Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:59, курсовая работа
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.
Введение 3
1. Оценка эпохи средневековья 6
2. Религия и церковь в средневековом обществе 8
3. Особенность культуры средневековья 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17
При монастырях организовывались
скриптории - специальные мастерские
для переписки книг. Рукописные книги
изготавливались из пергамента - особым
образом обработанной телячьей или
овечьей кожи. Для изготовления одной
Библии большого формата требовалось
300 овечьих шкур, на ее выполнение шло
2-3 года. Стоили такие книги, естественно,
невероятно дорого. При монастырях
обычно организовывались библиотеки.
Кроме Библии переписывались книги
христианских богословов, жизнь святых,
уцелевшие античные произведения (без
такого переписывания к нам эти
произведения просто бы не дошли). Здесь
складываются хроники - описания событий
по годам. Школы течение раннего
средневековья открывались
Сам образ средневековья
часто ассоциируется с
Рыцарский кодекс нашел
отражение в рыцарской
Так же, большинство населения
средневековой Европы составляли крестьяне.
Как соотносились между собой
церковная, рыцарская культура и
культура народной массы? На этот вопрос
трудно ответить однозначно. Так, культуру
феодалов буквально пронизывает
презрение к «мужиков», в то же
время руками последних создаются
и украшаются феодальные замки, храмы
и монастыри. Еще из варварских времен
сохраняются и развиваются
Народная крестьянская культура послужила одним из важнейших источников прогресса средневековой культуры, начавшийся в XI в. и что выразилось в составлении городской культуры. В XI в. в Европе происходит быстрый рост городов. Их население состояло из самых решительных и найбунтивниших элементов общества: в города бежали крепостные - «воздух города делало свободным», меняли образ жизни некоторые феодалы, особенно обеднели. Новые виды занятий - торговля, ремесло - требовали активности, осмотрительности, порождали рационалистический подход к жизни. Горожане объединялись в коммуны, имевших органы самоуправления. Они и возглавляли борьбу за освобождение от феодала или монастыря, на землях которых стоял город. Эта борьба потребовала героических усилий и заняла немалый исторический срок, но увенчалась в результате успехом. Города стали опорой королевской власти в ходе образования централизованных национальных государств (за исключением Италии, где возобладал города-государства). [1]
Важным элементом
подъема культуры в XI-XIII вв. было расширение
образованности, выход ее за пределы
исключительно духовенства. Организация
городской жизни диктовала
Качественно новый этап в развитии системы образования - возникновение высших учебных заведений. В XII-XIII вв. возникают университеты (от латинского «универсум» - общность, совокупность). Во многом типична организация Парижской университета. Он получил королевскую грамоту в 1200 г. В его состав входили преподаватели, учащиеся, а также книготорговцы, посыльные, аптекари, даже шинкари. Преподаватели объединялись в особые организации - факультеты (от латинского «способность», способность излагать какой-нибудь предмет). В Парижской университете их было четыре: один «младший», на котором обучали чтению, письму и изучали «семь свободных искусств», и три «старших» - медицинский, юридический и богословский. Преподаватели выбирали раздел факультета - декан (от латинского - десятник). Ученики - студенты (от латинского «студере» - усердно заниматься) - слушали и записывали лекции, участвовали в диспутах. К XV в. в Европе было уже 60 университетов.
Оживлением интеллектуальной жизни в XI-XIII вв. оказалось в развертывании философских споров. Хотя господствующей был тезис «философия - служанка богословия», но надо учитывать, что для людей той эпохи она несла иное значение, чем для нас. Ведь только в Боге видели выше значения всего земного. По сравнению с многовековой практическим отсутствием философской мысли это был безусловный шаг вперед. Средневековая философия получила обобщенное обозначение - схоластика (от латинского «школа»). В схоластике складываются и борются несколько направлений. Одной из первых была дискуссия между номиналистами и реалистами. Номиналисты считали, что в действительности существуют лишь единичные вещи, доступные ощущения, а общие понятия - «универсалии» - только их обозначения. Реалисты отстаивали обратное.
Выдающимся представителем
официальной церковной
Помимо всего
О формировании определенного художественного стиля можно говорить примерно с X в. Тогда уже отчетливо проступала особенность средневекового искусства - ведущая роль в нем принадлежит архитектуре. Именно она отражает основные эстетические идеи, диктует вид живописи, скульптуры, является основой синтеза искусств. [6]
Стиль западноевропейского искусства Х - XII вв. получил название «романский». Он возник в монументальной каменной архитектуре, а в то время все каменные сооружения назывались римскими (Roma - Рим), в отличие от варварских - деревянных. На формирование нового стиля повлияли и уровень строительной техники того времени (значительный практический опыт был накоплен, но сложные инженерные приемы не использовались), и реалии политической жизни (ведущая роль церкви, укрепление земельных владений феодалов, непрерывные войны).
В XII-XV вв. рост городов, комплекс новых явлений духовной жизни, бытового уклада, технический прогресс привели в художественной сфере к возникновению нового стиля - готики. Готический стиль формируется, как и романский, в архитектуре. Термин «готика» ввели в эпоху Возрождения, выражая свое отношение к варварской, как тогда прочитали, архитектуры средних веков (готы - название одного из варварских племен).
Главная зрительная особенность готической архитектуры - устремленность здания вверх. Готические соборы оставляют ощущение легкости, легкости при своей головокружительной высоте. Как достигается подобный эффект? Основной технический прием готики - стрельчатые своды. В романских зданиях каменный свод крыши было полукруглым и опиралось на стены. Чтобы выдержать нагрузки, стены должны были быть массивными. В готическом проекте конструируется своего рода сложный каркас с опорой прямо на фундамент. Таким образом, стены лишаются несущего нагрузки, отсюда - возможность сделать их легкими, насытить самыми различными украшениями. В готических соборах множество окон со сложными рамами, огромные витражи, галереи, переходы, башни, скульптуры. По внешнему виду совершенно невозможно догадаться, какой внутреннее устройство здания. Каждый из фасадов непохожий на другие. Например, по фотографиям Собора Парижской Богоматери, сделанных с разных сторон, можно и не догадаться, что эта одна и та же здание.
Каждый из соборов посвящался какой-либо основной теме: Парижский - Богоматери, Шартрский - истории французского королевского рода. Украшения соборов - рельефы, скульптуры, фрески, витражи - подлинная энциклопедия средневекового мировоззрения и средневековой жизни. Например, Шартрский собор украшают 9 тысяч скульптур. Причудливо переплетаются здесь библейские сюжеты, античные образы, бытовые сцены, языческие мотивы, фантастические фигуры. Можно встретить своеобразные карикатуры в камне (один из рельефов собора в Парме изображает осла в одежды монаха, читающего проповедь волкам. Бывали самые неожиданные решения. На башнях собора в городе Лане стоят большие статуи быков - так горожане увековечили труд животных по перевозке камней на строительстве. Виктор Гюго писал: «Книга архитектуры не принадлежала более духовенству, религии, Рима, но - воображении, поэзии, народа ... В эту эпоху существует для мысли, выраженной в камне, привилегия, совсем подобный нашей свободе печати: это свобода архитектуры». [5]
В заключении, хочу сказать,
что эпоха средневековья очень
специфична и разнообразна. Она подарила
нам множество культурных открытий,
была богата литературой и искусством.
Взгляд на Средневековье как на эпоху
доминирования духовенства и
аристократии в немалой мере опирался
на то обстоятельство, что основной
массив письменных текстов, которые
служат источниками для медиевистов,
вышел из среды церковной и
отчасти светской элиты. Основная же
масса населения Европы, состоявшая
по большей части из людей неграмотных
- это существа "без архивов"
и "без истории". Они лишь эпизодически
и поверхностно упоминаются в
хрониках и других документах, и
историки Нового времени обращали на
них едва ли больше внимания, нежели
средневековые авторы. Во всяком случае,
их, как казалось вплоть до второй половины
XX столетия, вполне можно было игнорировать
при анализе средневековой