Сущность и задачи нравственного воспитания личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:28, реферат

Описание работы

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие преобразования в современном обществе, заставляю нас думать о будущем России, и конечно же о ее молодежи.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................................3

Сущность нравственного воспитания.................................................................

Задачи и функции нравственного воспитания...................................................

Методы воспитания личности.............................................................................

Список использованной литературы........................................................................

Файлы: 1 файл

Сущность и задачи нравственного воспитания личности.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное 

Учреждение высшего профессионального  образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Юридический институт

 

Кафедра уголовного права

 

РЕФЕРАТ

 

сущность и  задачи нравственного воспитания личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реферат

студента 1 курса, 09112-ЗБ группы

заочно-коммерческое отделение

Волокитиной Алены Олеговны



 

 

 

 

 

Работа защищена

" _____ " ____________20__ г.

с оценкой ________________

_________________________

 (подпись научного руководителя)

 

 

Иркутск, 2013

Содержание

     Введение..........................................................................................................................3

 

  1. Сущность нравственного воспитания.................................................................

 

  1. Задачи и функции нравственного воспитания...................................................

 

  1. Методы воспитания личности.............................................................................

 

     Список использованной литературы........................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.  

 

    Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

    Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие преобразования в современном обществе, заставляю нас думать о будущем России, и конечно же о ее молодежи.

 

     Ряд советских исследователей излагали свою точку зрения данной проблемы.

 

     П.Ф. Каптерев говорил «Развитие человека не может совершаться вне общества...». Да, я согласна с данным высказыванием, наверно общество превозносит огромный вклад  на человека  в целом.

 

   Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».[14. c. 379]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность  нравственного воспитания.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. «Нравы» – это те эталоны и  нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих  повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»[1. c.155]

Вместе с  тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически  конкретна, она изменяется с развитием  общества. Нет морали, единой для  всех времен и народов. По мере смены  общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[5. c.104]

И.С. Марьенко обозначил «нравственность –  как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов  поведения. Они находят выражение  в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»[11. c.7]

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная  норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. [5. c.104]

«Воспитание»  – процесс целенаправленного  формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное  воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает  все стороны жизнедеятельности  человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»[25.c. 29]

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»[12. c. 163]

Нравственное  воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное  воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание  и развитие нравственных чувств;

3. выработка  умений и привычек нравственного  поведения.

Нравственное  сознание – активный процесс отражения  нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность  личности складывается из субъективно  освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в  системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные  чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных  привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной  оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. [19. c.192] Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное  поведение личности имеет следующую  последовательность:

- жизненная  ситуация – порождаемое ею  нравственно – чувственное переживание  – нравственное осмысление ситуации  и мотивов поведения,

- выбор и  принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством  нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.


 

 

 

 

 

 

 

2.Задачи и  функции нравственного воспитания.

 

Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного  воспитания через гуманность.

«Гуманность»  – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.

Гуманность  представляет собой совокупность нравственно-психологических  свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к  человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется  в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»[5. c.104]

Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

«Являясь составной  частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.» [5. c. 105-106]

Дисциплинированность  как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

- культуру  речи (умение вести дискуссию,  понимать юмор, использовать выразительные  языковые средства в разных  условиях общения, владеть нормами  устного и письменного литературного  языка);

- культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)

- культуру  внешности (формирование потребности  соблюдать личную гигиену, выбирать  свой стиль, умение управлять  своими жестами, мимикой, походкой);

- бытовую культуру (воспитание эстетического поведения  к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).» [5. c. 105-106]

По И.Ф. Харламову  содержание нравственности заключается  в следующем:

1. В отношение  к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

2. В отношение  к труду (трудолюбие) – предполагает  наличие потребности в созидательной  трудовой деятельности и ее, понимание  пользы труда для себя и  общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

3. В отношение  к обществу (коллективизм) – умение  согласовывать свои желания с  желаниями других, умение координировать  свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение  руководить.

4. В отношение  к себе – уважение себя при  уважении других, высокое сознание  общественного долга, честность  и правдивость, нравственная чистота,  скромность.

5. В человеколюбие  или гуманность.[20. c.380]

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

Информация о работе Сущность и задачи нравственного воспитания личности