Свобода и ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Существует три основных трактовки свободы, которые, как я попытаюсь показать, являются истинными в соответствующих интервалах и могут быть представлены в качестве взаимно дополняющих уровней целостного понимания свободы. В свою очередь, с каждым из этих уровней могут быть сопоставлены определенные трактовки ответственности, которые также выступают как взаимодополняющие уровни целостной концепции ответственности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… .3
1. Свобода личности………. ….…………………………………………...……4
2. Взаимосвязь между свободой и ответственностью личности …………...12
3. Проблема свободы и ответственности
современной целостной личности …………………………………..……...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Библиографический список…………………………………………………......20

Файлы: 1 файл

этика и эстетика.docx

— 43.99 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь между свободой и ответственностью личности закономерно выдвигает  вопрос об объективном критерии моральной  ответственности. Найти объективный  критерий поступков, решений, выбранных  на основе свободы личности — значит найти мерило, с помощью которого возможно было бы определить, «измерить» правильность или неправильность того или иного действия, поступка, а также прояснить вопрос, как должен вести себя человек в ситуациях, когда любое решение преследует результат, оцениваемый с одной стороны позитивно, с другой — негативно.

Самостоятельность выбора сама по себе еще не определяет его нравственный характер. В результате свободного выбора личности один поступок оценивается  как добро, другой — как зло. Обладая возможностью выбора, человек может стать самоотверженным борцом за идеалы человечества или, напротив, ярым врагом всего доброго и светлого. Где же мера и критерии правильности нравственных поступков и действий человека, обладающего сознанием и чувствам ответственности? Можно ли, скажем, на основе исторического опыта человеческих отношений и научных умозаключений доказать, что моральная ответственность человека, имея объективное обоснование, обладает также объективным критерием в рамках противоположных политических и моральных позиций, отражающих стремления и интересы различных групп, партий и обществ? Ответить на эти вопросы — значит выяснить объективную ценность, социальную роль моральной ответственности в общественной жизни и в историческом творчестве личности.

В истории философской мысли  предпринималось множество попыток  определить критерий поступков человека, совершаемых на основе свободного выбора. Некоторые философы усматривали  этот критерий в абстрактной, отвлеченной  от человеческих потребностей и стремлений сфере, или в сверхъестественной силе, то есть в религиозной сфере.

Последние отстаивали мысль, что человек  свободен лишь телесно, а не духовно. Именно телесная свобода является причиной первородного греха у людей. Следовательно, и ответственность христианина  состоит о том, чтобы бороться против своего греховного естества во имя торжества духа.

Попытка найти критерий справедливых поступков и связать его с  мерой личного участия человека в предопределении ответственных  поступков приводила многих философов  как античного, так и позднейшего  периода к мысли о зависимости  этого критерия от блага общества и человечества. Это характерно для  Демокрита, Сократа, стоиков, Аристотеля, затем Ф. Бэкона, и других, которые полагали, что нравственная ответственность человека не нуждается в религиозных мотивах, и что социальные побуждения человека, продиктованные интересами общества и личности, являются более достойными и определяющими в его нравственном поведении. Согласно Гоббсу, в основе ответственного поведения лежит «естественный закон», стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей человека. В своем знаменитом «Левиафане» он доказывает, что «добродетели» и «пороки» обусловлены разумным пониманием того, что способствует и препятствует достижению блага. Д.С. Милль, а затем Ф. Брэдли и другие связывали ответственность с социальными потребностями общественного развития. По Миллю, регулирующей силой человеческого поведения является полезность, то есть утилитарный фактор. Поэтому идея ответственности личности у него основывается на системе утилитаризма. Ценность ответственности определяется пользой для общего блага.

Значительный вклад в теорию критериев нравственности, в том  числе и моральной ответственности  личности, внесли французские материалисты XVIII века. Сущность и содержание ответственности, по их мнению, лежат в основе понимания  «личного интереса», суть которого состоит  в необходимости согласованного сотрудничества предприимчивых людей, из деятельности которых вырастает  общественное благо.

Истинные основы моральной ответственности, писал П. Гольбах в «Системе природы», лежат в сфере «собственного интереса, собственного счастья» каждого человека. Гельвеций доказывал, что в основе ответственности лежит интерес индивида. При этом индивидуализм личности он стремился сочетать с общественными интересами.

Если у французских материалистов  важным средством осознания разумных, а значит, и ответственных поступков  является просвещение, то русские революционеры-демократы  осознание ответственности связывали  с социальным переустройством общества.

Свобода выбора поступков должна быть связана с объективным содержанием  ценностей, избираемых человеком исходя из требований большинства членов общества. Это обеспечивает надежный критерий для правильной оценки поступков человека и его морального поведения.

Человек должен учитывать не только свои внутренние потребности и стремления, но, в первую очередь, объективные, общественные потребности, и, в связи с этим, предвидеть последствия для общества своих поступков, сделанных на основе свободного выбора.

Проблема взаимосвязи цели, средства и результата сознательной деятельности личности имеет важное значение в  определении объективного критерия моральной ответственности. Морально истинным критерием обладает та личность, та партия, которые отражают назревшие  потребности общественного развития.

Личность несет ответственность  в той мере, в какой она свободна определять свои действия и поступки, т.е. мерой ее ответственности является мера ее свободы, точно также как  мерой свободы личности выступает  мера ее ответственности. Только абсолютно  свободный выбор индивида может  быть основанием любой его ответственности; свободу воли нельзя ограничивать. Только желания человека определяют его поступки, он совершает определенные действия лишь потому, что ему так  угодно.

Моральная ответственность личности связана не только с ее обязанностями, внешним принуждением, но и с глубоким внутренним убеждением в правильности мотивов действий; она объективно-субъективна; будучи элементом морального сознания, которому присуще все пронизывающие  свойство, моральная ответственность  выступает как социально-этическая  категория, органически связанная  с понятием политической, правовой, професионально-трудовой и других форм ответственности.

Все функционально-ролевые виды моральной  ответственности в конечном итоге  образуют гражданственность личности. Успешное развитие чувства личной ответственности  зависит как от степени интериоризации индивидом общественных требований и ценностно-мировоззренческих установок, так и от уровня объективации субъективных потребностей и устремления личности в ответственном поведении в микро- и макросреде.

Повышению моральной ответственности  личности способствует развернувшаяся в нашей стране непримиримая борьба с антисоциальными и аморальными  явлениями повседневной жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСВЕННОСТИ

СОВРЕМЕННОЙ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Индивид и общество находятся  в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

В современных условиях и  условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.            

Первая попытка обоснования  точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.            

Развернутая концепция диалектического  единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества.

Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.            

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.            

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.            

Неразделимы и такие понятия  как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность   - это  категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной      свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.           

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем.

Это сближает правовую ответственность  с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моральная свобода является ценностью, к достижению которой человек стремится и  обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков  и действий. Это та точка отсчета, от которой можно прийти и к  разнузданному «беспределу», и к  бегству от действительности, и к  ее безоговорочному принятию, и к  рациональному нравственному поступку.

Проблема  свободы — одна из самых сложных  нравственных проблем, встающих перед  человеком и человечеством.

С проблемой  свободы тесно связан вопрос о  нравственной ответственности, которая  проявляется как обратная сторона  свободно принятого решения, как  естественное следствие свободы  выбора. Быть свободным, самостоятельным  — значит быть ответственным. Более  того, свобода и ответственность  находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Эта связь и дала основание  философам называть свободу не благом, а трудной участью человека.

В некоторых  этических концепциях связь между  свободой и ответственностью разрывается. Так, фрейдизм отрицает ответственность  человека на том основании, что все  его поступки носят, в основном, бессознательный  характер. Экзистенциализм утверждает, что личность ответственна только перед  самой собой, перед своей сущностью.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Специальная литература
    1. Адорно, Т . Эстетическая теория / Т . Адорно. – М. : Республика, 2001. – 221 с.
    2. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика,  1995. -  482 с.
    3. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. / Н.А. Бердяев.  -  М.: Правда, 1989. – 607 с.
    4. Блауберг, И. В., Садовский, В. Н., Юдин, Э. Г. Системный подход в современной науке. Проблемы методологии системного исследования / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин. -  М.: Мысль,  1970. – 132 с.
    5. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. – М. : Высшая школа, 2001. – 511 с.
    6. Гольбах, П. Здравый смысл. / П.Гольбах. – М.: Госполитиздат, 1941. – 243 с.
    7. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений  в 10 томах. / Ф.М. Достоевский. - М., Москва,  1958. – Т. 9 -  642 с.
    8. Косолапов, Р.И., Марков, B.C. Свобода и ответственность. / Р.И. Косолапов, В.С. Марков. -  М. Мысль,  1969. -  344 с.
    9. Куренкова, Р.А. Эстетика: учебник / Р. А. Куренкова. – М : ВЛАДОС,  2004. – 368 с.
    10. Спиноза, Б.  Избранные произведения в 2 томах. / Б. Спиноза. - М.: Госполитиздат,  1957. - Т. 2. – 655 с.
    11. Философский словарь: основан Г. Шмидтом /пер. с нем.; под ред. Г. Шишкоффа, общ. ред. В. А. Малинина. – 22-е, новое, переработ. изд. – М: Республика, 2003. – 647 с.

1 Гольбах П. Здравый смысл. – М.: Госполитиздат, 1941. – С. 60

2 Достоевский Ф.М. Собрание сочинений  в 10 томах. М.: 1958. – Т. 9 - С. 319.

3 Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика,  1995. - С. 325.

4 Там же- С. 248.

5 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества -  М.: Правда, 1989. - С. 370.

6 Спиноза Б.  Избранные произведения в 2 томах. - М.: Госполитиздат,  1957. - Т. 2. -  С. 584 - 585).

7  Там же – С. 591.

8 Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке. Проблемы методологии системного исследования -  М.: Мысль,  1970. - С. 44.

9 Косолапов Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М. Мысль,  1969. - С. 72


Информация о работе Свобода и ответственность