»;

5) «выражай мысль ясно  и убедительно для собеседника»;

6) «умей слушать и  понять нужную мысль»;

7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради

интересов дела».

Следует уделять внимание тактике и технике общения.

Тактика общения —  реализация в конкретной коммуникативной

стратегии на основе владения техниками и знания правил обще-

ния.

Техника общения —  совокупность конкретных коммуникативных

умений: говорить и слушать.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно

поделить на несколько  видов.

1. По содержанию общение  может быть:

• материальное (обмен  предметами и продуктами деятельно-

сти);

• когнитивное (обмен знаниями);

• кондиционное (обмен  психическими или физиологическими

состояниями);

• мотивационное (обмен  побуждениями, целями, интересами,

мотивами, потребностями);

• деятельностное (обмен  действиями, операциями, умениями,

навыками);

Существуют пять основных стилей ликвидации конфликтов:

1. Стиль соперничества  (конкуренции). Человек, использующий

этот стиль, весьма активен  и предпочитает идти к разрешению кон-

фликта своим собственным  путем.

2. Стиль уклонения. Этот стиль используется, когда рассматри-

ваемая проблема не очень  важна для работника, когда он не хочет

тратить силы на положительное  решение данной проблемы или от-

сутствуют необходимые  средства для положительного решения  со-

ответствующего вопроса.

3. Стиль приспособления. Этот стиль означает, что работник дей-

ствует совместно с  оппонентом, не пытаясь отстаивать собственные

интересы. Стиль приспособления в значительной степени напоми-

нает стиль уклонения, так как тоже может быть использован  для по-

лучения некоторой отсрочки в решении проблемы

4. Стиль сотрудничества. Следуя этому стилю, работник  актив-

но участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы,

но старается в то же время сотрудничать со своими оппонентами.

Этот стиль требует  более продолжительной работы по сравнению

с другими подходами к конфликту, поскольку сначала выявляются

нужды, заботы и интересы каждой из сторон, а уже затем  идет их со-

вместное обсуждение.

5.Стиль компромисса. В данном случае одна сторона немного

уступает в своих  интересах, чтобы удовлетворить  их частично, и дру-

гая сторона делает то же самое. Если сила сторон одинакова  и они

в равной мере заинтересованы в преодолении конфликта, то могут

искать примирения через  компромисс. При этом примерно поровну

делятся выгоды и потери. Такая стратегия считается целесообраз-

ной и широко используется на практике. Она не позволяет найти

оптимального решения, так как сама проблема сохраняется, однако

помогает сэкономить время и силы, сохранить отношения  и что-то

Информация о работе Роль и сущность общения