Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 10:47, реферат
Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления разногласий. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых разногласий бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.
Введение.................................................................................................................................3
Глава 1. Конфликт : основные понятия...............................................................................4
Причины разногласия............................................................................................................5
Признаки конфликтов...........................................................................................................6
Фазы конфликтов..................................................................................................................7
Глава 2. Классификация конфликтов...................................................................................8
Глава 3. Разрешение разногласий.......................................................................................10
Заключение.............................................................................................................................12
Список используемой литературы.......................................................................................13
Глава 3. Разрешение конфликтных разногласий
В конфликтной ситуации можно
находиться очень долго, свыкнуться
с ней как с неизбежным злом.
Но нельзя забывать о том, что рано
или поздно произойдет некое стечение
обстоятельств, инцидент, который обязательно
приведет к открытому противостоянию
сторон, к демонстрации взаимоисключающих
позиций.
Конфликтная ситуация
- это необходимое условие возникновения
конфликта. Для перерастания такой ситуации
в конфликт, в динамику, необходимо внешнее
воздействие, толчок или инцидент.
Бывает
так, что в одних случаях разрешение конфликтов
проходит весьма корректно и профессионально
грамотно, а в других, что бывает чаще,
- непрофессионально, безграмотно с плохими
исходами чаще для всех участников конфликта,
где нет победителей, а есть только побежденные.
Способов устранения причин, приведших
к разногласию. Работа состоит из
нескольких этапов.
На первом этапе проблема описывается
в общих чертах. Если, например, речь идет
о несогласованности в работе, о том, что
кто-то не “тянет лямку” вместе со всеми,
то проблему можно отобразить как “распределение
нагрузки”. Если разногласия возникли
из-за отсутствия доверия между личностью и
группой, то проблему можно выразить как
“общение”. На данном этапе важно определить
саму природу конфликта, и пока не важно,
что это не полностью отражает суть проблемы.
Об этом - позже. Не следует определять
проблему в форме двоякого выбора противоположностей
“да или нет”, целесообразно оставить
возможность нахождения новых и оригинальных
решений.
На втором этапе выявляются главные
участники разногласия. В список можно
ввести отдельные лица или целые команды,
отделы, группы, организации. В той мере,
в которой вовлеченные в конфликт люди
имеют общие потребности по отношению
к данному конфликту, их можно объединить
вместе. Допускается также смерть групповых
и личных категорий.
Например, если составляется карта
разногласия между двумя сотрудниками
в организации, то в карту можно включить
этих работников, а оставшихся специалистов объединить
в одну группу, либо выделить отдельно
еще и начальника данного подразделения.
Третий этап предполагает
перечисление основных потребностей и
опасений, связанных с этой потребностью,
всех основных участников разногласия.
Необходимо выяснить мотивы поведения,
стоящие за позициями участников в данном
вопросе. Поступки людей и их установки
определяются их желаниями, потребностями,
мотивами, которые необходимо установить.
Имеется пять стилей разрешения разногласий:
1) уклонение - уход от конфликта;
2) сглаживание - такое поведение, как будто
нет необходимости раздражаться;
3) принуждение - применение законной власти
или давление с целью навязать
свою точку зрения;
4) компромисс - уступка до некоторой
степени другой точке зрения;
5) решение проблемы - стиль, предпочитаемый
в ситуациях, которые требуют разнообразие
мнений и данных, характеризуется открытым
признанием разницы во взглядах и столкновение
этих взглядов для того, чтобы найти решение
приемлемое для обеих сторон.
Некоторые предложения по разрешению
разногласия:
1. Определите проблему в категориях целей,
а не решений.
2. После того, как проблема определена,
определите решения, которые приемлемы
для обеих сторон.
3. Сосредоточьте внимание на проблеме,
а не на личных качествах другой стороны.
4. Создайте атмосферу доверия, увеличив
взаимное влияние и обмен информацией.
5. Во время общения создайте положительное
отношение друг к другу, проявляя симпатию
и выслушивая мнение другой стороны, а
также сводя к минимуму проявление гнева
и угроз.
Выбор способа преодоления препятствий
будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной
устойчивости личности, располагаемых
средств защиты своих интересов, объема
располагаемой власти и многих других
факторов.
Психологическая защита личности
происходит бессознательно как система
стабилизации личности для предохранения
сферы сознания индивида от отрицательных
психологических воздействий. В результате
конфликта данная система срабатывает
непроизвольно, помимо воли и желания
человека. Необходимость в такой защите
возникает при появлении мыслей и чувств,
представляющих угрозу самоуважению,
сформировавшемуся “я - образу” индивида,
системе ценностных ориентаций, снижающих
самооценку индивида.
В некоторых случаях
восприятие ситуации индивидом может
быть далеким от реального положения дел,
но реакция человека на ситуацию будет
формироваться исходя из его восприятия,
из того, что ему кажется, и это обстоятельство
существенно затрудняет решение конфликта.
Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточн
Заключение
Чтобы эффективно
управлять разногласием, необходимо с
максимальной точностью составить его
диагноз. Затем выяснить, кто вовлечен,
определить потребности и опасения каждого
из участников этой ситуации, связанной
с данной проблемой. Идеальным является
восприятие разногласие такое, какое оно
есть на самом деле.
Недооценка
разногласия может привести к тому, что
его анализ будет проведен поверхностно и
высказанные на основе такого анализа
предложения окажутся малопригодными.
Недооценка разногласия может иметь объективные
и субъективные причины. Объективные
- зависят от состояния информационных
и коммуникационных систем, а субъективные
- от неспособности или нежелания отдельного
человека соответствующим образом оценить
возникшую ситуацию.
Вредна не только недооценка,
но и переоценка существующего противостояния.
В этом случае предпринимаются усилия
гораздо большие, чем это действительно
необходимо. Переоценка конкретного
разногласия или перестраховка в отношении
возможности данного инцидента может
привести к обнаружению разногласия там,
где его в действительности нет.
Предупреждать
разногласия можно, изменяя свое отношение
к проблемной ситуации и поведение в ней,
а также воздействуя на психику и поведение
оппонента.
Для предотвращения межличностных
разногласий необходимо оценивать,
в первую очередь то, что удалось сделать,
а затем - то, что не удалось. Оценивающий
должен сам хорошо знать деятельность;
оценку давать по существу дела, а не по
форме; оценивающий должен отвечать за
объективность оценки; выявлять и сообщать
оцениваемым работникам причины недостатков;
четко формулировать новые цели и задачи;
воодушевлять сотрудников на новую работу.
Соблюдение
этих рекомендаций поможет конфликтующим
сторонам предотвратить разногласия,
а если они произошли, то конструктивно
их разрешить и найти оптимальный выход
из него.
Список используемой литературы
1. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оцен
2. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Российская
конфликтология: аналитический обзор
607 диссертаций - XX век. М.: ЮНИТИ,
2006.
3. Бабосов Е.М. Конфликтология. Мн.: Тетра-Системс,
2005.
4. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология
личности в конфликте: Учебное пособие.
2-е изд. Спб.: Питер, 2006.
5. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология.
М.: Инфра-М, 2007.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта.
СПб.: Питер, 2008.
7. Дмитриев А.В. Социальный конфликт:
общее и особенное. М.: Гардарики, 2009.
8. Егидес А.П. Лабиринты общения,
или Как ладить с людьми. АСТ-ПРЕСС, 2005,
2006, 2007.
9. Егидес А.П. Учебник семейных отношений,
или Брак без брака. АСТ-ПРЕСС, 2006,
2008.
10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.
2-е изд. СПб.: Питер, 2005.
11. Зайцев А. Социальный конфликт. М.: 2006.
12. Конфликтология. Учебник. 2-е изд. / Под
ред. А.С.Кармина. СПб.: Лань, 2007.