Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:37, контрольная работа
Моральная жизнь общества и складывающиеся в нем отношения испытывают влияние многих факторов, среди которых фактор общественного мнения играет огромную, а порой решающую роль. Под его «недремлющим оком» функционируют демократические институты, с оглядкой на него действуют политические лидеры, а в период избирательных кампаний власть по существу сливается с мнением народа, действуя во многом в угоду последнему.
Введение – 3 стр.
Роль общественного мнения в моральной жизни общества – 4-7 стр.
Роль общественного мнения в моральной жизни служебного коллектива – 8-13 стр.
Заключение – 14-15 стр.
Список использованной литературы – 16 стр.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ФГБОУ ВПО Воронежский институт Государственной противопожарной службы
Кафедра иностранных языков и культуры речи
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Профессиональная этика»
Название темы: «Роль общественного мнения в моральной жизни общества, служебного коллектива»
Выполнил: слушатель 621 группы ФЗО,
майор внутренней службы
Подлесный Денис Васильевич
Шифр № 14/72 (вариант № 72)
Домашний адрес:
297023 Республика Крым,
Красногвардейский район, с. Марьяновка,
улица Сельская, д.18
ВОРОНЕЖ-2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
Моральная жизнь общества и складывающиеся в нем отношения испытывают влияние многих факторов, среди которых фактор общественного мнения играет огромную, а порой решающую роль. Под его «недремлющим оком» функционируют демократические институты, с оглядкой на него действуют политические лидеры, а в период избирательных кампаний власть по существу сливается с мнением народа, действуя во многом в угоду последнему.
Причины заинтересованного отношения властных структур к общественному мнению понятны. Как показывает социальная практика, в одних случаях оно может быть союзником властей, служить фактором политической стабильности, побудителем широких слоев населения к реализации тех или иных общенациональных программ социального развития, а в других — оказываться скрытым или открытым противником данного режима власти, препятствующим его инициативам и начинаниям. В связи с этим, знание механизмов формирования и изменения общественного мнения имеет большое значение.
2. Роль общественного мнения в моральной жизни общества
Еще не используя самого понятия «общественное мнение», пытливые умы античного времени размышляли над вещами, непосредственно связанными с данным явлением и его воздействием на власть и политику. Так, софисты, будучи сторонниками демократического государства, отводили значительную роль в его делах общественному мнению. Древнегреческий философ Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н.э.) отдавал ему на откуп решение вопросов о том, что истинно и что ложно, что справедливо и что несправедливо. В сущности, для него общественное мнение сливается с государством, со всей системой общественной власти. Школа Сократа подходила к трактовке мнения масс по-иному: она противопоставляла народному самоуправлению аристократическое правление людей мудрых и знающих. Эта идея получила развитие в трудах Платона, где, в частности, обосновывалось положение о том, что мнение мудрых истиннее, чем мнение большинства. Аристотеля занимал вопрос о том, как верховная власть должна взаимодействовать с массой свободных граждан, не обладающих богатством и не отличающихся выдающимися чертами. С одной стороны, считал он, «допускать таких к занятию высших должностей небезопасно... они могут поступать то несправедливо, то ошибочно. С другой стороны, опасно и устранять их от участия во власти: когда в государстве много людей лишено политических прав, когда в нем много бедняков, такое государство неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми. Остается одно: предоставить им возможность участвовать в совещательной и судебной власти».
В новое время осмыслению феномена общественного мнения способствовало творчество английских философов-материалистов Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка. В частности, Т. Гоббс рассматривал мнения как отражение определенных социальных потребностей. При этом он придавал им социально-практическое значение, отмечая, что действия людей обусловлены их мнениями и что в хорошем управлении мнениями состоит хорошее управление действиями людей, ведущее к установлению среди них мира и согласия.
Событие — более сложный объект общественной
оценки. Оно отличается значительной информативностью,
набором определенных сведений (фактов),
составляющих его содержательную сторону.
Самым сложным объектом общественного
мнения следует признать явление (процесс).
Для полного и глубокого отражения в общественном
мнении он требует от людей остроты внимания,
диалектического мышления, определенного
объема знаний. Полиструктура, сложность,
противоречивость, а порой и отсутствие
четких границ содержания явления (процесса)
— причина того, что нередко он неадекватно
отражается общественным мнением, которое
охватывает не все многообразие данного
явления (процесса), а лишь отдельные его
стороны и элементы.
Вместе с тем далеко не все факты, события, явления (процессы) порождают общественное мнение. Оно весьма избирательно в отношении к окружающему миру. То, что может вызвать реакцию одного человека и даже целого коллектива, совсем не обязательно заденет за живое широкие слои населения, само общественное мнение.
Главным критерием появления объектов общественного мнения выступают общественные интересы людей. Лишь те факты, события и явления, которые затрагивают интересы всех или большинства членов общества, вызывают поначалу индивидуальные, групповые, коллективные оценочные суждения, а в дальнейшем — потребность в обмене этими мнениями и в выработке совместного, общего, общественного мнения. При этом, чем более жизненно важные интересы народа затрагивает объект общественного мнения, чем настоятельнее необходимость их удовлетворения, тем сильнее проявляется процесс образования общественного мнения, тем активнее это мнение заявляет о себе.
Способы и формы воздействия общественного мнения на моральную
жизнь общества весьма многообразны: от
обычного вербального одобрения или неодобрения
деятельности до прямого, целенаправленного
давления на них, способного приводить
к глубокой перестройке внутриобщественных
отношений. Именно в моральной жизни общества
общественное мнение проявляет себя наиболее
часто с большей остротой и динамичностью.
В особенности, это характерно для переходного,
трансформационного общества с его, не
устоявшимися, демократическими институтами,
проявлениями политической и экономической
нестабильности.
Самая распространенная функция общественного
мнения, затрагивающего проблемы морали,
- оценочная. Она выражается через ценностные
суждения масс о деятельности официальных
властных институтов и их лидеров, громких
политических событиях, характере складывающейся
в обществе ситуации и т.п. В неорганизованной,
стихийной форме подобные оценки практически
всегда присутствуют в домашнем или рабочем
кругу людей, в их неформальном общении,
в дискуссиях о политической «злобе дня».
В организованной форме они чаще всего
выявляются путем опросов общественного
мнения, инициируемых как структурами
действующей власти, так и различными
общественными организациями, партиями,
движениями, иными негосударственными
заказчиками.
О массовых суждениях, выполняющих оценочную функцию, нередко говорят как о наименее содержательных из всех тех, что могут исходить от общественного мнения, наделяя их при этом в основном эмоционально-чувственной сущностью.
Действительно, чаще всего продуктом оценочной деятельности общественного мнения оказываются скупые «да» или «нет», «за» или «против», «плохо» или «хорошо». Однако, скупые по форме выражения, они далеко не всегда являются таковыми по содержанию предшествующей им духовно-практической деятельности людей. Ведь за простыми, порой, альтернативными оценочными суждениями скрываются большой социальный опыт масс, их сомнения, сопоставления, размышления, дискуссии, наконец, народная интуиция и житейская мудрость.
Довольно часто общественное мнение реализуется в сфере властных отношений и через свою контрольную функцию. Ее своеобразие заключается в том, что общественное мнение практически по любому значимому для себя вопросу занимает определенную позицию и стремится к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность властных органов и их руководителей.
3. Роль общественного мнения в моральной жизни служебного коллектива
Идеологические установки коллектива оказывают определяющее влияние на формирование общественного мнения, настроений и взаимоотношений в нем, которые в совокупности составляют социально-психологический климат. От них зависит его дееспособность.
Истоки здоровых мнений, настроений, взаимоотношений в воинских коллективах следует искать в уровне воспитательной работы проводимой в школе, техникуме, институте. Начальник подразделения должен располагать определенной информацией о природе структурных компонентов психологии коллектива. Общественное мнение, являясь системой рационально - оценочных, разделяемых членами коллектива, обладает нормативным влиянием и значительной побудительной силой. Достоверность, гласность, эмоциональность, непрерывность, требовательность общественного мнения стали воздействовать на ум, чувства и на волю каждого.
Начальник подразделения в интересах сплочения коллектива, повышения воспитательных сил его социально-психологического климата, всегда стремиться к тому, что бы общественное мнение было идеологически и нравственно выдержанным. Что бы направить процесс формирования общественного мнения по нулевому руслу, начальник опирается на свою убежденность, знание своего дела.
Настроения являются эмоционально-оценочными групповыми реакциями коллектива на поведение людей, события, явления, факты. Благоприятные общие настроения коллектива побуждают у военнообязанных или учащихся рабочую энергию, повышает их активность, а так же оказывается и на их настроения. По этому, начальник подразделения словом, личным примером всегда стремится поддерживать у подчиненных, учеников высокий эмоциональный настрой, старается не допускать возникновения пассивных настроений.
Важное значение, в структуре психологического климата коллектива и в деле его сплочение имеют традиции. Каждый военнослужащий, вступив в воинский коллектив, становится наследником и продолжателем его традиций. Традиции по своему содержанию, сферах появления и принадлежности бывают самые разнообразные, но их мобилизующие и воспитывающее влияние всегда огромное. Активное использование традиций в воспитательном процессе способствует росту идейной зрелости личного состава, его боевого мастерства, укреплению военной дисциплины, сплочению коллектива, предупреждению зарождения отрицательных явлений.
Взаимоотношения между людьми являются показателем их сплоченности, во-первых по тому, что в них зафиксирован характер объективных, социально обусловленных межличностных связей.
В структуре взаимоотношений обычно выделяют несколько сфер: служебные, общественно-политические, межличностные, психологические отношения.
Служебные и общественно-политические отношения - основа взаимодействия личного состава при исполнении служебных обязанностей. Эти взаимоотношения закреплены в организационной структуре любого военного коллектива, в общевоинских уставах, наставлениях. Они выступают предписанными правилами и нормами поведения, побуждающими военнообязанного и волевой мобилизации; самоконтролю в действиях, самоприказу, предъявлению требований к самому себе.
Межличностные психологические отношения (дружба и неприязнь, симпатия и антипатия и т.п.) складываются в основном стихийно, они не оформлены организационно, менее зримы чем служебные. Эти обстоятельства являются не редко причиной недооценки их значимости. На самом деле межличностные психологические отношения играют существенную роль в жизни коллектива и требуют самого пристального внимания и постоянного изучения.
Коллективные настроения оказывают сильное влияние на поведение военнослужащих, отражаются на уровне воинской дисциплины и организованности, на эффективности их ратного труда. При этом одно коллективное настроение ("мажорное") способствует успеху деятельности воинского коллектива — энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема; другое ("минорное"), напротив, резко снижает возможности коллектива — состояние упадка, неверие в свои силы, товарищей, боевую технику и оружие, общее уныние, подавленность.
Система межличностных взаимоотношений складывается под влиянием целого комплекса объективных и субъективных условий. К числу объективных условий относятся особенности государственного строя, характер и предназначение коллектива и др. Наряду с объективными условиями известное влияние на формирование межличностных отношений оказывают субъективные, психологические факторы -- зрелые и незрелые взгляды отдельных людей, положительные и отрицательные черты характера и темперамента, уровень культуры и подготовленности офицеров, прапорщиков и сержантов как воспитателей и т. п.
Коллективное мнение – это наиболее сложный элемент, который определяет внутриколлективные отношения и отличается оперативностью и динамичностью его формирования, непосредственностью восприятия, определенной консервативностью. По мере развития гражданского общества и правового государства, расширения демократизации всех сфер общественной жизни возрастает значение и влияние общественного коллективного мнения в работе служебных коллективов. В нем сконцентрирована квинтэссенция опыта, знаний, морали. большинства членов коллектива и индивидуальное мнение каждой личности в отдельности. Коллективный опыт – наиболее результативный, а значит, и максимально оправданный путь для достижения конечного результата, здесь же максимально совпадают интересы всего общества, коллектива и интересы отдельной личности. Коллективное мнение сосредоточивает оценочные суждения господствующего большинства членов конкретного коллектива, а потому и приемлемо таким же большинством. Благодаря этому порученная работа вызывает у конкретного работника повышенное чувство удовлетворения и эмоциональный подъем. Но иногда, наоборот, такое мнение может вызвать явное неудовлетворение, антипатию и пассивность, если лица, его формировавшие, были непорядочны, профессионально малокомпетентны, безнравственны. При создании нравственно-господствующего климата в каждом служебном коллективе такое мнение должно быть обязательно учтено. В противном случае нравственные отношения искажаются, а значит, и меняется настроение коллектива.
Разновидностью коллективного мнения является общественное мнение. Это знание о фактах, событиях, людях в окружающей коллектив среде, т.е. обо всем том, что прямо или косвенно затрагивает интересы коллектива. Оно относится к числу наиболее сложных социальных явлений, и его использование в деятельности подразделений МЧС не менее значимо. Например, оно учитывается при составлении профессионально-служебных характеристик, проведении аттестаций сотрудников и при назначении их на конкретную должность; широко используется общественное мнение также и при выдвижении лица на руководящую должность. Общественное мнение может учитываться при принятии какого-либо неординарного среди большинства сотрудников решения.
Не менее важное значение в формировании морально-психологического климата коллектива имеет его настроение.
Коллективное настроение – это уровень комфортности и положительных условий работы в конкретном профессиональном коллективе, душевного состояния сотрудников организации. Оно может способствовать подъему и активности членов коллектива, развитию среди его членов энтузиазма, веры в высокие конечные результаты, идеалы, увлеченности в процессе решения профессиональной задачи. В то же время, когда моральный климат принимает негативный характер, он формирует отрицательные эмоции, нежелание сотрудников добросовестно выполнять задания, стремление создавать оппозиционные группы (групповщину), противодействовать указанию руководителя, способствует профессиональной деформации. Наиболее ярко это проявляется в работе сотрудников МЧС при реагировании на те происшествия, где наиболее сложные условия труда сотрудников.
Информация о работе Роль общественного мнения в моральной жизни общества, служебного коллектива