Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2015 в 10:02, реферат

Описание работы

Мораль – это центральная категория этики; это основные нравы и обычаи людей, принятые в том или ином обществе. Мораль часто ассоциируется с понятием нравственности.
Понимание морали претерпевало изменения с течением времени. Разные общества формировали свои понятия о морали и нравственности, свои этические ценности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА. 5
2. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С БУДУЩИМИ СОТРУДНИКАМИ ОВД 9
3. НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 14
4. ОСОБЕННОСТИ СЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА СОТРУДНИКОВ ОГРАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания сотруднико -1.docx

— 69.56 Кб (Скачать файл)

Исследования поведения курсантов и затем сотрудников органов внутренних дел позволяет отметить, что эффективность их работы во многом зависит от усвоения ими этических норм, а также умения применять их на практике, в своей профессиональной деятельности. Оценка жалоб и недовольств действиями сотрудников органов внутренних дел позволяет сделать вывод о том, что именно в этической сфере они допускают наибольшее число ошибок, которые приводят к ухудшению отношения к полиции в целом со стороны граждан и СМИ.

Подводя итог, следует отметить, что содержание морально-нравственной подготовки курсанта должно быть дополнено и другими курсами сходной тематики, а главной задачей нравственного воспитания на занятиях по профессиональной этике является «воспитание и формирование гражданской зрелости и высокой общественной активности, правовой и психологической культуры, глубокого уважения к закону и бережного отношения к социальным ценностям правового государства, глубокое изучение этических знаний, лежащих в основе профессиональной морали сотрудников ОВД, обучение элементам межличностного повседневного общения с разными категориями граждан, формирование навыков соблюдения служебного этикета в конкретных жизненных ситуациях»11.

Сегодня сформировался достаточно прочный барьер между отношением к профессиональным знаниям и к морально-этической сфере. Однако, в данном контексте нужно понимать, что профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел не может осуществляться отдельно от их нравственной подготовки. Только единая профессионально-этическая подготовка способна помочь формированию гармоничной личности сотрудника органов внутренних дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Не смотря на бесспорную важность воспитательной работы в русле формирования нравственной составляющей личности сотрудника ОВД, огромную роль в данном процессе нравственной закалки сотрудника является его самовоспитание.

«В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы. Опыт показывает, что нравственные и профессиональные качества слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обучения и воспитания»12.

Нравственное самовоспитание представляет собой чрезвычайно важный сознательный процесс формирования и развития сотрудником ОВД положительных и искоренения отрицательных качеств. Самовоспитание – это постоянная трудная работа над собой, над своим характером, своими идеалами, устремлениями и т.д. В процессе самовоспитания сотрудник вырабатывает знания, умения, навыки, которые соответствуют моральным требованиям не только к сотруднику правоохранительных органов, но и просто к современному человеку. То есть нравственное самовоспитание чрезвычайно важно.

Нравственное самовоспитание – это дело не отдельного сотрудника, но и всего служебного коллектива (части, подразделения, учебной группы, малой группы, неформальной общности и т.д.). При этом личное и коллективное самовоспитание взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Коллективное самовоспитание способствует развитию чувства взаимопомощи, взаимной поддержки, как моральной, так и физической.  Задачей преподавателей и командования является способствование развитию всех видов самовоспитания сотрудников органов внутренних дел.

Организация нравственного самовоспитания содержит несколько важных составляющих:

- изучение социально-качественных параметров современной личности;

- исследование специфических качеств личности специалиста правоохранительных органов (профессиограммы);

- самопознание и критическую самооценку собственного поведения и деятельности;

- выработку личной программы самовоспитания;

- изучение существующих в современной практике средств, методов и приемов самовоспитания;

- равнение на примеры выдающихся личностей из числа представителей выбранной профессии.

На сегодняшний день выработаны различные методы и приемы нравственного самовоспитания. Воспроизведем некоторые из них.

Самонаблюдение – это развитие абстрактно-понятийного мышления о себе. Результатом самонаблюдения является оценка, проделанной работы над собой.

Самоконтроль – это одна из важнейших функций самопознания сотрудников органов внутренних дел. Самоконтроль чрезвычайно важнее, поскольку на службе могут встретить различные ситуации: от просто нестандартных до опасных для жизни и здоровья.

Следующий метод – самоанализ, он позволяет анализировать, осмысливать свои достижения в сфере нравственного самовоспитания, делать выводы об успехах или неудачах и корректировать свою программу.

«Результатом применения самоанализа и других методов самопознания (синтез, аналогия, сравнение) сотрудника выступает его самооценка, являющаяся одной из основных функций самопознания и предпосылок нравственного самовоспитания. Адекватность самооценки зависит от степени зрелости специалиста и развивается вместе с его развитием»13.

В современной системе МВД сложилась и успешно применяется достаточно эффективная система оценки и самооценки, которая включает: применение специальных методик по самооценке различных психических свойств, качеств личности и черт характера; составление самохарактеристик; метод независимых характеристик; общественное аттестование; служебные характеристики; служебное аттестование и др.

Важным методом в борьбе с вредными привычками является самообладание. Самообладание дает возможность оставаться спокойным и способным к принятию решений в любой жизненной и рабочей ситуации. Самообладание важно для всех людей, но для представителей некоторых профессий, оно просто жизненно необходимо. В первую очередь – это сотрудники ОВД, спасатели, пожарные, врачи. Они должны уметь «держать себя в руках», реагировать быстро и слаженно. Самообладание во многом определяется наличием моральных чувств высшего порядка. Таких, как любовь к Родине, оптимизм, вера в правоту своего дела и т.д.

Самокритика также имеет большое значение для сотрудников ОВД, поскольку умение видеть свои собственные недостатки способствует более гуманному и терпимому отношению к недостаткам окружающих. «Цель самокритики – не самоуничтожение, а утверждение себя»14.

Также среди методов самовоспитания можно выделить самоограничение, самоотказ, самообязательство, самоободрение, самонапоминание, самовнушениеи т.д.

Часто для удержания себя от вредных поступков и действий, а также для развития положительных качеств сотрудники составляют свои личные правила самовоспитания, правила жизни, которым они следуют. Например: «Обязательно доводить начатое дело до конца», «Подводить итоги своей работы за день», «Говорить другим только правду и не терпеть лжи от других», «Экономить время», «Во всем соблюдать порядок», «Не грубить собеседникам, не оскорблять их», «Не лениться» и др.

Порой люди составляют себе личный план программы самовоспитания, где ставят цель и задачи, которых хотят достичь в определенные сроки.  Программа нравственного самовоспитания нормативно должна основываться на общечеловеческих и профессиональных нравственных требованиях к сотрудникам правоохранительных органов.

Таким образом, приемы нравственного самовоспитания охватывают практически все духовные и физические проявления человека – его чувства, разум, волю и практическую деятельность. Можно с уверенностью сказать, что программы самовоспитания являются важным компонентом нравственного самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ СЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА СОТРУДНИКОВ ОГРАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Основные виды и формы служебного этикета сотрудников органов внутренних дел формируются на основе полученного нравственного воспитания и особенностей делового общения. Общение – это основа деятельности сотрудника органов внутренних дел, общение может происходить и в служебном кабинете, и на улице, и в различных учреждениях и т.д. Его участниками могут быть коллеги, подчиненные, клиенты, нарушители, задержанные и т.д.

В рамках повседневного служебного общения сотрудники ОВД встречаются со многими людьми, принимают посетителей, проводят совещания и конференции, посещают различные организации и граждан, осуществляют плановые дежурства и патрулирование.

Поведение людей в рабочей обстановке во многом зависит от их профессии. В одних коллективах этикет более строг, в других – более демократичен. Однако в целом можно отметить, что этикет составляет основу формирования механизма деловых отношений. Эффективность деловых контактов во многом зависит от этики деловых отношений, от правильной подготовки и правильного поведения на переговорах. Для этого необходима большая подготовительная работа.

Встречи и переговоры – одни из важных составляющих профессии сотрудника органов внутренних дел. От того насколько этично и правильно он может вести беседу может зависеть большая часть успеха его деятельности. Поэтому сфере общения следует уделять много внимания. Как правило, деловые встречи требуют предварительной проработки и подготовки (это облегчает общение и позволяет сосредоточиться на достижении необходимого результата).

Сотруднику органов внутренних дел не следует вести себя слишком навязчиво и высокомерно, рекомендуется выдерживать деловую, спокойную интонацию. С психологической точки зрения самым удачным временем для встреч является время между 10 и 12 часами дня, поэтому самые важные встречи или переговоры рекомендуется назначать именно на это время. При этом следует строго соблюдать лимит времени для каждой встречи, так как неприлично заставлять ждать следующего посетителя и затягивать встречу. Во время встреч следует соблюдать и все стандартные требования этикета – приветствие, опрятный внешний вид, грамотная речь и т.д.

Кроме того не менее важным моментом беседы является умение слушать собеседника и отмечать наличие посланных невербальных сигналов. Обращение к юристу, сотруднику органов внутренних дел, как правило, происходит в экстремальной ситуации и для человека крайне важно видеть живой отклик и интерес к его проблеме, готовность помочь. Поэтому важно выражать понимание и стараться найти пути выхода из сложившейся ситуации. Здесь то и сыграют важную роль полученные навыки нравственного воспитания.

Таким образом, во время общения юрист должен быть внимательным, сдержанным, тактичным, уметь слушать собеседника, ни в коем случае не навязывая свое мнение, излагать свои мысли ясно и четко, не относиться к собеседнику пренебрежительно, избегать пустых разговоров или отклонения от темы. Прием граждан является одним из главных факторов, способствующих пропаганде деятельности юристов и укреплению их связи с населением15. Сотрудник, который принимает граждан, должен хорошо разбираться в вопросах, на которые ему приходится давать ответы посетителям, быть внимательным к заявителям, выслушивать каждого без торопливости, не перебивая, проявляя уважительность и такт. То есть сотрудник должен быть психологически и нравственно готов к восприятию заявителя, который может быть излишне эмоционален, многословен и даже агрессивен. Он должен владеть приемами нейтрализации этих проявлений и уметь ввести беседу в спокойное русло.

Общение с коллегами, начальством, высокопоставленными людьми также играет значительную роль в служебном этикете сотрудника органов внутренних дел. Нормальные служебные отношения формируются на основе двух основных требований: ответственность за дело и уважение к коллегам. Ответственность означает честное и обязательное отношение к своему слову, делу, обязанностям, служебному положению. Необязательный человек в юридической службе – это нанесение вреда не только самому себе, но и самому имиджу юриста. Всевозможные отвлекающие моменты (перекуры, разговоры на отвлеченные темы, телефонное общение и т.д.), как правило, недопустимы.

Деятельность сотрудников МВД связана со сложными, быстро меняющимися ситуациями, значительным риском, что вызывает повышенную вероятность возникновения различных конфликтов – межличностных и межгрупповых16. Для успешной и плодотворной работы важно уметь предвидеть возможность возникновения конфликтных ситуаций и знать, как из них выходить.

Если же конфликт все-таки возникает, то необходимо решать его как можно скорее, не накаляя обстановку в коллективе. При разрешении  конфликтных ситуаций, перед тем как принимать решительные меры, необходимо попытаться найти причины возникшего конфликта и только затем приниматься за его разрешение. Причины разногласий между сотрудниками могут быть различными, однако есть некоторые общие правила, которые позволяют преодолеть возникшие трудности. В частности рекомендуется создать атмосферу сотрудничества в коллективе, стремиться к ясности в общении, признать наличие конфликта, определить его конфликта, исследовать возможные варианты его решения, добиться соглашения между конфликтующими сотрудниками и постараться воплотить это соглашение в жизнь.

Для того, чтобы в коллективе не возникали конфликтные ситуации необходимо установить благоприятную психологическую рабочую обстановку. Отношения между сотрудниками должны строиться на взаимном доверии и уважении, недопустимо фамильярное, пренебрежительное поведение по отношению к нижестоящему. Во многом создание бесконфликтной рабочей обстановки зависит от руководителя организации или подразделения.

Для исследуемой сферы характерно строгое соблюдение субординации в служебных отношениях. Руководитель несет ответственность за свое подразделение и за атмосферу, сложившуюся в коллективе. При условии хороших, спокойных, рабочих отношений функции той или иной организации выполняются гораздо эффективнее. Поэтому создание благоприятной рабочей атмосферы в коллективе очень важно.  

Важной составляющей деятельности сотрудников внутренних дел являются экстремальные формы общения включает в себя общение в условиях конфликта, во время митингов и демонстраций, во время задержания или обыска.

Психологическая сущность особых (экстремальных) условий заключается в невозможности строить деловое общение по установленным этикетным правилам. Во время критических ситуаций резко изменяется мотивация поведения и обычных граждан, и сотрудников правоохранительных органов. Помимо прочего изменяются сами устойчивые нормы (правовые, моральные, этические) поведения.

Среди психологических последствий экстремальных условий на первое место обычно ставят эмоциональную составляющую в поведении людей. У людей могут появиться чувства отчаяния, страха, безнадежности, гнева, которые приобретают характер внезапного возникновения. На людей, находящихся в подобном состоянии, труднее воздействовать рациональными, рассудочными доводами и аргументами. Поэтому на такие случаи предусмотрены особое поведение, меры воздействия и этикет. Сотрудникам правоохранительных органов необходимо противопоставлять эмоциям и чувствам людей в критической ситуации свое хладнокровие, рассудительность и способность сдерживать себя. Во время экстремальных ситуаций сотрудникам правоохранительных органов в ходе делового общения необходимо особое внимание уделять моральному состоянию людей и  поддержанию их духа. Для людей, попавших в экстремальную ситуацию, важно чувствовать понимание и поддержку страны, в лице представителей власти и юридических органов. Для людей крайне важно видеть, что люди, отвечающие за правопорядок, спокойно выполняют возложенные на них обязанности, не поддаются панике и сохраняют спокойствие и уверенность в себе. 

Информация о работе Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел