Сущность и задачи нравственного воспитания личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:28, реферат

Описание работы

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие преобразования в современном обществе, заставляю нас думать о будущем России, и конечно же о ее молодежи.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................................3

Сущность нравственного воспитания.................................................................

Задачи и функции нравственного воспитания...................................................

Методы воспитания личности.............................................................................

Список использованной литературы........................................................................

Файлы: 1 файл

Сущность и задачи нравственного воспитания личности.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

«Нравственная воспитанность» – это устойчивость положительных привычек и привычных  норм поведения, культура отношений  и общения в условиях здорового  детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также  наличие сильной воли, способность  осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.»[9. c.269]

Нравственным  следует считать такого человека, для которого нормы, правила и  требования выступают как его  собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил.

 

3.Методы воспитания  личности.

 

Методы нравственного  воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. [11. c. 83]

Формы организации  и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает  индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление  необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.

Для активизации  нравственного развития личности и  проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать  ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю. [11. c. 84]

Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.

И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

- методы организации  деятельности и формирования  опыта поведения (упражнение, поручение,  воспитывающие ситуации);

- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В процессе нравственного  воспитания применяются и такие  вспомогательные методы как поощрение  и наказание. Они служат для одобрения  положительного и суждения отрицательных  поступков и действий. К методам  нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика. [6. c. 117]

В системе  основных методов воспитательного  воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения.

Нравственное  воспитание эффективно тогда, когда  его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.

Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного  состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Нравственное  воспитание, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных  учреждениях и семье, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного  отношения к всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.

Нравственное  воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и  нормами поведения.

 

 

 

Список использованной литературы.

Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г.

Григорович  Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г.

Довгун А.И. О некоторых условиях успешного  использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 1976. - №12. - с.56.

Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г.

Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.

Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999г.

Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного  процесса в школе. - М., 2001 г.

Сухомлинский  В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г.

Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г.

Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная  сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.

 

 



Информация о работе Сущность и задачи нравственного воспитания личности