Судебная этика: возникновение и становление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа законодательства Российской Федерации дать правовой анализ, понятие, содержание и значение этики судебного оратора, в частности адвоката, на современном этапе.
В связи с этим задачи нашего исследования сводятся к следующему:
Рассмотреть возникновение и становление судебной этики;
Раскрыть понятие, предмет и принципы судебной этики

Файлы: 1 файл

этика юр.docx

— 57.10 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение Высшего профессионального образования 
Уральская государственная юридическая академия Институт государственного и международного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Судебная этика: возникновение  и становление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Аленичева В.Я. 433 группа ИГиМП

Проверила: Гулина Н.А.

 

Екатеринбург 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начало основательной разработке судебной этике и ее преподавания в России было положено осенью 1901 года, когда известный юрист А.Ф. Кони начал читать курс уголовного судопроизводства в Александровском лицее. В 1902 году в «Журнале министерства юстиции» была опубликована его вступительная  лекция «Нравственные начала в уголовном  процессе» с подзаголовком «Общие черты судебной этики». Но уже в 1905 году Кони сообщал, что чтение курса  не состоялось вследствие противодействия  министра юстиции Муравьева и  запрета министра внутренних дел  и шефа жандармов Плеве. А.Ф. Кони по праву может быть назван отцом  судебной этики в России. Он продолжал  развивать и пропагандировать свои гуманные идеи в течение всей жизни.

В советский период юридическая  этика длительное время не разрабатывалась, так как идейное «обоснование»  ненужности и несостоятельности  исследования нравственных особенностей юридической профессии состояло в том, что «этика в советском  обществе едина, это социалистическая этика». Сегодня необходимость основательного исследования проблем профессиональной юридической этики вряд ли может  быть оспорена.

Наряду с мнением, что юридическая  этика представляет собой применение общих понятий о нравственности в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она охватывает специфические нравственные нормы  профессиональной деятельности и внеслужебного  поведения юристов.

В литературе, посвященной проблемам  этики работников юридической профессии, нет единства терминологии. Можно  встретить следующие термины: этика  представителей права, профессиональная этика юриста, юридическая этика, правовая этика, судебная этика. Ряд авторов пишут о следственной этике, экспертной этике, адвокатской этике.

Судебная этика - совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая  специфику проявления требований морали в этой области.

Важнейшим правовым институтом любого государства является адвокатура. От того, насколько она сильна, организованна, законодательно защищена, в значительной степени зависит эффективность  защиты основополагающих прав граждан  и их объединений.

В России функционирование института  адвокатуры вытекает из ст. 48 Конституции  РФ, гарантирующей каждому право  на получение не просто правовых услуг, а квалифицированной юридической  помощи.

Участие адвоката в судебном разбирательстве  является важной формой, действенным  способом обеспечения обвиняемому  права на защиту согласно Конституции  РФ и уголовно- процессуальному законодательству.

В уголовном процессе роль защитника-адвоката в разбирательстве дела судом  очень важна и значительна. Деятельность защитника в этом смысле представляет собой одну из важных гарантий прав и законных интересов лица, привлеченного  к уголовной ответственности.

Выступление в суде – один из наиболее сложных и ответственных моментов участия прокурора, защитника и  других лиц в уголовном судопроизводстве. Пожалуй, никакой другой вид процессуальной деятельности не предъявляет к ним  столько многообразных и разносторонних требований, не нуждается в столь  тщательной и углубленной подготовке, как произнесение судебной речи.

Начиная еще с античных времен, специалисты по ораторской речи приписывали  большую значимость этике говорящего, то есть его нравственной позиции.Хочется отметить, что положение судебного оратора, с точки зрения этических аспектов его деятельности, весьма не простое. С одной стороны он должен быть, безусловно, блюстителем закона и иметь высокие моральные принципы, должен обеспечивать законность и нравственность, однако, с другой стороны, ему не редко приходится оказываться в центре разногласий между право и моралью, и именно тогда должны проявляться высокоморальные качества.

Из социологических исследований в России видно, что сейчас в стране господствует моральный плюрализм, то есть личность имеет собственную  систему нравственных ценностей, которые  определяют конкретную линию поведения, в том числе и речевого.

Моральный плюрализм может привести, по мнению ученых, к нравственной неразборчивости, стать серьезным препятствие  при решении и обсуждении тех  или иных вопросов, в том числе  судебных споров.

В этих условиях особое значение приобретает  профессиональная этика, а именно этика  судебного оратора, которая подразумевает  требования нравственности, связанные  со специфическими условиями его  деятельности.

Отдельные положения судебной этики  нашли свое отражение у законодателя, так, в октябре 1993 года был принят Кодекс чести судьи РФ, а ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» содержит текст присяги работника прокуратуры, в ст. 332 УПК РФ – текст присяги присяжных заседателей и т.д.2

Основательно разработана адвокатская  этика, предметом которой является «предписываемое корпоративными правилами  должное поведение члена адвокатской  ассоциации в тех случаях, когда  правовые нормы не устанавливают  для него конкретных правил поведения».

К этическим нормам, регулирующим поведение оратора в судебных прениях относится, прежде всего, уважительное и добросовестное отношение к  суду, то есть у выступающего должна быть четкая нравственная позиция о том, что суд нельзя вводить в заблуждение, обманывать, ему необходимо починяться и т.д. следующим обязательным требованием этичного поведения оратора является – уважение к процессуальному противнику. Этот принцип очень четко сформулировал адвокат Д.П.Ватман: «Взаимное уважение адвокатов друг к другу в ходе судебных прений, внимание к доводам своего противника, деловая товарищеская полемика, исключающая некорректные выпады, пренебрежительный тон и тому подобные недостойные приемы, должны быть нерушимым правилом поведения на судебной трибуне».3

Таким образом, значение этики судебного  оратора, в частности, защитительной  речи в условиях современности очень  велико. Значение ее, прежде всего, в  том, что она выступает гарантией  прав и свобод личности; более того, защитительная речь адвоката является одним из средств достижения объективной  истины по конкретному уголовному делу, поэтому данная тема столь актуальна  сегодня.

Актуальность раскрытия данной темы выражается также и в том, что в настоящее время в  стране разворачивается кардинальная судебная реформа, которая затрагивает  и адвокатуру.

Объектом исследования является комплекс теоретических, правовых и практических проблем, касающихся института этики  адвоката.

Предметом исследования выступают  нормы Российского гражданского законодательства, практика их применения.

Цель исследования заключается  в том, чтобы на основе комплексного анализа законодательства Российской Федерации дать правовой анализ, понятие, содержание и значение этики судебного  оратора, в частности адвоката, на современном этапе.

В связи с этим задачи нашего исследования сводятся к следующему:

Рассмотреть возникновение и становление  судебной этики;

Раскрыть понятие, предмет и  принципы судебной этики;

Проанализировать этические требования, предъявляемые к адвокату как  судебному оратору;

Показать нравственное значение судебных прений;

Описать этические особенности  защитительной речи в уголовном  процессе;

Разобрать нравственные особенности  судебного представительства по гражданским делам;

Охарактеризовать этику речевого поведения адвоката.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В качестве нормативной основы выпускной  квалификационной работы послужили  соответствующие положения Конституции  Российской Федерации4, нормы гражданского законодательства РФ.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных  ученых гражданского права: Барщевского М.Ю.5; Баренбойма П.Б., Резника Г.М.6; Белика В.Н.Бойкова А.Д.8; Ватмана Д.П. 9; Володиной С.И.10; Малиновского А.А, Вышинский М.С., Перлов И.Д.11 , Строгович М.С.,12 Матвиенко Е.А. 13

Методологическую базу данной работы составили принципы научности, объективности  и непосредственного анализа  правовых источников. Во исполнение поставленных исследовательских задач были использованы такие методы научного познания как  сравнительно-правовой метод; метод  структурного анализа; формально-юридический  и библиографический методы.

Выводы дипломной работы базируются на анализе как нового, так и ранее действовавшего законодательства об адвокатуре в Российской Федерации.

Глава I. Понятие судебной этики

 

§1. Возникновение и становление  судебной этики

 

Слово оратор заимствовано в XVIII в. из латинского языка (лат. orator - от orare - говорить, излагать). Первое его значение - «тот, кто произносит речь», «лицо, произносящее речь». В этом значении слово употребляется как термин: адвокаты, защищая права истца и ответчика в гражданском процессе и защищая права подсудимого в уголовном процессе, выполняют свою функцию в соответствии с процессуальным положением в судебном разбирательстве. Роль оратора в этом понимании слова сводится к выполнению действий, предусмотренных процессуальным законом: проанализировать, дать правовую оценку14.

Судя по тому, как понимают термин «судебная этика» различные авторы, можно сделать вывод о том, что данный термин это – во-первых, правила поведения, во-вторых, один из разделов профессиональной этики, составляющий учение о нравственных идеалах, принципах  и нормах осуществления правосудия, определяющих нравственное содержание деятельности участников судопроизводства. Этим определением охватываются три  составные части предмета судебной этики как науки:

нормативная часть - принципы и нормы;

регулируемые ими отношения;

нравственное сознание участников судопроизводства.

При характеристике нормативной части  предмета судебной этики выделяются две группы норм - общие нормы  морали, функционирующие в данной сфере общественных отношений, и  специфические, рождаемые данной профессией, не противоречащие общим нормам, но дополняющие и развивающие их. Требования морального характера законодатель предъявляет не только к судье, но и к другим профессиональным участникам процесса. Речь человека – это его  своеобразный паспорт. А судебные ораторы  должны обладать четкой и безупречной  речью, как никто другой!

У слова «оратор» есть еще второе значение: «тот, кто обладает даром  произносить речь, красноречием». Это  не только говорящий человек, но человек, умеющий говорить перед аудиторией. Он знает, как привлечь внимание слушателей, потому что он мастер; он владеет  ораторским искусством; он любит свое дело. Оратор - это человек, глубоко  изучивший тему выступления, материалы  дела и свободно владеющий ими; человек, который умеет четко и определенно  сформулировать тезис выступления, составить рабочий план; человек, который логично, ясно, убедительно  излагает материал.

Родиной ораторского искусства, возникшего на базе судебных выступлений, является Древняя Греция. Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл, живший примерно в 490-430 гг. до н.э. Выходцы из древнегреческих поселений в Сицилии, риторы Коракс и Тисий, которые составили первые систематические руководства по красноречию, где рассматривались такие тонкости судебной речи, как: умение убедительно излагать свою речь, остроумно отвечать на вопросы, говорить без подготовки, спорить, обвинять и т.д.

Платон, Лисий старались произнести своей речью наиболее благоприятное  впечатление на судей и тем  самым выиграть процесс.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считал, что при отстаивании своих взглядов необходимо опираться не на дешевые приемы давления на психику слушателей, а на научный метод. Он искал универсальное полемическое оружие, механизм действия которого должен быть основан на законах рационального мышления. Именно такое оружие и было изобретено Аристотелем – это была его формальная логика15.

Демосфен в своих речах делал  ставку на воздействие публичного выступления  на психику людей, их волю и эмоции. В итоге, под воздействием его  речи все переходили на его сторону, даже будучи его оппонентом.

Следующий этап развития искусства  красноречия связан с ораторами  Древнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив его результатами собственных изысканий, усовершенствовав его. Также, благодаря им появились договоры, контракты и прочие письменные подтверждения.

Один из римских ораторов Марк Антоний (143-87гг. до н.э.) тоже повлиял на развитие судебной речи, в частности, в Древнем Риме. Его иногда сравнивали с Аристотелем, ставя различия между ними и их речами, хотя, его речь была более своеобразной. Судебные речи Марка Антония имели политический оттенок. Главным оружием в его защите был пафос. Антоний обладал способностью мгновенно оценить обстановку и обладая даром импровизации, прибегнуть то к вкрадчивости, то к мольбе, то к сдержанности, то к сдержанности, то к возбуждению ненависти.

Гермагор, родившийся во II в. до н.э., и его деятельность считается переходным этапом от эллинистической риторики к римской. Под его влиянием судебные ораторы стали использовать в своих речах заранее подготовленные формы аргументов и доводов для своих выступлений. Чуть позже Цицерон и Квинтиллиан выступили против таких догматических схем, т.к. этим лучше заниматься в процессе выступления. Объясняя это тем, что надо рассуждать во время речи16.

Информация о работе Судебная этика: возникновение и становление