Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 11:02, контрольная работа
Цель нашей работы заключается в анализе эстетических качеств речи. Анализ работ показывает, что до настоящего времени создано солидное количество трудов, в которых проанализировано культура речи, эстетические качества человеческой речи. Например, выполнены диссертационные исследования по проблемам формирования культуры речи специалиста телевидения или по формированию культуры математической речи учащихся и т.д. Имеются монографии, учебники, посвященные логике речи, деловой риторике, основам культуры речи Специалистами создано множество словарей, разъясняющие те или иные стороны, например, русского языка.
Введение...................................................................................................................2
1. Стилевая манера и выразительность речи........................................................5
2. Основные качества речи.....................................................................................9
Заключение.............................................................................................................17
Список используемой литературы.......................................................................18
В лексике ограниченного употребления имеются также жаргонизмы, слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. Они отличаются от нормы общеразговорного языка специфической, необычной лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием
11
словообразовательных средств. Переходя из одного жаргона в другой, слова их «общего фонда» могут менять форму и значение: «темнить» в арго -- «скрывать добычу», потом -- «хитрить (на допросе)», в современном молодёжном жаргоне это означает «говорить неясно, увиливать от ответа».
Лексика жаргона строится на базе литературного языка путём переосмысления, переоформления и т. д., а также активного усвоения иноязычных слов и морфем. Например: крутой - «модный», «деловой»; хата - «квартира»; баксы - «доллары»; тачка - «автомобиль»; рвануть - «пойти»; баскет - «баскетбол»; чувак - «парень» (из цыганского языка). В современном языке жаргон получил широкое распространение, особенно в языке молодёжи.
В настоящее время особым рядом в речи выделяется молодёжный сленг- выражения, слова людей в возрасте от 12 до 22 лет [9, с. 98]. Таким образом они стараются противопоставить себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Ниже приводим несколько примеров: уши -- наушники; комп -- компьютер; ноут - нотбук; препод - преподаватель; предки или родаки - родители; алкаш - алкоголик; в натуре или по чесноку - честно, реально; винда- OS - Windows; училка-учитель; телек - телевизор; телка - девушка; с днюхой - с днем рождения; инет - интернет; ржака - смешно; бабки - деньги; пофигист - человек равнодушный ко всему окружающему; хавчик - еда и т.д.
Термины -- это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. п. Роль терминов особенно в науке велика. В целом ряде случаев переход от предположений и догадок к точному знанию совершается при помощи утверждения соответствующего термина. Поэтому ученые уделяли и уделяют особое внимание созданию и развитию научной терминологии.
12
В процессе общения людям часто приходится разъяснять, как следует
понять то, что обсуждается, уточнять, какой смысл имеет то или иное слово,
выражение. Речевая практика выработала несколько способов объяснения слов. Их используют лексикографы, составляя словари; преподаватели, обучая школьников, студентов; политики, дипломаты, юристы толкуя смысл документов, законов. Приемами объяснения слов должен владеть каждый, если он ответственно относится к своим выступлениям, к своей речи, заинтересован в повышении ее культуры.
Распространенным в речи, в языке является подбор синонимов, означающий способ объяснения с помощью слов, различных по звучанию, но имеющих общее значение. Например: конфронтация - противопоставление, противоборство социальных систем и столкновение, агрессивный - захватнический; альянс - союз, соединение и т.д. Это позволяет через слово, знакомое слушателям, раскрыть значение научного термина, сделать его более понятным.
Этимология помогает объяснить слова. Так называют науку, занимающуюся объяснением происхождения слов. Таким образом, этимология учит понимать истинный смысл слова, уточняет его. Возьмем для примера слово джинсы. Когда оно возникло? Когда это слово пришло в русский язык? История слова такова: в XVI в. в Европе появился особый вид генуэзской хлопчатой саржи диагонального переплетения. Название материала jean образовалось от топонима Генуя (Genua по-латински). Из этой ткани в Сан-Франциско в 1850 г. стали шить брюки особого покроя, которые назвали jeans -- «штаны». В XX в. такого покроя брюки попали в Россию, а их название в русском языке несколько изменилось, приобретя русское окончание множественного числа -ы - джинсы (по типу штаны, брюки).
13
Чистота речи означает отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь такие слова, как: «так сказать», «значит», «вот», «собственно говоря», «видите ли», «понятно», «да», «так», «понимаете» и другие. На самом деле это производит не очень неприятное впечатление. Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, такие лишние слова психологически действуют на слушателей, в результате, например, студенты начинают подсчитывать количество таких слов, употребляемых преподавателем-лектором. Основной причиной появления в речи слов-сорняков являются волнение во время беседы, выступления, лекции, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, безусловно, бедность словарного запаса говорящего.
Эстетические качества речи подчеркивают также её структура, свойства и особенности. В совокупности они могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Такие особенности речевой структуры называются выразительными. Например, выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора. Выразительность может быть произносительной, акцентирующей, лексической и словообразовательной.
В формировании выразительности речи важную роль играют самостоятельность мышления, деятельность сознания автора речи. Если думать, например, только о шпаргалке и чувствовать по шаблону и стандарту, то такое шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют в формировании речи человека выразительности. Второе условие
14
- это неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет. Третье условие - хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Четвертое условие -- хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей, так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Пятое условие -- систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь.
Выразительные средства языка иногда сводят, как отметили выше, к выразительно-изобразительным средствам, эпитетам, метафорам и т.д.
Из совокупности эстетических качеств речи выделяют богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего. Это во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря.
Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях.
Каким может быть словарный запас человека? Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7--9 тыс. разных слов, но подсчетам других, он достигает 11--13 тыс. слов. Если взять словарный состав гениального поэта А.С. Пушкина, в своих произведениях и письмах он употреблял более 21 тыс. слов, причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Данный факт свидетельствует об исключительном богатстве словаря великого поэта. У некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Как классический пример можно привести
15
Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами (И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев).
Таким образом, современный человек должен иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно.
16
Заключение.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам. Человек - существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь, а мысль без речевой структуры бесплотна; главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего; а для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация становится неотъемлемой частью его внутреннего мира.
Красота речи - понятие многоплановое; это совокупность особенностей речи, где особую роль играют её эстетические качества: стилевая манера, выражающиеся в различных интонационных контурах; это и выразительность речи, которая состоит из разнообразных изобразительно-выразительных средств: метафор, эпитетов, гиперболы, сравнений, антитез, градаций, повторов и т.д.; они придают речи эффективность, яркость, красоту. Содержательность, точность, понятность, чистота и некоторые другие качества речи способствуют поддержанию её богатства, чистоты, лаконичности, избежанию обыденности. Специальные языковые и речевые средствами, к которым относятся тропы, риторические фигуры и другие средства поддерживают выразительность речи.
В целом, богатая эстетическими качествами речь будет только положительно воздействовать не только на разум, но и на чувства, на воображение слушателей; образность и эмоциональность речи усиливают ее
эффективность, способствуют ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие. Поэтому родители, школа и другие социальные институты являются живым примером в формировании эстетических качеств речи подрастающего поколения.
17
Список используемой литературы.
1. Бельчиков, Ю.А., Панюшева, М.С. Словарь паронимов русского языка. - М., 1994.
2. Большой орфографический словарь русского языка / Ред. С.Г. Бархударов и др. - М., 1999.
3. Васильева, А. Н. Основы культуры речи. - М., 2001.
4. Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону:
Издательский центр «МарТ», 2003.
5. Водина, Н.С., Иванова, А.Ю., Клюев В.С. и др. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник- практикум. - М., 1997.
6. Голованова, М.В., Шарапова, О.Ю. Литературное чтение. - М.: Дрофа, 2005.
7. Зарецкая, Е. Н. Логика речи для менеджера. - М., 2004.
8. Ивин, А.А. Риторика: искусство убеждать. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
9. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация. - М., 2002.
10. Культура делового общения: Учебное пособие для студентов. / Под ред. Н.Г. Грудцыной. - М.: МГПУ, 2002.
11. Культура парламентской речи. - М., 1994.
12. Лаптева, О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - М., 2000.
13. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. / Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
14. Плотникова, Г.П. Формирование
культуры речи специалиста
18
159 с. http://www.dissercat.com/
15. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2008.
16. Тематический словарь русского языка / Ред. В.В. Морковкин. - М., 2000.
17. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. -СПб., 1998.
18. О государственном языке Российской Федерации: Федеральн. Закон РФ от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ // Российская газета. - 2005. - 7 июня.
19. Шармин, Д.В. Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа: Дис. на … канд. пед. наук. - Омск, 2005. - 209 с.
19