Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:39, контрольная работа
Существует три основных трактовки свободы, которые, как я попытаюсь показать, являются истинными в соответствующих интервалах и могут быть представлены в качестве взаимно дополняющих уровней целостного понимания свободы. В свою очередь, с каждым из этих уровней могут быть сопоставлены определенные трактовки ответственности, которые также выступают как взаимодополняющие уровни целостной концепции ответственности.
Введение ………………………………………………………………………… .3
1. Свобода личности………. ….…………………………………………...……4
2. Взаимосвязь между свободой и ответственностью личности …………...12
3. Проблема свободы и ответственности
современной целостной личности …………………………………..……...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Библиографический список…………………………………………………......20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… .3
3. Проблема свободы и ответственности
современной целостной личности …………………………………..……...17
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………….....
ВВЕДЕНИЕ
Не надо доказывать, что представления
о свободе, ответственности и
их соотношении всегда привлекали внимание
мыслителей, а в наше время эта
проблематика заняла центральное место.
В то же время разговоры о свободе
и ответственности «вообще», так
же как и прославление «духовности»
и «морали» без необходимого уровня
точности, выгодны, как правило, лишь
весьма безответственным на практике
и слишком «свободолюбивым» (для
себя любимого) некоторым гуманитариям
и манипуляторам чужим
1. СВОБОДА ЛИЧНОСТИ
Упрощенчески-
Имеется и другая трактовка свободы, противоположная первой. Свобода, считают, это "возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля - по своей сущности всегда свободная воля". Екатерина Великая говорила: "свобода - это когда никто не может меня заставить делать то, чего я не хочу". В ее устах это звучит привлекательно, она уловила противоположность свободы не столько необходимости (с ней-то справиться легче!), сколько принуждению.
Но как быть с абсолютной свободой, провозглашаемой некоторыми теоретиками-философами? Наличие такой свободы сомнительно.
В одной
французской легенде
Свобода, как видим, может и не знать грани, отделяющей ее от ошибочных, а то и явно преступных действий человека. Свобода нередко вступает в конфликт с элементарными нормами жизни. Г. Димитров в свое время заявлял: "фашизм и правовая система - две вещи совершенно несовместимые"; "фашизм - это по существу произвол банды крупного капитала... Это режим правящей уголовщины". "Свобода" и "произвол" для "правящей уголовщины" - это свобода, для народа - произвол, террор.
Только что приведенная
французская легенда
Представим, что индивид достиг максимальной или абсолютной свободы в мире. Став таким свободным, человек начнет понимать, что его свобода обернулась беспредельным одиночеством. "Бегство от свободы" - так называется книга американского философа Э. Фромма. Название хорошо передает настроение такого человека: "а зачем мне такая свобода?" Устранив все формы зависимости, индивид в конце концов остается наедине со своей индивидуальной "самостью". Исчезает природа, общество... Исчезают многочисленные узы, которые хотя и ограничивали свободу человека, но зато делали его близким определенному кругу людей, связывали его с определенными вещами. "Человек свободен" - "это значит, он одинок".
В "Братьях Карамазовых" Ф. М. Достоевский словами Великого инквизитора подчеркнул важную мысль: "ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы", а потому "нет заботы беспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться" 2.
Одной из наиболее разработанных
концепций свободы является экзистенциальная
концепция Н. А. Бердяева ( работы: "Философия
свободы", "Философия свободного
духа", "Дух и реальность",
"О рабстве и свободе человека"
Творческий акт человека не есть только перегруппировка и перераспределение материи мира и не есть только эманация, истечение первоматерии мира, не есть также лишь оформление материи в смысле налагания на нее идеальных форм. В творческий акт человека, указывает Н.А. Бердяев, привносится новое, небывшее, не заключенное в данном мире, прорывающееся из иного плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а из свободы, не из темной свободы, а из просветительной свободы. Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит. "Свобода и творчество говорят о том, что человек не только природное существо, но и сверхприродное. А это значит, что человек не только физическое существо, но и не только психическое существо, в природном смысле слова. Человек - свободный, сверхприродный дух, микрокосм... Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Свобода в положительном своем выражении и утверждении и есть творчество"5.
В концепции свободы Н.
А. Бердяева ценным является обоснование
того, что подлинная, действительная
свобода есть, прежде всего, творчество.
И какой бы момент свободы мы не
имели бы в виду - выбор ли возможности
в материальном мире или создание
новой ситуации - везде мы обнаруживаем
творчество человека. И все-таки, как
бы ни импонировал нам общий пафос
его концепции, мы не можем согласиться
с его устранением
В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антонимом термина "свобода" в таком случае выступает "принуждение", т. е. действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.
Это противопоставление свободы
принуждению принципиально
Человеческий опыт и наука
показывает, что даже самые на первый
взгляд иррациональные поступки человека
всегда обусловлены внутренним миром
человека или внешними обстоятельствами.
Абсолютная свобода воли - это абстракция
от реального процесса формирования
волевого акта человека. Безусловно, волевое
решение человека, связанное с
выбором целей и мотивов
Реальное свободное действие человека выступает прежде всего как
выбор альтернативных линий
поведения. Свобода есть там, где
есть выбор: выбор целей деятельности,
выбор средств, ведущих к достижению
целей, выбор поступков в определенной
жизненной ситуации и т.д. Объективным
основанием ситуации выбора является
объективное существование
Из этого видно, что
ситуация выбора может иметь объяснение
только при наличии объективной
регулярной обусловленности событий
и явлений. Ведь основанием для ситуации
выбора является существование объективного
спектра возможностей, а объективным
основанием возможности является закономерность
и совокупность различных условий,
необходимых для ее реализации. Возможно
то, что не противоречит объективным
законам, для реализации чего существуют
необходимые условия. Другими словами,
мера возможности того или иного
события прямо пропорциональна
мере его необходимости. Однако сама
ситуация выбора - это не свобода, а
лишь необходимая предпосылка
Одним из аспектов проявления
человеческой свободы является способность
человека преобразовывать окружающий
его мир, его способность
Свобода (и мы вновь обращаем внимание на существо концепции Н.А. Бердяева) есть творчество, "созидание ранее небывшего".
Все сказанное выше позволяет утверждать, что в рамках общей концепции детерминизма свобода может быть определена как высшая форма самодетерминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социальном уровне ее движения.
Проблема свободы воли тесным образом связана с проблемой моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Если человек силой принужден совершить тот или иной поступок, то он не может нести за него моральной или правовой ответственности. Примером такого поступка является травмирование или убийство насильника в порядке самообороны.
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СВОБОДОЙ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ
Свободное
действие человека всегда предполагает
его ответственность перед