Роль профессионально-этических принципов в деятельности PR-специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:57, реферат

Описание работы

Тема данного исследования имеет особую актуальность. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты. Сегодня в обществе усиливается стремление принести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности.
Среди вопросов, требующих безотлагательного решения, важнейшим является вопрос совершенствования профессиональной этики социального работника. В Российской Федерации социальная работа еще так молода и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал. Вместе с тем, профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………… С.2
§ 1. Понятие и категории профессиональной этики социального работника. ................................................................................................С.3
§2. История профессиональной этики. ……………………………С.6
§3. Роль этики в деятельности социального работника. ……….С.10
§4. Этические принципы и стандарты социального работника. С.12
Заключение …………………………………………………………….С.15
Список литературы…………………………...……………………….С.16

Файлы: 1 файл

реферат.этика.docx

— 45.59 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Институт   МАСС МЕДИА 

Кафедра рекламы и связей с общественностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль  профессионально-этических принципов  в деятельности PR-специалиста.

Реферат по дисциплине «Этические основы»

 

 

 

 

 

    Исполнитель:

  студентка  I курса, 137 гр., д/о

  Науч. руководитель

 

 

 

                                             Москва  2011

                                             Оглавление:

Введение …………………………………………………………… С.2

§ 1.  Понятие и категории профессиональной этики социального работника. ................................................................................................С.3

§2. История профессиональной этики. ……………………………С.6

§3. Роль этики в деятельности социального  работника. ……….С.10

§4. Этические принципы и стандарты  социального работника. С.12

Заключение …………………………………………………………….С.15

Список  литературы…………………………...……………………….С.16

 

                                                Введение

 Тема данного исследования имеет особую актуальность. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты. Сегодня в обществе усиливается стремление принести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности.

Среди вопросов, требующих безотлагательного решения, важнейшим является вопрос совершенствования профессиональной этики социального работника. В Российской Федерации социальная работа еще так молода и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал. Вместе с тем, профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.

 

§ 1.  Понятие и категории профессиональной этики социального работника .

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Поскольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновывает практическую деятельность человека.  
Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.  
Объектом изучения профессиональной этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом — возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.  
Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, а задачей — нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.  
Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.  
Социальная работа, как и любая деятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.  
Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятельности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой социальный работник, приступая к действиям, в общем виде может быть выражена формулой: «способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».  
Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результатом является достижение блага клиента, решение его проблем.  
Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как правило, законы Российской Федерации, касающиеся социальной работы, должностная инструкция для отдельного работника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе — вся нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждения, органов социальной защиты и их работников.  
Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достижения является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.  
Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им действий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех существенных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкретной цели.  
Конечный результат. Результат — это естественный ожидаемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что именно он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от результата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель — это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколько отличается реальное от идеального — зависит и от объективных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он также должен хорошо знать о возможных объективных препятствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе разработки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении.

 

§2. История профессиональной этики.

Мир профессий начал складываться - технико-организационно и психологически - на исходе Средневековья, хотя своими корнями он уходит к древней античности. Напомним об основных композиционных линиях общего усовершенствования процесса, обусловивших широкую профессионализацию социума.

В ту эпоху в Европе произошли впечатляющие по интенсивности и широте протекания процессы роста общественного разделения труда как основы уже профессионального  разделения (это было проанализировано и выразительно описано в трудах классиков политэкономии и социологии). Вместе с тем происходило отслоение  частной жизни от публичной, ставшей  центром профессионализации разного  свойства. Почти одновременно от сельского  образа жизни отпочковался образ  жизни урбанистический. Последний опять-таки сосредоточивал профессиональную деятельность различных профилей. Примерно тогда же форсировались процессы истории зарождения политики и, несколько позднее, нациогенеза. Оба они востребовали для своего функционирования расширения числа образованных и специально подготовленных кадров. Человека эпохи расцвета наук и искусств, универсального человека стал теснить человек эпохи Просвещения, уже порядком профессионализированный. Это вызвало к жизни массовую школу, ремесленные учебные заведения, необходимые для обеспечения роста производительных сил, транспортной инфраструктуры, управления и военного дела Федоренко, Е. Н. Профессиональная этика. - Киев,1983. - С.36..

Из  элементов социальной системы одна за другой выстраиваются сравнительно самостоятельные функциональные подсистемы и много охватывающие функциональные сферы деятельности. Они обладают собственными факторами развития. Из хозяйственной, домашней деятельности образуется экономика и финансовая сфера. Из деятельности управленческой складывается сфера политических отношений  и организаций. Выделяется сфера  правовых отношений и институтов, образовательно-воспитательных учреждений, медицины и науки и т.п. вплоть до спорта, информационно-развлекательной  сферы - последние ближе к нашему времени. При этом близкие и отдаленные последствия ускоренной профессионализации социума оказались амбивалентными: без нее вряд ли были бы возможны грандиозные перевороты в сфере  производства, культуры, технического и научного прогресса и даже всего  образа жизни человека. Но эти же последствия обусловили рост отчуждающих феноменов, образование «частичного человека» и «профессионального кретинизма» - в терминологии XIX века, вдохновленного утопическими идеалами всесторонне развитой личности, которые в значительной мере утратили привлекательность в XX веке. Профессионализация внесла весомую лепту в сложнейшие процессы прежде заботливого общества, без понимания которой не возможно приступить к дискурсу о происхождении и природе профессиональной этики (морали) - в данном тексте понятия «этика» и «мораль» используются как равнозначные, а если они и различаются, то это особо оговаривается Бакштановский, В. И., Согомонов, Ю. В. Профессиональная этика // Социологические исследования. - 2005. №1. С.6..

В практиках взаимодействия профессионалов друг с другом и с потребителями  продуктов их труда, в опыте регулирования  их деятельности и появились зачатки  профессиональной этики - они дополняли  обычные административно-правовые регулятивы (нормы, санкции). Об этом свидетельствуют университетские библиотечные каталоги начала-середины XVI столетия. В них указывались, прежде всего, труды по медицинской этики, опирающиеся на письменные и устные свидетельства времен античности, которые по-разному оценивали этический фактор во врачевании. Складываются этика банковского дела и торговли, адвокатская этика и этика отношений в области науки о образования и т. д.

Вначале речь идет преимущественно о повышенных требованиях к поведению профессионалов в отдельных сферах деятельности, а не о каких-то новых моральных  требованиях. В основном в тех  сферах, которые непосредственно  связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей людей с помощью  высококвалифицированного труда. В такого рода видах деятельности административно-организационных и даже правовых регулятивных инструментов оказывается недостаточно, так как деятельность профессионалов не умещается в систему технологически строго упорядоченных действий. Труду в этих сферах не свойственны жесткая запланированность и предоставление содержательной стороны явления в виде формальной системы, позволяющие сравнительно просто применять названные регулятивные механизмы Бакштановский, В. И., Согомонов, Ю. В. Профессиональная этика // Социологические исследования. - 2005. №1. С.7..

В то же время профессиональный труд опосредован разносторонними комплексами  гуманистических мотивов, поскольку  от эффективности этого труда  зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в  обществе, защита его прав и основных жизненных ценностей. Максимально  индивидуализированный, подобный труд исчисляется, как правило, через  воздействие на последующую жизнедеятельность  людей. Тогда-то и возникает необходимость  в новых побуждениях, ограничениях и запрещениях, в новой мотивации, ценностях и идеалах. Все это  вызывает новую - более высокую и  многогранную - моральную ответственность. В ряде случаев это потребовало  выработать (а затем и зафиксировать) особые кодексы, декларации о намерениях, всевозможные «клятвы». Они были призваны, с одной стороны, обеспечить следование профессионалов определенным стандартам поведения, в которых находили выражение  интересы «пользователей» профессиональной деятельности. С другой - поддерживать моральный престиж и репутацию  профессиональных сообществ в «большом»  обществе, внушить к ним доверие  и тем самым обеспечить материальные и духовно-нравственные предпосылки  для собственного развития членов этих сообществ. Наряду с требованиями, обращенными вовне, профессиональные сообщества стремились выработать и закрепить моральные нормы, регулирующие взаимоотношение их членов. Весьма характерны в этом смысле уставы, определяющие жизнедеятельность цехов в городах Западной Европы Бакштановский, В. И., Согомонов, Ю. В. Профессиональная этика // Социологические исследования. - 2005. №1. С.7..

Этические традиции русского народа уходят корнями  в воззрения древних славян, труды  православных богословов и светских философов, причем в своей сущностной основе подходы и тех, и других не противоречат друг другу. Традиции христианской этики, развиваемые в  течение столетий и распространяемые православными просветителями, находили отклики в самых различных  слоях населения и впоследствии оказали огромное влияние на этические  и философские труды светских ученых, на творчество литераторов  Медведева, Г. П.Этика социальной работы. - М.: Владос, 2002. С.40..

Светские  авторы, при всем различии подходов, главным образом поддерживают и  продолжают развивать ту же мысль: добро  необходимо делать в первую очередь  для собственной души, для ее совершенствования.

В постиндустриальном обществе, в ходе интеграционных процессов, охватывающих постепенно все мировое сообщество, утверждается понимание человека как  сложной, целостной личности, тем  или иным способом, в большей или  меньшей степени занятой в  социальной, экономической, культурной, политической, военной, религиозной  и иных сферах деятельности. Человек  и его благо, оказание ему помощи в самореализации привлекают все  большее внимание общественной мысли. Личность становится центром философских  изысканий многих мыслителей - социологов, политологов, психологов, философов, а  его благо, счастье и жизнь, условия, наиболее благоприятные для его  существования и всестороннего  развития, - наиболее значимым предметом  изучения и исследования.

Неизбежно происходит постепенная, медленная, фундаментальная  переоценка целей современной цивилизации, переосмысление традиционных ценностей. Высшей ценностью общества официально провозглашается человек - человек  вне зависимости от материального  достатка, способности к труду, состояния  здоровья, образования, интеллектуальных способностей, семейного положения, пола и возраста, расы и национальности, взглядов и убеждений и т. п Медведева, Г. П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 2002. С.42..

Для духовных авторов главное в этике  благотворительности -неукоснительное соблюдение заповедей, и в первую очередь заповеди « возлюби ближнего своего».

Совокупность  новых ценностей и норм поведения  образует ту или иную профессиональную этику.

Появление профессиональной этики предшествует созданию научных теорий о ней, поскольку  профессиональная этика, возникающая  первоначально как явление обыденного сознания, в дальнейшем развивается  уже на основе осмысления и обобщения  практики представителей профессиональной группы. Эти обобщения систематизируются  в виде кодексов (писаных и неписаных), заключающих в себе не только этические  требования к содержанию и результатам  деятельности, а также выводы, сделанные  на основе обобщений. Таким образом, профессиональная этика - это не только наука о профессиональной морали, но и нравственное самосознание совокупной профессиональной группы, ее идеология  и психология. Там же. С.45.

В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведения специалистов. Нормы  профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как  внешних, так и внутренних по отношению  к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени, влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом. Основными задачами профессиональной этики являются воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования  его как личности и как профессионала  и содействие наиболее полному и  эффективному решению профессиональных задач Там же. С.46.. В целом же профессиональная этика является приложением общей, теоретической этики к определенным видам профессиональной деятельности.

Итак, профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершения данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, - т.е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, бытующей в профессиональной среде.

 

 

§3. Роль этики в деятельности социального  работника.

Социальная  работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм. В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы. Поэтому в этических нормах социальной работы отражаются основные требования и критерии поведения и действий социального работника, которые, при всем их разнообразии, продиктованы специфическими условиями и содержанием его труда.

Этика в социальной работе - не конечный продукт, а одна из неотъемлемых составляющих повседневной деятельности, наряду с теоретическим  обоснованием необходимости действий, законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного пути решения проблемы, его экономическим  обеспечением и организацией выполнения принятого решения. Глубокое знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное, творческое применение их в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных  организаций и учреждений Медведева, Г. П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 2002. С. 47..

Информация о работе Роль профессионально-этических принципов в деятельности PR-специалиста