Стили общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:06, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть основные виды стилей общения и дать им характеристику.

Файлы: 1 файл

понятие и стили общения.rtf

— 171.69 Кб (Скачать файл)

Формальную сторону составляют следующие характеристики:

интонации голоса руководителя (неприветливая - в авторитарном, товарищеская - в демократическом, конвенциальная - в попустительском стиле), 

распоряжения руководителя (деловые, краткие - в авторитарном, с дискуссиями - в демократическом, непоследовательные - в попустительском стиле),

запреты руководителя (без снисхождения, с угрозой - в авторитарном, с дискуссиями - в демократическом, без запретов - в попустительском стиле),

похвала и порицания руководителя (субъективные - в авторитарном, с советами - в демократическом, без похвалы и порицаний - в попустительском стиле),

позиция, занимаемая руководителем (над группой - в авторитарном,  внутри группы - в демократическом, в стороне от группы - в попустительском стиле).

Содержательную сторону составляют:

характер планирования дел в группе (заранее - авторитарном, совместно в группе - в демократическом, не планируются - в попустительском стиле),

характер целей (непосредственные, близкие - в авторитарном, близкие и дальние - в демократическом, отсутствие целей - в попустительском стиле).

ответственность за реализацию дел в группе несут: руководитель - в авторитарном, все члены группы - в демократическом, никто - в попустительском стиле.

Эти критерии стилей руководства используются в современной психологии управления. Весьма значимой для решения проблемы психокоррекции стиля общения представляется характеристика позиции, занимаемой руководителем (над группой - в авторитарном, внутри группы - в демократическом, в стороне от группы - в попустительском стиле). Именно этот критерий стоит во главе угла любого общения и определяет его характер.

Исследование К. Левина и его сотрудников положило начало углубленному психологическому изучению проблемы стиля общения, которое получило широкое распространение во всем мире и продолжается вот уже несколько десятков лет.

В заключении стоит отметить, что рассмотренные выше стили взаимодействия являются крайне обобщенными и существуют только в теории. Практическая деятельность не позволяет в полной мере реализовать один из этих подходов, а изолированное использование данных стилей не всегда приводит к положительным результатам. Например, авторитарный стиль иногда оказывается достаточно эффективным, особенно при взаимодействии с людьми относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае диалог и сотрудничество позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию взаимодействия людей.

 

 

 

 

 

 

Стиль общения и характер.

 

Понятие стиля общения близко по своей сути понятию характера. Ученые постоянно проявляли интерес к этому явлению, пытаясь создать классификацию или типологию характеров. Общая характерология представляет собой учение о признаках как физического, так и душевного рода. В.В. Латыновым [4], было проведено исследование личностных особенностей. Для каждого испытуемого подсчитали значения по двум основным факторам:

доминирование - подчинение,

дружелюбие - враждебность.

таким образом, были получены следующие группы:

Доминантные - дружелюбные,

Доминантные - недружелюбные,

Уступчивые - недружелюбные,

Уступчивые - дружелюбные

Группа со средними значениями.

Данные пяти групп послужили основой для выделения пяти стилей речевого поведения, они получили следующие названия:

Опекающий - стремится к сотрудничеству, независим и самостоятелен в ситуациях общения. Ведёт разговор на равных, общение носит личностный характер. Проявляет активную доброжелательность и желание поддержать собеседника.

Властный - стремится к соперничеству, доминированию в общении: его речевая активность вызывает негативную оценку собеседника, что связано с большей её длительностью и использованием речевых актов, направленных на снижение престижа собеседника. Недружелюбен, общается не на равных, не поддерживает собеседника.

Отчуждённый - в ситуациях речевого взаимодействия его носитель держит дистанцию, отгорожен, уступчив, покорен, насторожен и несколько пассивен.

Послушный - скромен, предупредителен в речевом общении. Доброжелателен, общается на равных, поддерживает собеседника, отмечается неконвенциональность, личностность речевого поведения.

Сбалансированный - такие характеристики речевой активности, как доминирование в разговоре, личностность, стремление общаться на равных, активная доброжелательность, хотя и присутствуют, но выражены не очень сильно.

Стиль речевого поведения характеризуется известной пластичностью, не являясь жёсткой системой. В зависимости от ситуации взаимодействия носитель стиля довольно существенно модифицирует своё речевое поведение, сохраняя, однако, в известных пределах, присущую стилю специфичность. Сознательное формирование своего стиля общения возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стиль как константная характеристика общения

 

Стили  общения необходимо рассматривать как самостоятельный феномен, имеющий свою специфику, а также разграничить стили ролевого (профессионального) общения и межличностного общения, поскольку цели, форма и содержание этих двух видов общения различны.  В общении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль:

Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развёртывается то или иное общение.

Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Содержание общения - сила переменная, поскольку оно определяется конкретной деятельностью, объёмом выполняемых заданий и многими другим приходящими условиями.

Константой выступает стиль общения, т.е. способ, с помощью которого человек строит свои отношения с другими, в той или иной деятельности. У каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную, но в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в общение.

В зарубежной психологии проблема стиля общения берет начало в трудах К. Левина в 30-е г. 20 в., которым было предложено понятие «стиля лидерства». Зарубежная философия индивидуализма, вероятно, обусловила постановку акцента в этой проблеме на детерминации стиля общения личностными факторами. Так, например, одной из причин непродуктивности стиля взаимодействия в зарубежной психологии провозглашается чувство неполноценности у человека, отсутствие у него самоуважения, любви к самому себе, чувства собственного достоинства. Кроме того, в зарубежной психологии изучаются последствия либерально-попустительского и авторитарного стилей руководства, что имеет несомненный интерес для отечественной психологии.

В отечественной же психологии систематическое, целенаправленное изучение стиля началось позже, в 50-60-х г., в рамках материалистического подхода, на основе психологической теории деятельности. Не случайно, первой стилевой характеристикой, взятой в качестве предмета исследования в нашей стране в 60-е г. было понятие индивидуального стиля деятельности. Исследование индивидуального стиля деятельности составило целое научное направление, основателем и теоретиком  которого  стал  В.С.Мерлин. Размышляя над природой этого личностного образования, он  пришел к открытию очень важных моментов, имеющих отношение ко всем стилевым характеристикам. В последних работах В.С. Мерлина выделяется стиль общения как отдельный феномен, хотя он и оказывается частным случаем индивидуального стиля деятельности и наследует от него все его составляющие»

В дальнейшем развитии представлений о стиле некоторые авторы усматривают тенденцию обобщенности: от типологически обусловленного индивидуального стиля деятельности (В.С. Мерлин) до индивидуального стиля жизни в целом. Индивидуальный стиль общения многим исследователям представляется как системное исследование (многоуровневое и многокомпонентное), которому присущ компенсаторный механизм и который детерминирован свойствами индивидуальности.

Анализ шагов к исследованию индивидуального стиля общения можно разделить на два направления:

деятельностный - для него характерно рассмотрение стиля общения как элемента, подсистемы, частного случая стиля деятельности. Характерным является также то, что заметен акцент на изучении инструментальной (операционно-технической) его стороны.

интерактивный - в нём рассматриваются «стили межличностного взаимодействия» или «стили межличностных отношений» с партнером. Индивидуальный стиль общения, согласно данному подходу рассматривается как результат взаимодействия, взаимовлияния, взаимоотношений участников общения.

Таким образом, индивидуальный стиль общения является той внутренней особенностью человека, которая обусловлена определенным набором его индивидуальных свойств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующую классификацию, принадлежащую К.Томасу, можно представить немного подробнее. Он выделил пять характерных стилей, используемых в общении людьми.

1. Соперничество

Проявляется в активном и упорном противостоянии своим противникам, несмотря на их попытки достичь компромисса или пойти на примирение. Предполагает наличие у человека, демонстрирующего этот стиль, следующего: настаивание на своей позиции, точке зрения без чёткого ее обозначения; несдержанность, раздражительность, когда партнёр пытается противопоставить своё мнение, позицию, мнению или позиции данного субъекта; слабая изменчивость целей, даже при высокой динамичности и изменчивости ситуации взаимодействия; общий консерватизм интересов; нетерпимость к чужому мнению и чужой воле; оценка своих партнёров по общению как лиц, имеющих предубеждения против него; отстаивание своих интересов или интересов третьих лиц, правдоискательство; стремление переубедить, навязать своё мнение, решение, точку зрения;

Люди, придерживающиеся этого стиля, полагают, что есть «их точка зрения» и неправильная. Для них не имеет значения количество их сторонников и противников: даже оставшись в одиночестве, они отстаивают свои позиции.

Эта тактика чревата непримиримой враждой, особенно если её придерживаются обе стороны. Часто её выбирают подростки.

2. Сотрудничество

Это стиль представляет собой стремление таким образом общаться с партнером, чтобы при возникновении разногласий наиболее продуктивно их разрешить. Таким образом, не только устраняется причина недовольства, напряжённости, но и достигается большое взаимопонимание, доверие, уважение.

Отличительные признаки сотрудничества: уважительное отношение к партнёру, готовность выслушать и понять их чувства и желания; оценка своей позиции в качестве важной, но не единственно возможной; стремление регулировать своё поведение в сторону большей корректности; забота о сохранении отношений, несмотря на имеющиеся разногласия; готовность принести извинения; стремление действовать разумно и осознанно; поэтапность, последовательность в достижении целей. Из всех стилей сотрудничество наиболее универсально. Оно подходит как для одноуровневого (горизонтального) общения, так и в вертикальных структурах (между руководителями и подчинёнными, учащимися и педагогами), однако её использованию может противостоять ряд личностных качеств и установок (высокомерие и самомнение, подозрительность, установка на лидерство). Личностная зрелость, уважительное отношение к людям, ответственность способствуют применению этого стиля на практике.

3. Компромисс

Этот стиль заключается в стремлении преодолеть противоречие за счёт частичных уступок одной стороны в ответ на взаимные уступки другой.

Поведение людей, прибегающих к его помощи, характеризуется такими особенностями: готовностью много раз менять решение, если другая сторона не соглашается с ним; заботой о том, чтобы уступки каждой стороны были равноценны; применением убеждения ради нахождения точек общего решения, выработки единой позиции; готовностью выслушать претензии противоположной стороны; заботой о сохранности взаимоотношений с партнёром.

Компромисс не снимает напряжённости до конца, т. к. исходное противоречие сохраняется, но создаётся возможность для урегулирования отношений в дальнейшем. Особенно эффективен при разрешении сложных социальных противоречий. Значительно реже используется в межличностной сфере и практически никогда детьми.

4. Приспособление

Приспособление предполагает, что один из партнеров по общению целиком оказывается зависим от другого. Ради сохранения уже сложившихся отношений человек готов жертвовать своими интересами, замалчивать существующие проблемы, постоянно идти на уступки. Доминирование стиля приспособления приводит к тому, что человек позволяет другим «ездить на себе». Поведение с использованием этого стиля может характеризоваться: низкой динамичностью; отсутствием внешнего противоборства, попыток защитить свои интересы; установкой на безоговорочное признание вины; страх потерять расположение, любовь, дружбу; социальная или экономическая зависимость; использование приёмов шантажа со стороны одного партнёра и боязнь быть разоблачённым со стороны другого.

Информация о работе Стили общения