Специфика искусства в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Содержание работы

Введение 3
1. Оценка эпохи средневековья 6
2. Религия и церковь в средневековом обществе 8
3. Особенность культуры средневековья 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Специфика искусства в средние века.docx

— 44.61 Кб (Скачать файл)

При монастырях организовывались скриптории - специальные мастерские для переписки книг. Рукописные книги  изготавливались из пергамента - особым образом обработанной телячьей или  овечьей кожи. Для изготовления одной  Библии большого формата требовалось 300 овечьих шкур, на ее выполнение шло 2-3 года. Стоили такие книги, естественно, невероятно дорого. При монастырях обычно организовывались библиотеки. Кроме Библии переписывались книги  христианских богословов, жизнь святых, уцелевшие античные произведения (без  такого переписывания к нам эти  произведения просто бы не дошли). Здесь  складываются хроники - описания событий  по годам. Школы течение раннего  средневековья открывались только при церквях и монастырях. Постепенно складывается школьная программа. Она  не менялась потом веками. В нее  входили семь свободных искусств »: три вводные дисциплины -« тривиум »- грамматика, риторика (овладение красноречием, диалектика (овладение правильным красноречием, т.е. формальная логика); четыре дисциплины высшего цикла -« квадриум » - арифметика, геометрия, астрономия, музыка. [2]

3. Особенность  культуры средневековья

Сам образ средневековья  часто ассоциируется с колоритной фигурой рыцаря в латах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которого объединяли образ жизни, этические ценности, личностные идеалы. Рыцарская культура производится в феодальном среде. Само состояние феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса образовывали крупнейшие землевладельцы - носители громких титулов. Эти наиболее родовитые и благородные рыцари были во главе своих жен, время настоящих армий. Рыцари рангом ниже служили в этих дружинах со своими отрядами, которые появлялись по первому зову господина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все достояние которых находилось в военной выучке и оружия. Многие из них путешествовали, примыкая к отрядам тех или иных предводителей, становясь наемниками, а нередко и просто промышляли разбоем. Военное дело было прерогативой феодалов и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах «грубых мужиков». Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда «базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам». Бывали случаи, когда рыцари отказывались участвовать в сражениях вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Рыцарский кодекс нашел  отражение в рыцарской литературе. Ее вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшей на юге Франции (Лангедок). Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой рыцарь должен следовать правилам «куртуазии». «Куртуазия», кроме воинской доблести, требовала умение вести себя в обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особый ритуал ухаживания за дамой. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерна сословная терминология: присяга, служения, дарения, сеньор, вассал. По всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательны идеальная «рыцарское» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отражали быт и нравы своего времени. В то же время в них уже виден интерес к отдельной человеческой личности. Популярные сюжеты - о рыцарях «Круглого стола», о легендарного короля бриттов Артура, о рыцаря Ланселота, о Тристане и Изольде. Во многом благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

Так же, большинство населения  средневековой Европы составляли крестьяне. Как соотносились между собой  церковная, рыцарская культура и  культура народной массы? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Так, культуру феодалов буквально пронизывает  презрение к «мужиков», в то же время руками последних создаются  и украшаются феодальные замки, храмы  и монастыри. Еще из варварских времен сохраняются и развиваются народные устные эпические произведения - «Гимн  Нибелунгов», «Гимн о Роланде» - но записывают и обрабатывают их уже образованные люди. Среди крестьян, особенно с установлением крепостного права, постоянно живет ненависть к угнетателям - землевладельцев, и в то же время уважается фигура рыцаря - защитника христианства. В народной среде происходит формирование национальных языков позднее они вытесняют латынь с профессиональной литературы. Подобными контрастами богатые средние века.

Народная крестьянская культура послужила одним из важнейших  источников прогресса средневековой  культуры, начавшийся в XI в. и что выразилось в составлении городской культуры. В XI в. в Европе происходит быстрый рост городов. Их население состояло из самых решительных и найбунтивниших элементов общества: в города бежали крепостные - «воздух города делало свободным», меняли образ жизни некоторые феодалы, особенно обеднели. Новые виды занятий - торговля, ремесло - требовали активности, осмотрительности, порождали рационалистический подход к жизни. Горожане объединялись в коммуны, имевших органы самоуправления. Они и возглавляли борьбу за освобождение от феодала или монастыря, на землях которых стоял город. Эта борьба потребовала героических усилий и заняла немалый исторический срок, но увенчалась в результате успехом. Города стали опорой королевской власти в ходе образования централизованных национальных государств (за исключением Италии, где возобладал города-государства). [1]

Важным элементом  подъема культуры в XI-XIII вв. было расширение образованности, выход ее за пределы  исключительно духовенства. Организация  городской жизни диктовала потребность  в грамотных людях. Увеличивается  количество школ, появляются городские, епископальные, а также частные  школы. Постепенно возникает их специализация. Например, в Болонье были юридические  школы, в Солерно - медицинские, признанным центром философии считался Париж.

Качественно новый этап в развитии системы образования - возникновение высших учебных заведений. В XII-XIII вв. возникают университеты (от латинского «универсум» - общность, совокупность). Во многом типична организация Парижской университета. Он получил королевскую грамоту в 1200 г. В его состав входили преподаватели, учащиеся, а также книготорговцы, посыльные, аптекари, даже шинкари. Преподаватели объединялись в особые организации - факультеты (от латинского «способность», способность излагать какой-нибудь предмет). В Парижской университете их было четыре: один «младший», на котором обучали чтению, письму и изучали «семь свободных искусств», и три «старших» - медицинский, юридический и богословский. Преподаватели выбирали раздел факультета - декан (от латинского - десятник). Ученики - студенты (от латинского «студере» - усердно заниматься) - слушали и записывали лекции, участвовали в диспутах. К XV в. в Европе было уже 60 университетов.

Оживлением интеллектуальной жизни в XI-XIII вв. оказалось в развертывании  философских споров. Хотя господствующей был тезис «философия - служанка богословия», но надо учитывать, что  для людей той эпохи она  несла иное значение, чем для нас. Ведь только в Боге видели выше значения всего земного. По сравнению с  многовековой практическим отсутствием  философской мысли это был  безусловный шаг вперед. Средневековая  философия получила обобщенное обозначение - схоластика (от латинского «школа»). В  схоластике складываются и борются  несколько направлений. Одной из первых была дискуссия между номиналистами  и реалистами. Номиналисты считали, что в действительности существуют лишь единичные вещи, доступные ощущения, а общие понятия - «универсалии» - только их обозначения. Реалисты отстаивали обратное.

Выдающимся представителем официальной церковной схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Он существенно  развил католическое богословие, выработал  общие принципы его отношение  к природе и общества, что фактически сохранились до сегодняшнего дня. Он, в частности, активно использовал  наследие Аристотеля. Учение Фомы Аквинского охватило буквально все стороны  жизни. Высказывал он и экономические  идеи, например о «разумной цене», которая должна соответствовать  количеству затраченного труда. Все  чаще звучали «свободные мысли», чтобы  их отстаивать было нужно большое  личное мужество. Тези Августина, которая царила веками, «верую, чтобы понимать» Пьер Абеляр (1079-1142) противопоставил тезис «понимаю, чтобы верить», утверждая приоритет разума. Его учение было объявлено ересью. Профессор Оксфордского университета, францисканский монах Роджер Бэкон (1214-1494) отстаивал важность опыта в получении знаний: «умение производить опыты стоит выше всех знания и искусства». За вольнодумство он был подвергнут церковному суду и провел в заключении 14 лет.

Помимо всего вышеперечисленного, особенностью культуры средневековья  является и искусство раннего  средневековья. Оно несет отпечаток  переходности, в нем смешаны языческие  и христианские мотивы. С потерей  античных достижений основным стало  декоративно-прикладное искусство.

О формировании определенного  художественного стиля можно  говорить примерно с X в. Тогда уже  отчетливо проступала особенность  средневекового искусства - ведущая  роль в нем принадлежит архитектуре. Именно она отражает основные эстетические идеи, диктует вид живописи, скульптуры, является основой синтеза искусств. [6]

Стиль западноевропейского  искусства Х - XII вв. получил название «романский». Он возник в монументальной каменной архитектуре, а в то время  все каменные сооружения назывались римскими (Roma - Рим), в отличие от варварских - деревянных. На формирование нового стиля повлияли и уровень строительной техники того времени (значительный практический опыт был накоплен, но сложные инженерные приемы не использовались), и реалии политической жизни (ведущая роль церкви, укрепление земельных владений феодалов, непрерывные войны).

В XII-XV вв. рост городов, комплекс новых явлений духовной жизни, бытового уклада, технический прогресс привели  в художественной сфере к возникновению  нового стиля - готики. Готический стиль  формируется, как и романский, в  архитектуре. Термин «готика» ввели  в эпоху Возрождения, выражая  свое отношение к варварской, как тогда прочитали, архитектуры средних веков (готы - название одного из варварских племен).

Главная зрительная особенность  готической архитектуры - устремленность здания вверх. Готические соборы оставляют  ощущение легкости, легкости при своей  головокружительной высоте. Как достигается  подобный эффект? Основной технический  прием готики - стрельчатые своды. В романских зданиях каменный свод крыши было полукруглым и  опиралось на стены. Чтобы выдержать  нагрузки, стены должны были быть массивными. В готическом проекте конструируется своего рода сложный каркас с опорой прямо на фундамент. Таким образом, стены лишаются несущего нагрузки, отсюда - возможность сделать их легкими, насытить самыми различными украшениями. В готических соборах множество окон со сложными рамами, огромные витражи, галереи, переходы, башни, скульптуры. По внешнему виду совершенно невозможно догадаться, какой внутреннее устройство здания. Каждый из фасадов непохожий на другие. Например, по фотографиям Собора Парижской Богоматери, сделанных с разных сторон, можно и не догадаться, что эта одна и та же здание.

Каждый из соборов  посвящался какой-либо основной теме: Парижский - Богоматери, Шартрский - истории французского королевского рода. Украшения соборов - рельефы, скульптуры, фрески, витражи - подлинная энциклопедия средневекового мировоззрения и средневековой жизни. Например, Шартрский собор украшают 9 тысяч скульптур. Причудливо переплетаются здесь библейские сюжеты, античные образы, бытовые сцены, языческие мотивы, фантастические фигуры. Можно встретить своеобразные карикатуры в камне (один из рельефов собора в Парме изображает осла в одежды монаха, читающего проповедь волкам. Бывали самые неожиданные решения. На башнях собора в городе Лане стоят большие статуи быков - так горожане увековечили труд животных по перевозке камней на строительстве. Виктор Гюго писал: «Книга архитектуры не принадлежала более духовенству, религии, Рима, но - воображении, поэзии, народа ... В эту эпоху существует для мысли, выраженной в камне, привилегия, совсем подобный нашей свободе печати: это свобода архитектуры». [5]

 

Заключение

В заключении, хочу сказать, что эпоха средневековья очень  специфична и разнообразна. Она подарила нам множество культурных открытий, была богата литературой и искусством. Взгляд на Средневековье как на эпоху  доминирования духовенства и  аристократии в немалой мере опирался на то обстоятельство, что основной массив письменных текстов, которые  служат источниками для медиевистов, вышел из среды церковной и  отчасти светской элиты. Основная же масса населения Европы, состоявшая по большей части из людей неграмотных - это существа "без архивов" и "без истории". Они лишь эпизодически и поверхностно упоминаются в  хрониках и других документах, и  историки Нового времени обращали на них едва ли больше внимания, нежели средневековые авторы. Во всяком случае, их, как казалось вплоть до второй половины XX столетия, вполне можно было игнорировать при анализе средневековой культуры. Последняя опиралась на религиозное  сознание и была всецело им пронизана. Носителями религиозной культуры были прежде всего выдающиеся церковные мыслители, теологи, монахи и мистики. Именно в их творениях запечатлено миросозерцание Средневековья - эпохи веры и безраздельного господства религиозного авторитета. Согласно этой точке зрения, богослов или философ того времени был способен с наибольшими глубиной и полнотой выразить содержание умонастроений верующих. Разногласия и споры в среде средневековых мыслителей отражали, собственно, разные грани все того же господствующего миросозерцания. Лица, позволявшие себе высказывания противоположного толка и тем самым отходившие от ортодоксии, объявлялись еретиками и подвергались жесточайшим преследованиям.

 

Список  использованной литературы

  1. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб. 1995.
  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Л., 1972.
  3. Гуревич А.Я. Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
  4. Петрушевский Д.М., Очерки из истории английского государства и общества в Средние века, Москва, 1937
  5. Седова М.В. Культура и искусство средневекового города. М. 1984
  6. Тяжелов В.Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.

 


Информация о работе Специфика искусства в средние века