Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:59, курсовая работа
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.
Введение 3
1. Оценка эпохи средневековья 6
2. Религия и церковь в средневековом обществе 8
3. Особенность культуры средневековья 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Курсовая работа
На тему: «Специфика искусства в средние века»
Выполнил:
Москва, 2012
Оглавление
Введение 3
1. Оценка эпохи средневековья 6
2. Религия и церковь в средневековом обществе 8
3. Особенность культуры средневековья 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Средневековье - удивительная страница в истории Западной Европы. Это мир рыцарских турниров и гербов, крестовых походов и костров инквизиции, утопающих в роскоши феодальных замков и умирающих от голода и болезней деревень и городов. Это мир Карла Великого и Мухаммеда, Ричарда Львиное Сердце и Жанны д'Арк, Робина Гуда и короля Артура. средневековый культура религия искусство
Великодушие и жестокость, роскошь и нищета, благородство и предательство были в этом мире настолько яркими и контрастными, а герои этой эпохи настолько легендарными, что этот мир часто представляется нам волшебной сказкой. Но это реальная историческая эпоха в жизни человечества, длившаяся более 1000 лет - с середины V до конца XV века.
О «специфике» искусства
Специфика искусства, позволяющая
отличать его от всех других форм человеческой
деятельности, заключается в том,
что искусство осваивает и
выражает действительность в художественно-образной
форме. Она является результатом
конкретной художественно-творческой
деятельности и одновременно — реализацией
исторического культурного
Речь идет о той
специфической функции
В подходе к вопросу
о «специфике» искусства
«Специфика» искусства
заключается в том, что оно
формирует и организует сферу
чувственного (то есть «эстетического»)
восприятия человеком окружающего
мира. Огромная роль искусства в
совокупном развитии человеческой культуры
связана как раз с тем
Способность чувственно воспринимать окружающий мир – так же как и способность логически мыслить, рассуждать о нем – формируется уже самими условиями человеческой жизнедеятельности, в систему которых каждый человек включен с момента рождения. Поэтому элементарные, всеобщие формы этих способностей формируются вполне стихийно, – не усвоив их, индивидуум не сможет сделать ни шагу в человечески организованном мире. Однако по-иному обстоит дело с высшими, развитыми формами и той и другой способности. Для развития способности мыслить диалектически «не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения истории философии» (Ф. Энгельс). По отношению к способности воспринимать мир в формат развитой человеческой чувственности такую же роль играет сокровищница мирового искусства.
Что искусство осуществляет
«воспитание чувств», давно стало
общим местом. Но эту формулу нередко
толкуют несколько ограниченно,
имея в виду преимущественно морально-
Немецкая классическая
философия, которую занимала главным
образом проблема научно-теоретического
познания, не случайно сделала такой
сильный и несколько однобокий
акцент на роль искусства в развитии
чувственности как необходимого
компонента теоретического познания природы
и истории. Именно в связи с
этим Шеллинг усмотрел в эстетическом
созерцании художественного гения
более высокую форму постижения
тайн природы, нежели в рассудочном
мышлении по канонам и рецептам формальной
логики. Именно в искусстве, развивающем
способность живого, непосредственного
созерцания, он увидел противоядие
деревянному формализму рассудка, Гегель,
который реформировал самую логику,
уже не нуждался в таком обороте
мысли, – диалектическая логика с
ее гибкими категориями способна,
по его убеждению, выразить глубочайшую
тайну природы и духа точнее, чем
образы, рождённые художественным гением.
Однако и он определил искусство
как ту форму познания абсолютной
истины, которая непосредственно
предваряет логически-теоретическое
ее постижение, – как первую фазу
«абсолютного духа» (третьей, последней
фазой у него стала философия).
Это, в частности, означало, что только
тот индивид, способность созерцания
которого развита мировым искусством,
способен подняться на последнюю, высшую
ступень интеллектуального
При общем ложно-идеалистическом
понимании, при всех связанных с
ним мистических моментах немецкая
классическая философия и эстетика
жестко установили некоторые важнейшие
истины, связанные с ролью
Эстетически неразвитый
индивидуум сильно проигрывает как
сила творческая: для него характерен
как раз формально-
Специфическая роль силы воображения в акте познания заключается в том, что она позволяет соотносить формально усвоенные знания с единичными, еще никак не «формализованными» (не выраженными еще в общих формулах, в категориях) фактами, данными в живом созерцании. Без нее одно с другим соотнести вообще нельзя. Это важно подчеркнуть по той причине, что под «силой воображения» часто понимают способность выдумывать то, чего в действительности нет. Между тем действие силы воображения обеспечивает прежде всего умение правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия.
Эстетически неразвитый индивидуум неспособен самостоятельно совершать переход от формально усвоенных им общих знаний к живой конкретности, к индивидуальности факта, события, ситуации. В окружающей действительности он всегда будет видеть только то, что уже заранее известно ему из учебников, инструкций и распоряжений, – то, что заранее «закодировано» в его памяти. Он всегда будет обманываться словами, названиями: новое в жизни и искусстве он увидит и признает только тогда, когда на этом новом будет вывешена надпись «сие – новое». В математике он в лучшем случае будет хорошим вычислителем, действующим по готовым штампам типовых решений.
Термин «средневековья» возник в Италии в XIV-XVI вв. в кругу историков и литераторов, передовых людей своего времени. Они преклонялись перед культурой Древней Греции и Древнего Рима, старались возродить ее. «Средними веками» они назвали время между античностью и своей эпохой. В дальнейшем в науке закрепился деление истории на древнюю, средневековую и новую. Средневековья в современной периодизации всемирной истории охватывает время от краха Западной Римской империи в V в. к эпохе Великих географических открытий (рубеж XV-XVI веков), причем полное господство именно средневекового типа культуры в Европе связывают не со всем периодом, а с V-XIII вв. Затем в Италии зарождается переходная культурная эпоха - Возрождение, охватывающий конец средневековья и начало Нового времени.
Оценка средних веков в науке менялась. Гуманисты эпохи Возрождения (именно ввели термин) и просветители XVIII с. (Дидро, Вольтер, Монтескье) называли их «темными веками», писали о глубоком упадке культуры. В противовес им романтики XIX в. в научных и особенно в художественных произведениях идеализировали средневековья, были склонны видеть в нем воплощение высшей морали. Современные ученые преимущественно избегают крайностей. Признается, что по сравнению с античностью, потерялись многие достижения культуры, но одновременно в сферу культурного развития были привлечены новые народы, зародились национальные культуры.
Формирование средневекового типа культуры на территории бывшей Римской империи происходило разными путями. Восточная Римская империя сохранила свою государственность и единство. Византия течение всего средневековья оставалась большой и влиятельной державой, византийская культура стала прямым продолжением античной. Но в 1453 после завоевания турками-османами ее история прервалась.
Социально-экономический
строй средневековья в Западной
Европе схематически можно изобразить
следующим образом. На развалинах Западной
Римской империи возник ряд время
очень крупных (как, например, империя
франков времен Карла Великого),
но непрочных раннефеодальных
Для средневековой культуры
характерны две ключевые отличительные
признаки: корпоративность и
Мощным объединяющим
фактором в таких условиях были религия
и церковь. Определяющая роль христианской
религии и церкви во всех областях
общественной и культурной жизни
составляла принципиальную особенность
европейской средневековой
Одну из ответов на
вопрос дает сам смысл христианского
вероучения. Оно возникло из борьбы
и взаимного влияния множества
философских и религиозных