Смертная казнь. Историческая социология смертной казни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 00:27, реферат

Описание работы

Смертная казнь — это один из наиболее древних видов наказания. Изначально она возникла в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливым наказанием за причинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Кроме того, свою роль сыграл и существовавший во многих обществах обычай кровной мести, который была призвана заменить смертная казнь, осуществляемая от лица государства.

Содержание работы

1. История. Смертная казнь в современном мире……………………………3
2. Смертная казнь в различных странах……………………………………..4
3. Отношение мировых религий к смертной казни………………………….14
4. Аргументи « за» и «против» смертной казни……………………………...17
Заключение……………………………………………………………….............20
Литература…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Министерство образования.docx

— 62.22 Кб (Скачать файл)

В Венгрии практиковалась смертная казнь через повешение. Таким образом был казнен Имре Надь и многие другие «фашистские мятежники» восстания 1956 года. Отменена в 1990 году.

Слова о смертных казнях в СССР с 1945 года вполне применимы и к странам советского блока, тем более что зачастую их законы были копией советских (о Китае см. особо ниже). В конце 1940-х — начале 1950-х годах в Венгрии, Чехословакии, Болгарии и проч. проводились процессы над «врагами народа» по образцу советских, которые обычно завершались казнями через повешение или расстрел. К примеру, Имре Надь и его приближенные лица, в 1957 году были казнены через повешение. После бархатных революций смертная казнь во всей Восточной Европе была отменена, включая и Румынию.

В США

В Соединённых Штатах культура вообще и культура казни в частности  заимствованы из метрополии. В старое время там были столь же жестокие законы, как в Англии; были драконовские «Синие законы Коннектикута», о которых пишет Марк Твен, полагавшие казнь за многие составы. Позже «ученики» заметно обогнали «учителей». В Англии не было такого огромного бесправного населения, как негры и индейцы; меж тем в США негров вешали, по крайней мере на Юге, повсеместно (суд Линча имеет огромное количество жертв даже в XX веке: в 1901 году было подвергнуто линчеванию 130 человек), индейцев часто казнили каратели, мстившие, впрочем, за вырезание белого населения. 26 декабря 1862 года, во время гражданской войны, в штате Миннесота, принадлежавшем северянам, были на одной виселице повешены тридцать восемь индейцев. На Диком Западе в то же время действовали шерифы, казнившие по своему усмотрению (подчас собственноручно). Смертная казнь применялась в США также по политическим причинам против социалистов, коммунистов, анархистов.

В конце XIX века был изобретён электрический стул, впервые применённый в 1890 году и вскоре вошедший во всеобщее употребление, так что во многих штатах он вытеснил повешение. Леон Чолгош, безумный анархист, убивший президента Мак-Кинли в Буффало, был пятидесятым преступником, которого казнили (29 октября 1901 года) в штате Нью-Йорк на этом приспособлении.

Газовую камеру ввели ещё раньше, чем в Германии, а именно в 1924 году, но она не получила такого широкого распространения.

С 1960-х годов правозащитники повели борьбу со смертной казнью. В 1972 году суд Джорджии, по делу «Фурман против Джорджии», признал смертную казнь мучительной, а следовательно, противоречащей Конституции. Вследствие этого одиннадцать лет (с 1967 по 1979 год) во всех штатах никого не казнили. В 1976 году Верховный суд нашёл казнь, являющуюся «вполне конституционной» (речь об электрическом стуле). Она была возвращена в тех 38 штатах, где не была отменена ранее, а также на федеральном уровне. Первым американцем, казнённым после этого решения, был Джон Спенкелинк (штат Флорида, 25 мая 1979 года).

В настоящее время законы различных  штатов предусматривают пять способов смертной казни:

  • Повешение
  • Расстрел
  • Электрический стул
  • Газовая камера
  • Смертельная инъекция

Однако в последнее время (с  начала XXI века) подавляющее большинство  казней осуществляется путём смертельной  инъекции. Изредка применяется также  электрический стул. 18 июня 2010 года в штате Юта впервые за долгое время был применён расстрел: был расстрелян Ронни Ли Гарднер, выбравший этот способ казни самостоятельно. Прочие методы не применялись с конца XX века. Они сохранились лишь в законах небольшого числа штатов, причём во всех этих штатах применяется и смертельная инъекция, а использование альтернативных методов во многих случаях ограничено различными условиями (например, право выбрать их использование имеют лишь осуждённые, совершившие преступление или получившие смертный приговор до определённой даты). До 8 февраля 2008 года Небраска являлась единственным штатом, применяющим смертную казнь и не использующим инъекцию (единственным методом являлся здесь электрический стул; 8 февраля Верховный суд Небраски постановил, что этот метод является «жестоким и необычным наказанием», запрещённым конституцией США; исполнение смертных приговоров было приостановлено до утверждения нового метода казни).

Традиции смертной казни в штатах США обычно включают право осуждённого  на последний ужин (англ. Last meal) — еду, приготовляемую за несколько часов до казни в соответствии с его просьбой (с определёнными ограничениями) и право на последнее слово непосредственно перед исполнением приговора. При казни обычно присутствуют свидетели. Количество и состав лиц, имеющих право присутствовать при казни, различаются в разных штатах, но, как правило, такое право имеют родственники осуждённого и его жертв, адвокаты, священник.

В 2009 году число приговорённых к  смертной казни преступников в США  было равно 106. Это самое низкое число  со времени восстановления смертной казни как высшей меры наказания  в 1976 году. Самое большое число  смертных приговоров было в 1994 году: 328.

Ближний Восток и Азия

На Ближнем Востоке имеют место средства казни, использующиеся с древних времён: побивание камнями, отсечение головы мечом и повешение. Во времена Османской империи было распространено посажение на кол (неизвестно, собственно ли это турецкая казнь или унаследованная от Византии), перешедшее к соседним православным народам, в том числе в Россию (в 1614 году был посажен на кол Заруцкий, а в 1718 году майор Глебов) и Румынию (господарь Валахии Влад III Дракула, известный как герой романа Брэма Стокера, предпочитал именно этот способ, за что и прозывался Цепешем, то есть «посаживающим на кол»). В республиканской Турции (то есть в Турции наших дней) до отмены смертной казни в 2002 году существовало только повешение, причём эта мера наказания перестала действовать сразу после запрета; так, Оджалану, первоначально приговорённому к казни, приговор был заменён на пожизненное заключение.

В Израиле смертная казнь является высшей мерой наказания для очень ограниченного числа преступлений, в том числе для военных преступников, предателей, разжигателей войны и учредителей геноцида. За время существования государства казнены два человека: 30 июня 1948 года расстрелян капитан Армии обороны Израиля Меир Тувианский по обвинению в предательстве (позднее полностью реабилитирован), а в 1962 году был повешен бывший сотрудник гестапо Адольф Эйхман.

В Иране и Афганистане смертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь на виселице, в том числе Наджибулла (повешен талибами в 1996 году на автокране).

В Ираке смертная казнь практикуется до сих пор. В 2006 году были казнены через повешение Саддам Хусейн и ряд его ближайших соратников.

В Саудовской Аравии и в настоящее время применяется такой средневековый вид смертной казни, как отсечение головы. Существуют даже целые династии палачей, передающие своё искусство по наследству. См. Смертная казнь в Саудовской Аравии

В Китае наших дней широко употребляется расстрел, которому подвергаются содержатели публичных домов, нечистые на руку чиновники, диссиденты и пр., причем особо массовые казни бывают перед Новым годом. При Мао Цзэдуне часто отсекали голову; при старых императорах использовался такой экзотический вид смертной казни, как «смерть от тысячи порезов». В средневековом Китае были распространены и более экзотические и мучительные виды казней, как, например, казнь с использованием бамбука, гнилой лодки, котла с известью и др.

В государствах Юго-Восточной Азии (в Сингапуре, Малайзии и пр.) вешают за хранение наркотиков, в том числе и иностранных граждан.

В Японии существует смертная казнь через повешение. Многие участники секты «Аум Синрикё» были к ней приговорены, однако об исполнении этих приговоров неизвестно. Есть она и в Южной Корее, где, в частности, к ней был приговорен бывший президент республики Чон Ду Хван (позже помилованный). В Северной Корее помимо этого вида казни также применяют расстрел.

3.Отношение мировых религий к смертной казни

В Библии

В Библии, как и в законодательстве других древних народов, смертная казнь  нередко служит наказанием за тяжкое преступление. Имеются указания на необходимость смертной казни за такие виды преступлений, как: несоблюдение субботы, богохульство, убийство, прелюбодеяние (супружеская измена), гомосексуализм, скотоложество, изнасилование, оскорбление или избиение отца или матери, похищение людей.Библия упоминает три способа смертной казни — побиение камнями, сожжение и повешение.

В иудаизме

Талмуд упоминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (арба митот бет-дин): побитие камнями, сожжение, казнь мечом и удушение. В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя (Лев.19:18) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом. Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело. Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертной казни, её видах и способах носят преимущественно теоретический характер, подобно обсуждению вопросов, связанных с храмовыми жертвоприношениями в то время, когда Храма уже давно не существовало. Аналогия между обсуждением различных видов смертной казни и дискуссиями о жертвоприношениях прямо приводится в самом Талмуде.

Приговор не приводили в исполнение в тот же день, чтобы увеличить  возможность новых, благоприятных  свидетельств. Даже когда осуждённого  вели на казнь, существовала готовность в любую минуту остановить шествие. Сам осуждённый имел право остановить шествие четыре или пять раз и  потребовать, чтобы его отвели в  суд, так как он вспомнил новое  обстоятельство. На пути к месту  казни глашатай обращался к возможным свидетелям на улицах. Перед казнью осуждённого призывали к выражению раскаяния.

В христианстве

В Основах социальной концепции Русской православной церкви сказано:

Особая мера наказания — смертная казнь — признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость  её отмены нет ни в Священном Писании  Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала  на себя долг печалования перед светской властью об осуждённых на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговорённых к высшей мере наказания.

Отмена смертной казни даёт больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учётом состояния в нём преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.

В исламе

В Коране говорится о том, чтобы  верующие страшились Аллаха, который  в наказаниях очень строг. Согласно законам Шариата лица, совершившие  умышленное убийство, педофилы, замужние женщины и женатые мужчины, совершившие  прелюбодеяние, должны быть казнены. За неумышленное убийство смертная казнь  не применяется и может быть назначена  материальная компенсация семье  убитого. Более того, родственники убитого  могут простить убийцу взамен материальной компенсации и суд заменяет смертную казнь иным видом наказания.

В буддизме

В соответствии с первой из пяти основных заповедей буддизма, причинение вреда  другим живым существам неприемлемо.Однако, на практике уголовное (равно как и гражданское и т. п.) правосудие целиком остаётся на усмотрении светской власти.

 

4. Аргументи « за» и «против» смертной казни.

Чем же руководствуются люди, выступащие за отмену смертной казни? Вот перечень основных и наиболее часто встречающихся доводов:

1.По многим исследованиям наличие смертной казни достаточно слабо связано с количеством совершаемых тяжких преступлений. Несмотря на то, что с точки зрения предупреждения преступности смертная казнь является своего рода сдерживающим фактором, страх смерти не всегда останавливает, поскольку каждый преступник в душе надеется, что уж ему-то удасться избежать наказания. Намного большее значение имеет раскрываемость преступлений . Чтобы уменьшить их количество нужно бороться до их совершения , а не после. Хотя ,вообщем-то, именно по конкретному утверждению “Смертная казнь не уменьшает количество преступлений” могут найтись и контраргументы. Например, когда в нацистской Германии стали расстреливать за безбилетный проезд, количество “зайцев” резко сократилось.Но...Разве нацистская Германия – это то, на что нам следует равняться?

2. Смертная казнь до некоторой степени стимулирует преступность, т.к. некоторые люди могут рассуждать: если государство может убить меня, то почему я не могу убить еще кого-то . Одним из неотъемленных признаков демократического правового государства является гуманность. Гуманность - это прежде всего осознание ценности человеческой жизни. И прежде всего осознать эту ценность должно государство. “Люди не убивайте меня,я человек, живой” – обращался к А. Приставкину один “смертник”, измучившийся изо дня в день прислушиваться ко всем шорохам в коридоре, ожидая, когда за ним придут. Можно сказать ему “Надо было раньше думать о ценности человеческой жизни” . Но это не меняет сути: как и пытка, казнь – мучительная кара , применяемая к беззащитному человеку.

Информация о работе Смертная казнь. Историческая социология смертной казни