Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 03:51, реферат
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
Деловое общение является
Специфика делового общения
Этику делового
общения следует учитывать в
различных ее проявлениях: в отношениях
между предприятием и
Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое.
общении
Этика (от греч. ethos – привычка, обычай, нрав) – учение о морали и нравственности. В центре внимания этики – вопросы разграничения добра и зла, понимания ответственности, справедливости, высшего блага и создание принципов гармоничного сосуществования в обществе. Одним из первых понятие этики использует Аристотель (4 в.д.н.э.) для обозначения «практической философии», призванной дать ответ на вопрос, что делать должно. В более узком смысле этика – это совокупность нравственных норм, принципов и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе той или иной основной деятельности, контексте общения. В зависимости от основного вида деятельности, контекста общения выделяют виды этики (деловая, спортивная, семейная, военная, научная и так далее).
В конце XVIII века Иммануил Кант провозгласил свой "категорический императив": поступай в соответствии с принципами, которые ты хотел бы сделать всеобщими. "Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе" - это правило встречается в учении Конфуция и древнеиндийской "Махабхарате", в "Одиссее" Гомера и Библии, в сочинениях Блаженного Августина, Т. Гоббса, Дж. Локка, Й. Гердера и многих других философов и мыслителей. Его интерпретация, наиболее известная для христианского мира, содержится в Нагорной проповеди Иисуса. В Евангелии от Матфея Он говорит: "И так во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки".
Имеется два типа императива: условный императив, который гласит: «вы должны сделать то-то и то-то, если вы желаете достигнуть такой-то и такой-то цели», и категорический императив, который гласит, что определенный тип действия объективно необходим безотносительно к цели. Категорический императив является синтетическим и априорным. Его характер выводится Кантом из понятия закона: «Если я помыслю категорический императив, то я тотчас же знаю, что он в себе содержит. В самом деле, так как императив, кроме закона, содержит только необходимость максимы поступать согласно с этим законом, закон же не содержит никакого условия, которым он был бы ограничен, то не останется ничего, кроме всеобщности закона вообще. С ним должна быть согласована максима действия, и собственно только одну эту согласованность императив и представляет необходимой. Таким образом, существует только один категорический императив и притом следующего содержания: «Действуй только по такой максиме, руководясь которой, ты в то же время можешь желать, чтобы она стала всеобщим законом, так как будто бы максима твоего действия по твоей воле должна сделаться всеобщим законом природы».
Этика Иммануила Канта злободневна для нас, так как не намного уменьшилось общее количество насилия как у нас, так и во всем мире, и всегда есть опасность попасть в лапы какого-нибудь “гегемона”, который во имя национальной, религиозной или какой-либо еще идеи потребует нарушить не только девятую, но и все до одной моральные заповеди, какие только существуют на свете. Но этика Канта не просто злободневна; она еще и возвышает наш дух: ведь Кант учит, что человек даже перед лицом смерти может устоять перед насилием. Кант мудр и знает, что это очень трудно: никто заранее не осмелится утверждать, что не сломается, не «расколется» под пыткой, что страх смерти не возьмет верх. Жизнь ставит перед человеком те или иные цели, заставляет его решать те или иные задачи; он вынужден придумывать средства для достижения этих целей, для решения этих задач. Для человека естественно жить как можно лучше, жить так, чтобы его окружали только желательные предметы, чтобы все цели были достигнуты, а задачи - решены. Субъективными критериями хорошей жизни являются чувство удовольствия и переживание счастья. Поэтому главным жизненным принципом человека как существа, обитающего в природе - является принцип счастья. Он полностью соответствует природному «закону причинности», как соответствуют ему и те гипотетические императивы, те «материальные принципы», которые измышлены практическим разумом во имя осуществления принципа счастья.
Таким образом, основа этичного поведения людей имеет эмоциональную природу. Однако для многих людей необходим также рациональный подход, который подкреплял бы их эмоциональные порывы. Такие люди используют в качестве аргумента принцип справедливости; в этом случае они опираются на общепризнанные нравственные нормы — так как справедливость является обязательным требованием к поступкам нравственного человека. Справедливость требует, чтобы к страданиям и потребностям других людей человек отнесся со всей серьезностью. Овладевая необходимыми знаниями и профессиональными навыками, включаясь в систему социальных связей, человек не утрачивает коллективистских качеств. Более того, он вступает в многообразные общественные отношения именно в качестве члена определенных социальных групп — классов, наций, политических, религиозных, профессиональных и иных организаций, черты которых весьма глубоко усваивает. Вследствие этого у человека наряду с природными качествами и на их основе вырабатываются присущие каждому этапу развития цивилизации особые черты, позволяющие ему быть активным участником соответствующих общественных отношений. Эти социальные черты и охватываются понятием личность. «Сущность "особой личности",— писал К. Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество».
Личность, следовательно, — это человек, обладающий совокупностью определенных социально-значимых свойств, проявляющихся в его отношениях с другими людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, обусловлены социальными отношениями. "...Сущность человека,— писал К.Маркс, имея в виду его личностные качества,— не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".
Таким образом, понятия "человек" и "личность" представляют собой разные аспекты единого явления — человеческого индивида, входящего в определенную систему общественных отношений. Конкретный человек как продукт природы является материальной, биологической основой личности. Личность же, будучи продуктом определенной социальной общности, в то же время характеризуется единством ее индивидуальных биологических и социальных черт. Тем не менее все это не исключает, а скорее подтверждает необходимость различать понятия "человек" и "личность". Человеком рождаются, а личностью становятся. Не всякому человеку дано стать личностью. Чтобы родившийся человек все же стал личностью, он должен пройти все стадии природного и социального развития: не только достигнуть определенного физического и умственного совершенства, но и приобрести необходимый социальный опыт в процессе общения с другими людьми.
Являясь в конечном счете
Конечно, формирование
личности представляет собой
процесс непрерывный, состоящий
из ряда последовательно
В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям. Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями. Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.
Деловые отношения по праву
можно назвать наиболее
Этика
деловых отношений
Информация о работе Современные взгляды на место этики в деловом общении