Роль руководителя в успешной деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:03, практическая работа

Описание работы

Современному руководителю чтобы эффективно управлять компанией, фирмой, организацией, важно в своей деятельности успешно сочетать основные роли, которые будут раскрыты в работе.
Цель данной работы состоит в том, чтобы понять насколько руководитель важен в любой фирме. Для этого нужно знать кто такой руководитель, его роль, профессиональные и личностные качества, определить проблемы из – за которых фирма не может успешно существовать, функции, права, обязанности руководителя, а также его типы и имидж.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие руководителя. Его основные роли 4
2 Особенности успешного руководителя 5
2.1 Подходы руководителя к своему делу 5
2.2 Особенности поведения 6
2.3 Права и обязанности руководителя 7
3 Качества руководителя 9
4 Типы руководителей 11
5 Имидж руководителя 13
6 Успешная деятельность фирмы 14
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 45.93 Кб (Скачать файл)

 

3 Качества руководителя

Каждый руководитель должен быть индивидуальным. Существует группа качеств, которые необходимы руководителю для правильного позиционирования своего имиджа. Это такие группы качеств как:

  1. Личные
  2. Профессиональные
  3. Организаторские и деловые

1. К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству. 
Он должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению, последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует и помогает обретать эти ценности другим посредством личного примера, твердо держать данное слово. 
           Работа руководителя чрезвычайно тяжела, и потому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности – весь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо рационально распределять между всеми своими делами. Однако одного физического здоровья руководителю не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок. 
Современный руководитель должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе создать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет.

 

 

  2. Профессиональные качества - это компетентность,  система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой.

Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так  и внешней, понимание целей фирмы  и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным. 
Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высокообразованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизировать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться.

 Творческий руководитель  обычно работает с группами, используя  метод мозговой атаки, поощряет  свободное выражение эмоций и  идей и непрестанно учится, в  том числе и на собственных ошибках. Но наиболее важно для руководителя схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и во вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается. 

             3. Организаторские и деловые - отражают уровень организаторской  культуры руководителя, владение им технологий управленческой работы,  подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведение заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем. 
К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от него ясных и обоснованных целей. 
Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще руководителю является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.  
Руководителю должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому лидер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других.

Руководить людьми без  уверенности в себе невозможно. Уверенные  люди знают, чего хотят. Они никогда  не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а потом высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их слушали и понимали, но при этом уважают других людей и их мнение. 
Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую , даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивать нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиваться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизни. 
Но самое главное – лидер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, побуждать людей к повиновению и избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собою, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

4 Типы руководителей

Существуют линейные и  функциональные руководители:

Линейные руководители возглавляют  относительно обособленные производственные и хозяйственные подразделения. Каждый из них посредством приданного ему аппарата управления координирует деятельность своих подчиненных, принимает решения, касающиеся вопросов, определяющих работу его подразделения.

Функциональные руководители – это начальники специализированных функциональных служб всех уровней  управления. В их обязанности входит подготовка рекомендаций линейным руководителям для принятия управленческих решений. Такие руководители являются одновременно и линейными по отношению к возглавляемым ими службам.

Можно выделить еще несколько  типов руководителей:

  1. Руководитель, сочетающий заботу о производстве с безразличием к людям. Обычно такой человек является педантичным профессионалом, который заранее знает, как достичь поставленной цели и добивается ее любой ценой, направляя на это всю свою активность и силы подчиненных. Он постоянно испытывает страх потерять авторитет и влияние на исполнителей, поэтому сосредотачивает в своих руках все полномочия, требует слепого послушания, не признает чужих точек зрения; навязывает подчиненным свою волю, отвергает их советы, дает указания по каждой мелочи, решения принимает самостоятельно и никогда их не пересматривает. Подобные руководители эффективны для работы в критических ситуациях, когда нет времени на обдумывание решений.
  2. Руководитель, максимально заботящийся о людях и минимально о производстве. Он создает все условия для удовлетворения потребностей работников, которых подбирает по принципу личной симпатии, поддерживает и помогает им, охотно поощряет, стремится быть на дружеской ноге со всеми, смягчает давление высшего руководства, формирует благоприятный морально-психологический климат. Он не любит нарушения привычного жизненного уклада, преобразований, поэтому воспринимает преимущественно позитивные моменты ситуации, сглаживая проблемы и конфликты. Этим заслуживается благоприятное отношение подчиненных. Он стремится выявить желания и ожидания окружающих, их образ мышления, поэтому активно консультируется с другими, ведет бесконечные дискуссии, выслушивает чужие мнения, на основе чего принимает по возможности устраивающие всех решения, которые редко контролирует.
  3. Третьим типом является руководитель ни на что не ориентированный. Он инертен, безучастен, избегает конфликтов, спорные вопросы «спускает на тормозах», занимает позицию постороннего наблюдателя и ни во что не вмешивается. Этот руководитель уклоняется от принятия самостоятельных решений активных действий, ожидая, что все разрешится само собой или поступят указания сверху, которые он добросовестно передаст исполнителям.
  4. Четвертый тип руководителя - промежуточный. Он решает проблемы на основе компромисса, стремится к стабилизации, равновесию крайностей, чтобы произвести хорошее впечатление на окружающих, но не выделяться из общей массы. Поэтому он стремится к сохранению существующего положения, соблюдает принятый порядок и традиции, затушевывает противоречия, избегает открытых столкновений и требует того же от подчиненных, что в конце концов ведет к бюрократизации.
  5. Этот тип руководителя привлекает стратегически мыслящих работников, желающих внести вклад в достижение целей организации, подключает их к решению проблем с учетом их личных интересов, помогает раскрыть способности, осуществляет широкий обмен информацией и мнениями. Это обеспечивает высокую активность, раскрытие способностей исполнителей, прежде всего в рамках коллективного творчества, повышает их удовлетворенность трудом. Такой руководитель искренен, прям, энергичен, уверен в своих силах, решителен, концентрирует внимание на реальных проблемах, находится в процессе постоянного поиска, стремится к согласию и взаимопониманию в коллективе.

 

5 Имидж руководителя

Как нам уже известно имидж  – это сформировавшийся образ человека (организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений окружающих о нем. При равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально – позитивное отношение, и наоборот, труднее принимают позицию человека, к которому испытывают эмоционально – негативное  отношение. От имиджа во многом зависит желание сотрудничать с конкретным человеком или фирмой. Привлекательный имидж – один из факторов, определяющих деловой успех.

 Каким же должен  быть имидж руководителя? Конечно  же он должен быть приятным  не только в общении, но и  внешне. Руководитель должен иметь  грамотную речь, активную жизненную  позицию, в целом он должен  обладать всеми положительными качествами.

Существует личностный и  профессиональный имидж руководителя. Личностный имидж может быть положительным, а профессиональный отрицательный  или наоборот. Личностный имидж гораздо  важнее, так как, формируя имидж необходимо упор делать на создание позитивного личного имиджа. Так отсюда следует, что руководитель, прежде всего личность, а уж затем профессионал.

Необходимо остановиться на понятии личность,  кого мы можем  считать личностью и на основе чего. Создание имиджа руководителя напрямую зависит от его личностных психологических особенностей, его имидж  - это знаковые характеристики, где присутствует форма и содержание. 
Понятие «личность» - как социально - психологическая сущность человека, формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно - исторического опыта.

Что значит быть личностью? Быть личностью - это значит иметь  активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя. 

6 Успешная деятельность фирмы

В чем же заключается успешная деятельность фирмы? Ответ на этот вопрос можно узнать, изучив несколько основных пунктов:

1. Успешные фирмы работают на крупных рынках. Или, по крайней мере – на перспективных и активно развивающихся. Хороший руководитель, всегда задумывается о потенциале и перспективах развития своего бизнеса. Кроме того, на крупном рынке всегда есть возможность для маневра и корректировки, если что-то вдруг пойдет не так.

2. Успешные фирмы предлагают только уникальный и востребованный товар. Перед тем как вывести на рынок свой продукт, услугу, они всегда анализируют ситуацию и определяют уникальность своего предложения. Еще ни одна компания не достигала успеха, просто предлагая то же самое, что и все остальные.

3. Успешные фирмы продают многократно.

4. Успешные фирмы постоянно повышают свою эффективность. Они экономят свой самый главный ресурс – время. Они тратят время не на поддержание бизнеса, а на его развитие. Именно развитие бизнеса со временем принесет то, чего так жаждет практически каждый его владелец – свободный образ жизни, возможность путешествовать.

5. Успешные фирмы действительно заботятся о качестве обслуживания. Ни одна компания не станет успешной, если будет с пренебрежением относиться к своим клиентам. Особенно это актуально для молодых компаний, которые только завоевывают свое место под солнцем.

6. Успешные фирмы заботятся о своей репутации.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, попробуем обобщить все то, что было описано в данной работе. Руководитель играет очень большую роль в успешной деятельности фирмы. Он должен в точности знать свое дело, обладать всеми качествами и особенностями поведения, которые были перечислены в данной работе.

Руководитель должен помогать сотрудникам достигать своих  целей, он должен уметь слышать и  слушать. Также нужно сказать  несколько слов о личном имидже руководителя. Его составляют обстановка кабинета, одежда, внешность, поведение, аккуратность, вкус. Все это в определенном роде представляют собой символы, которые должны соответствовать делам и положению фирмы.

Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений. В отношениях руководителя с подчиненными главную роль играет сам руководитель. Он должен уметь создавать благоприятную обстановку. Беседы помогают установить отношение взаимного доверия, которое необходимо для руководителя в любой обстановке. Она также повышает деловые качества как руководителя, так и подчиненных.

Таким образом, мы выяснили, что успешная деятельность фирмы  невозможна без хорошего руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Роджер Перри «Предприятие. Роль руководителя», 2006
  2. Масленников Р. «СуперФирма: Краткий курс по раскрутке. От Тинькова до Чичваркина.», 2009
  3. Чуприкова Н. «Правила деловых отношений», 2001
  4. Рысев Н. Ю. « 11 правил руководителя №1», 2007
  5. Уэйн Томас «Как стать успешным руководителем отдела продаж», 2007
  6. Друкер П. «Эффективный управляющий», 2002
  7. Эндрю Дубрин «Успешный руководитель», 2004

Информация о работе Роль руководителя в успешной деятельности фирмы