Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:57, реферат
Тема данного исследования имеет особую актуальность. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты. Сегодня в обществе усиливается стремление принести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности.
Среди вопросов, требующих безотлагательного решения, важнейшим является вопрос совершенствования профессиональной этики социального работника. В Российской Федерации социальная работа еще так молода и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал. Вместе с тем, профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов.
Введение …………………………………………………………… С.2
§ 1. Понятие и категории профессиональной этики социального работника. ................................................................................................С.3
§2. История профессиональной этики. ……………………………С.6
§3. Роль этики в деятельности социального работника. ……….С.10
§4. Этические принципы и стандарты социального работника. С.12
Заключение …………………………………………………………….С.15
Список литературы…………………………...……………………….С.16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Институт МАСС МЕДИА
Кафедра рекламы и связей с общественностью
Роль
профессионально-этических
Реферат по дисциплине «Этические основы»
Исполнитель:
студентка I курса, 137 гр., д/о
Науч. руководитель
Введение ………………………………………………………
§
1. Понятие и категории профессиональной
этики социального работника. ..............................
§2. История профессиональной этики. ……………………………С.6
§3. Роль этики в деятельности социального работника. ……….С.10
§4. Этические принципы и стандарты социального работника. С.12
Заключение …………………………………………………………….С.15
Список
литературы…………………………...…………………
Тема данного исследования имеет особую актуальность. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты. Сегодня в обществе усиливается стремление принести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности.
Среди вопросов, требующих безотлагательного решения, важнейшим является вопрос совершенствования профессиональной этики социального работника. В Российской Федерации социальная работа еще так молода и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал. Вместе с тем, профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.
§ 1. Понятие и категории профессиональной этики социального работника .
Этика
(греч. ethika, от ethos — обычай) — философская
наука, объектом изучения которой является
мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе.
Этика является одной из наиболее древних
теоретических дисциплин, возникших как
часть философии. Как отрасль философии,
этика призвана на теоретическом уровне
решать вопросы морали и нравственности,
возникающие перед человеком в его повседневной
деятельности. Поскольку теоретическое
знание имеет самое непосредственное
отношение к практике, оно определенным
образом обосновывает практическую деятельность
человека.
Социальная работа, как особый вид профессиональной
деятельности, обладает специфической,
только ей присущей совокупностью идеалов
и ценностей, сложившихся в процессе становления
принципов и норм поведения специалистов.
Объектом изучения профессиональной
этики социальной работы является профессиональная
мораль специалистов, а предметом — возникающие
в процессе работы этические отношения,
этическое сознание и этические действия
социальных работников.
Целью этики социальной работы является
обеспечение и поддержание социально
одобряемых содержания и сущности профессиональной
деятельности, а задачей — нормативная
регламентация отношений, поведения и
действий отдельных представителей профессиональной
группы и их объединений, формирование
соответствующего этического сознания
специалистов социальной сферы.
Основными категориями этики социальной
работы являются профессиональные этические
отношения, этическое сознание, этические
действия и профессиональный долг специалистов.
Социальная работа, как и любая деятельность,
характеризуется определенными структурными
элементами, которые могут быть оценены
с позиций морали и нравственности. Социальный
работник действует в ценностно-ориентированном
мире, где каждое действие, цель, мотив,
средство достижения цели или даже намерение
может получить оценку с точки зрения
соответствия его моральным нормам, т.
е. представлениям общества или микросоциума
о добре и зле.
Цели. Высшей целью и мерилом нравственности,
деятельности может быть только благо
клиента и общества. Цель, которую ставит
перед собой социальный работник, приступая
к действиям, в общем виде может быть выражена
формулой: «способствовать решению проблем
и улучшению условий жизнедеятельности
клиента».
Мотивация. Действия социального работника включают
в себя специфически нравственные мотивы
его профессиональной деятельности: стремление
делать добро, оказывать помощь нуждающимся,
подчиненность чувству долга — человеческого
и профессионального, потребность в достижении
определенных идеалов, реализация ценностных
ориентации. Для социального работника
в силу его профессиональных обязанностей
главным содержанием его профессии и значимым
конечным результатом является достижение
блага клиента, решение его проблем.
Легитимизация. Под
легитимизацией понимается то правовое
обоснование, на которое социальный работник
(группа специалистов) или социальная
служба официально опирается в основах
своей деятельности. В первую очередь
это, как правило, законы Российской Федерации,
касающиеся социальной работы, должностная
инструкция для отдельного работника
и Положение о подразделении социальной
защиты или о социальной службе — вся
нормативно-правовая база, регламентирующая
деятельность учреждения, органов социальной
защиты и их работников.
Средства. Вопрос о соотношении цели и средств
ее достижения является одним из ключевых
вопросов этики. Для достижения поставленных
целей социальный работник использует
все доступные ему легальные средства
— от материальных до духовных. При выборе
средств необходимо руководствоваться
этическими принципами, главный из которых
— «не навреди». Социальный работник должен
предвидеть, к каким последствиям может
привести не только достижение поставленной
им цели, но и применение избранных им
средств достижения цели — «использование
деструктивных средств приводит к трансформации
и самой цели». Несмотря на то что цель,
поставленная социальным работником,
может быть высокоморальной, несоответствие
ей средств, их аморальность может зачеркнуть
все результаты деятельности.
Действия. Решение социального работника приступить
к действиям должно базироваться на понимании
и знании того, какую пользу эти действия
принесут клиенту и обществу. Действия
должны осуществляться на основе уважения
к клиенту и к лицам из его социального
окружения, заботы об их достоинстве и
подлинном благополучии. Этика требует,
чтобы специалист всегда информировал
своего клиента обо всех этапах предпринимаемых
им действий и разъяснял их сущность, рассказывал
обо всех существенных моментах, которые
могут повлиять на достижение цели, а также
на желание клиента достигнуть данной
конкретной цели.
Конечный результат.
Результат — это естественный ожидаемый
продукт деятельности. Приступая к работе,
социальный работник уже на этапе целеполагания
представляет, что именно он хочет и может
получить по завершении работы. Однако,
как правило, реальный конечный результат
отличается от результата планируемого,
т. е. от поставленной цели, поскольку цель
— это идеальный вариант ожидаемого результата.
Насколько отличается реальное от идеального
— зависит и от объективных, и от субъективных
причин. В любом случае социальный работник
должен принять меры к тому, чтобы максимально
нейтрализовать негативное действие субъективного
фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента,
привлечь все необходимые ресурсы общества
для выполнения поставленной задачи. Он
также должен хорошо знать о возможных
объективных препятствиях на пути к достижению
цели и своевременно, в ходе разработки
плана деятельности, предусмотреть варианты
действий при их возникновении.
§2. История профессиональной этики.
Мир профессий начал складываться - технико-организационно и психологически - на исходе Средневековья, хотя своими корнями он уходит к древней античности. Напомним об основных композиционных линиях общего усовершенствования процесса, обусловивших широкую профессионализацию социума.
В
ту эпоху в Европе произошли впечатляющие
по интенсивности и широте протекания
процессы роста общественного разделения
труда как основы уже профессионального
разделения (это было проанализировано
и выразительно описано в трудах
классиков политэкономии и
Из
элементов социальной системы одна
за другой выстраиваются сравнительно
самостоятельные функциональные подсистемы
и много охватывающие функциональные
сферы деятельности. Они обладают
собственными факторами развития. Из
хозяйственной, домашней деятельности
образуется экономика и финансовая
сфера. Из деятельности управленческой
складывается сфера политических отношений
и организаций. Выделяется сфера
правовых отношений и институтов,
образовательно-воспитательных учреждений,
медицины и науки и т.п. вплоть
до спорта, информационно-развлекательной
сферы - последние ближе к нашему
времени. При этом близкие и отдаленные
последствия ускоренной профессионализации
социума оказались
В
практиках взаимодействия профессионалов
друг с другом и с потребителями
продуктов их труда, в опыте регулирования
их деятельности и появились зачатки
профессиональной этики - они дополняли
обычные административно-
Вначале
речь идет преимущественно о повышенных
требованиях к поведению
В
то же время профессиональный труд
опосредован разносторонними
Этические традиции русского народа уходят корнями в воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов, причем в своей сущностной основе подходы и тех, и других не противоречат друг другу. Традиции христианской этики, развиваемые в течение столетий и распространяемые православными просветителями, находили отклики в самых различных слоях населения и впоследствии оказали огромное влияние на этические и философские труды светских ученых, на творчество литераторов Медведева, Г. П.Этика социальной работы. - М.: Владос, 2002. С.40..
Светские авторы, при всем различии подходов, главным образом поддерживают и продолжают развивать ту же мысль: добро необходимо делать в первую очередь для собственной души, для ее совершенствования.
В постиндустриальном обществе, в ходе интеграционных процессов, охватывающих постепенно все мировое сообщество, утверждается понимание человека как сложной, целостной личности, тем или иным способом, в большей или меньшей степени занятой в социальной, экономической, культурной, политической, военной, религиозной и иных сферах деятельности. Человек и его благо, оказание ему помощи в самореализации привлекают все большее внимание общественной мысли. Личность становится центром философских изысканий многих мыслителей - социологов, политологов, психологов, философов, а его благо, счастье и жизнь, условия, наиболее благоприятные для его существования и всестороннего развития, - наиболее значимым предметом изучения и исследования.
Неизбежно происходит постепенная, медленная, фундаментальная переоценка целей современной цивилизации, переосмысление традиционных ценностей. Высшей ценностью общества официально провозглашается человек - человек вне зависимости от материального достатка, способности к труду, состояния здоровья, образования, интеллектуальных способностей, семейного положения, пола и возраста, расы и национальности, взглядов и убеждений и т. п Медведева, Г. П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 2002. С.42..
Для
духовных авторов главное в этике
благотворительности -
Совокупность новых ценностей и норм поведения образует ту или иную профессиональную этику.
Появление
профессиональной этики предшествует
созданию научных теорий о ней, поскольку
профессиональная этика, возникающая
первоначально как явление
В
практике повседневной деятельности профессиональная
этика представляет собой совокупность
норм поведения специалистов. Нормы
профессиональной этики подвержены
изменениям под воздействием как
внешних, так и внутренних по отношению
к профессии факторов. Они непосредственно,
в каждый момент времени, влияют на
поведение специалистов, побуждая их
действовать определенным образом.
Основными задачами профессиональной
этики являются воздействие на сознание
специалиста с целью
Итак, профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершения данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, - т.е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, бытующей в профессиональной среде.
§3. Роль этики в деятельности социального работника.
Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм. В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы. Поэтому в этических нормах социальной работы отражаются основные требования и критерии поведения и действий социального работника, которые, при всем их разнообразии, продиктованы специфическими условиями и содержанием его труда.
Этика в социальной
работе - не конечный продукт, а одна
из неотъемлемых составляющих повседневной
деятельности, наряду с теоретическим
обоснованием необходимости действий,
законодательно предусмотренной возможностью
действовать, определением наиболее эффективного
пути решения проблемы, его экономическим
обеспечением и организацией выполнения
принятого решения. Глубокое знание
норм и принципов профессиональной
этики, неукоснительное, творческое применение
их в повседневной деятельности помогает
социальному работнику
Информация о работе Роль профессионально-этических принципов в деятельности PR-специалиста