Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:39, контрольная работа
Существует три основных трактовки свободы, которые, как я попытаюсь показать, являются истинными в соответствующих интервалах и могут быть представлены в качестве взаимно дополняющих уровней целостного понимания свободы. В свою очередь, с каждым из этих уровней могут быть сопоставлены определенные трактовки ответственности, которые также выступают как взаимодополняющие уровни целостной концепции ответственности.
Введение ………………………………………………………………………… .3
1. Свобода личности………. ….…………………………………………...……4
2. Взаимосвязь между свободой и ответственностью личности …………...12
3. Проблема свободы и ответственности
современной целостной личности …………………………………..……...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Библиографический список…………………………………………………......20
Взаимосвязь между свободой и ответственностью личности закономерно выдвигает вопрос об объективном критерии моральной ответственности. Найти объективный критерий поступков, решений, выбранных на основе свободы личности — значит найти мерило, с помощью которого возможно было бы определить, «измерить» правильность или неправильность того или иного действия, поступка, а также прояснить вопрос, как должен вести себя человек в ситуациях, когда любое решение преследует результат, оцениваемый с одной стороны позитивно, с другой — негативно.
Самостоятельность выбора сама по себе еще не определяет его нравственный характер. В результате свободного выбора личности один поступок оценивается как добро, другой — как зло. Обладая возможностью выбора, человек может стать самоотверженным борцом за идеалы человечества или, напротив, ярым врагом всего доброго и светлого. Где же мера и критерии правильности нравственных поступков и действий человека, обладающего сознанием и чувствам ответственности? Можно ли, скажем, на основе исторического опыта человеческих отношений и научных умозаключений доказать, что моральная ответственность человека, имея объективное обоснование, обладает также объективным критерием в рамках противоположных политических и моральных позиций, отражающих стремления и интересы различных групп, партий и обществ? Ответить на эти вопросы — значит выяснить объективную ценность, социальную роль моральной ответственности в общественной жизни и в историческом творчестве личности.
В истории философской мысли
предпринималось множество
Последние отстаивали мысль, что человек свободен лишь телесно, а не духовно. Именно телесная свобода является причиной первородного греха у людей. Следовательно, и ответственность христианина состоит о том, чтобы бороться против своего греховного естества во имя торжества духа.
Попытка найти критерий справедливых
поступков и связать его с
мерой личного участия человека
в предопределении
Значительный вклад в теорию
критериев нравственности, в том
числе и моральной
Истинные основы моральной ответственности, писал П. Гольбах в «Системе природы», лежат в сфере «собственного интереса, собственного счастья» каждого человека. Гельвеций доказывал, что в основе ответственности лежит интерес индивида. При этом индивидуализм личности он стремился сочетать с общественными интересами.
Если у французских
Свобода выбора поступков должна быть
связана с объективным
Человек должен учитывать не только свои внутренние потребности и стремления, но, в первую очередь, объективные, общественные потребности, и, в связи с этим, предвидеть последствия для общества своих поступков, сделанных на основе свободного выбора.
Проблема взаимосвязи цели, средства
и результата сознательной деятельности
личности имеет важное значение в
определении объективного критерия
моральной ответственности. Морально
истинным критерием обладает та личность,
та партия, которые отражают назревшие
потребности общественного
Личность несет
Моральная ответственность личности
связана не только с ее обязанностями,
внешним принуждением, но и с глубоким
внутренним убеждением в правильности
мотивов действий; она объективно-субъективна;
будучи элементом морального сознания,
которому присуще все пронизывающие
свойство, моральная ответственность
выступает как социально-
Все функционально-ролевые виды моральной ответственности в конечном итоге образуют гражданственность личности. Успешное развитие чувства личной ответственности зависит как от степени интериоризации индивидом общественных требований и ценностно-мировоззренческих установок, так и от уровня объективации субъективных потребностей и устремления личности в ответственном поведении в микро- и макросреде.
Повышению моральной ответственности
личности способствует развернувшаяся
в нашей стране непримиримая борьба
с антисоциальными и
3. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСВЕННОСТИ
СОВРЕМЕННОЙ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.
В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.
Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.
Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.
В обществе свобода личности ограничивается интересами общества.
Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.
В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.
Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.
Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.
Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.
В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем.
Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моральная
свобода является ценностью, к достижению
которой человек стремится и
обладание которой есть для него
благо. Вместе с тем она одновременно
и условие проявления его моральности,
совершения им нравственных поступков
и действий. Это та точка отсчета,
от которой можно прийти и к
разнузданному «беспределу», и к
бегству от действительности, и к
ее безоговорочному принятию, и к
рациональному нравственному
Проблема свободы — одна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечеством.
С проблемой свободы тесно связан вопрос о нравственной ответственности, которая проявляется как обратная сторона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Более того, свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Эта связь и дала основание философам называть свободу не благом, а трудной участью человека.
В некоторых этических концепциях связь между свободой и ответственностью разрывается. Так, фрейдизм отрицает ответственность человека на том основании, что все его поступки носят, в основном, бессознательный характер. Экзистенциализм утверждает, что личность ответственна только перед самой собой, перед своей сущностью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Гольбах П. Здравый смысл. – М.: Госполитиздат, 1941. – С. 60
2 Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 10 томах. М.: 1958. – Т. 9 - С. 319.
3 Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. - С. 325.
4 Там же- С. 248.
5 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества - М.: Правда, 1989. - С. 370.
6 Спиноза Б. Избранные произведения в 2 томах. - М.: Госполитиздат, 1957. - Т. 2. - С. 584 - 585).
7 Там же – С. 591.
8 Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке. Проблемы методологии системного исследования - М.: Мысль, 1970. - С. 44.
9 Косолапов Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М. Мысль, 1969. - С. 72