Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 04:43, реферат
Этикет (фр.etiquette-ярлык, этикетка)- совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и при-ветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения чело-века, позы и положения, которые он принимает. Сравните вежливое положение лицом к говорящему и совершенно невежливое - спиною к нему. В этикетных целях мы часто используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы…), особенности одежды (выбор праздничной, траурной или будничной одежды хорошо показывает, как мы понимаем обстановку, как относимся к другим участникам общения). Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь.
Введение
Понятие речевого этикета…………………………3
Формулы речевого этикета………………………..3
Начало разговора и его завершение………………4
Основная часть разговора………………………….5
Ситуации речевого этикета………………………...9
Национальный речевой этикет……………………..9
Речевой этикет современности……………………10
Русский речевой этикет в обращении…………….10
Список литературы…………………………………12
Содержание:
Введение
Список литературы…………………………………
Введение
Этикет (фр.etiquette-ярлык, этикетка)- совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и при-ветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения чело-века, позы и положения, которые он принимает. Сравните вежливое положение лицом к говорящему и совершенно невежливое - спиною к нему. В этикетных целях мы часто используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы…), особенности одежды (выбор праздничной, траурной или будничной одежды хорошо показывает, как мы понимаем обстановку, как относимся к другим участникам общения). Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Всем известны специальные словесные формулы вежливости типа Здравствуйте! Извините, пожалуйста! Будьте любезны… Спокойной ночи!
1.Понятие речевой этикет
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.
Может показаться странным,
зачем нужно разрабатывать
Овладение этикетом речевого
общения требует получения
2. Формулы речевого этикета
Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.
Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:
3. Начало разговора и его завершение
Любой разговор, как правило,
начинается с приветствия, оно может
быть вербальным и невербальным. Очередность
приветствия также имеет
Формы приветствия в речевом этикете | |
Форма приветствия |
Пример |
Пожелание здоровья |
Здравствуйте! |
Указание на время встречи |
Добрый день! |
Эмоциональные пожелания |
Очень рад! |
Уважительная форма |
Моё почтение! |
Специфическая форма |
Здравия желаю! |
В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).
4. Основная часть разговора
Вслед за приветствием начинается
разговор. Речевой этикет предусматривает
три основных типа ситуаций, в которых
применяются различные речевые
формулы общения: торжественная, скорбная
и рабочая ситуации. Первые фразы,
произнесенные после
Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.
Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете | |
Приглашение |
Поздравление |
Позвольте вас пригласить |
Разрешите вас поздравить |
Приходите, будем рады |
Примите наши поздравления |
Приглашаю вас |
От имени коллектива поздравляем |
Могу ли я пригласить вас |
От всей души поздравляю |
Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.
Примеры соболезнования, утешения и сочувствия в речевом этикете | |
Соболезнование |
Сочувствие, утешение |
Позвольте выразить глубокие соболезнования |
Искренне сочувствую |
Приношу вам искренние соболезнования |
Как я вас понимаю |
Я вам сердечно соболезную |
Не падайте духом |
Скорблю вместе с вами |
Все будет в порядке |
Разделяю ваше горе |
Вам не стоит так волноваться |
Какое несчастье постигло вас! |
Вам надо держать себя в руках |
В повседневности, рабочая
обстановка также требует применения
формул речевого этикета. Блестящее
или, наоборот, ненадлежащее выполнение
поручаемых заданий может стать
поводом для вынесения
Примеры просьб и советов в речевом этикете | |
Просьба |
Совет |
Сделайте одолжение, выполните... |
Позвольте вам дать совет |
Если вас не затруднит, ... |
Разрешите предложить вам |
Не сочтите за труд, пожалуйста, ... |
Вам лучше поступить таким образом |
Могу ли я попросить вас |
Я бы хотел предложить вам |
Убедительно прошу вас |
Я посоветовал бы вам |
Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой - деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.
Примеры согласия и отказа в речевом этикете | |
Согласие |
Отказ |
Сейчас будет сделано |
Я не в силах помочь вам |
Пожалуйста, не возражаю |
Я не могу выполнить вашу просьбу |
Готов вас выслушать |
Сейчас это невозможно |
Поступайте, как сочтёте нужным |
Я вынужден отказать вам |
За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.
Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете | |
Благодарность |
Комплимент |
Позвольте выразить благодарность |
Вы прекрасно выглядите |
Фирма выражает благодарность сотрудникам |
Вы так сообразительны |
Я вам очень благодарен за... |
Вы прекрасный собеседник |
Большое вам спасибо |
Вы отличный организатор |
5. Ситуации речевого этикета
Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:
Личности собеседников. Речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата - человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учёт личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения - на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая - на уважение и большую формальность в разговоре.
Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодёжная вечеринка, уборная и др.
Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, мы применяем разные разговорные приёмы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.
6. Национальный речевой этикет
Любой национальный речевой
этикет предъявляет определенные требования
к представителям своей культуры,
и имеет свои особенности. Само появление
понятия речевой этикет связано
с древним периодом в истории
языков, когда каждому слову