Оглавление
Введение 2
Связь этики с другими науками. Общее
положение 5
Физика и этика 6
Биология и этика 7
Психология и этика 7
Логика, эстетика и этика 8
Метафизика и этика 9
Этика и политическая философия 10
Этика и экономика 10
Этика и педагогика 11
ЛИТЕРАТУРА 12
Введение
Этика относится
к классу гуманитарных дисциплин,
объектом которых является человек.
Специфический аспект, в котором
человеческая жизнь рассматривается
этикой, - это общение, понимаемое
не как один из атрибутов
человеческой жизни, а как ее
фундаментальная предпосылка и
основа. Нередко, обсуждая проблему
общения, вспоминают слова известного
французского писателя-гуманиста
Антуана де Сент-Экзюпери о том, что "единственная
настоящая роскошь - это роскошь человеческого
общения". Это действительно так. Но
этика рассматривает. общение не только
как "роскошь", но и как насущную необходимость,
как важнейшую потребность людей, как
способ человеческого существования и
жизнедеятельности.
Вся человеческая
жизнь есть система отношений.
Каждый человек должен "вписаться"
в систему отношений, должен
найти верное, оптимальное соотношение
Я и не-я. Не случайно этику именуют
философией практической жизни", изучающей
"человека общественного, "человека
общающегося, исследующей жизненную практику,
повседневное поведение людей, И в этом
аспекте целью этики является создание
оптимальной модели гуманных и справедливых
отношений, обеспечивающих высокое качество
общения.
Существует давняя
традиция считать главным вопросом
этики определение того, что такое
хорошее поведение, что делает
поведение правильным или неправильным.
Поведение людей - это совокупность
их действий, поступков и отношений
(к себе, другим людям, обществу
в целом). Общество всегда в
той или иной мере осуществляет
контроль и коррекцию поведения
людей, стремясь увязать интересы
индивидов и человеческих коллективов,
найти своего рода "баланс"
общественного и личного блага.
Для этого существуют так называемые "социальные
регуляторы" поведения (традиции, право,
мораль, этикет), которые содержат социальные
нормы, программные установки, приемлемые
формы взаимодействия. Общество не может
не заботиться об этом, ибо без эффективной
оценки и регуляции отношений оно просто
не сможет существовать как социальное
целое.
Однако отнюдь
не любая оценка поведения
имеет этическую природу и
относится к этической сфере.
Этическая оценка - это не просто
произвольное одобрение или осуждение
поступка. Дж.Э. Мур, основоположник новейшей
английской этики, справедливо подчеркивал,
прежде чем определить, какое поведение
людей является правильным - моральным
- и неправильным - аморальным, необходимо
прояснить, что такое "добро" и "зло"
- эти фундаментальные основания, критерии
этического суждения; Этическая же оценка
самих поступков и отношений дается на
основании их ориентации на достижение
добра и зла.
Термин "этика"
впервые был употреблен Аристотелем
для обозначения, особого раздела
философии, представляющего собой
учение о нравственной деятельности
и добродетелях. Этимология этого
понятия связана с древнегреческим
словом "этикос" (нрав, обычай, привычка,
характер). Отсюда "этикос" - имеющий
отношение к нpaвам; то есть "этика"
в буквальном значении - теория нравственности.
Со временем этика из раздела философии
превратилась в самостоятельную философскую
дисциплину, а именно - философию морали
("мораль" и "нравственность"-
синонимы, по-латыни mores- "нравы").
Таким образом, этика - это особое гуманитарное
учение, предметом которого является мораль
( иравственность), а центральной nроблемой
- Добро и Зло.
Как теория морали
этика изучает ее генезис, сущность,
специфику; раскрывает' ее место
и роль в жизни общества, выявляет
механизмы нравственного регулирования
человеческой жизнедеятельности,
критерии нравственного прогресса.
Она рассматривает структуру
нравственного сознания общества
и личности, анализирует содержание
и смысл таких категорий, как
добро и зло, справедливость, долг,
честь, совесть, свобода и ответственность,
счастье, смысл жизни. Вместе
с тем специфика этики заключается
не только в ее предмете.
Своеобразие этики
состоит и в том, что, с
одной стороны, она осмысливает,
обобщает и систематизирует, то
есть отражает в виде этических
доктрин и моральных кодексов
те принципы, ценности и нормы
поведения, которые формируются
объективно, в процессе социальной
практики. С другой стороны, будучи
учением о морали, она является
одновременно частью самой морали.
Иными словами, она не только
отражает реальную мораль, но
и задает ценностную основу
человеческой деятельности, определяя,
на то что она должна быть направлена и
в чем состоит ее совершенство - добродетель.
Поэтому этику изучают не столько для
того, чтобы знать, что такое добродетель
(моральность), сколько для того, чтобы
стать добродетельным (моральным).
Этика имеет дело
с моральной практикой в той
мере, в какой эта последняя
зависит от разумного выбора
самого человека. Поэтому всякая
развитая этическая система включает
в себя более или менее детализированную
нормативную программу достойною
поведения, задающую перспективу синтеза
добродетели и счастья. А. Гусейнов определяет
этику как "рефлексию над моральными
основаниями человеческого существования,
понимая под рефлексией обращенность
сознания на самое себя". Если мораль
есть непосредственное сознание смысла
жизни в процесс е самой жизни, то этика
есть "сознание сознания жизни, то есть
сознание жизни второго уровня". Почему
моральное сознание постоянно нуждается
во вторичной рефлексии.
Причина состоит
в том, что оно очень часто
попадает в конфликтную ситуацию
- кризис ценностей, когда мораль
теряет свою очевидность, а
люди перестают понимать, что
есть добро и что есть зло.
Занимая определенное
место в системе гуманитарного
знания, этика имеет свою специфику
и вместе с тем она тесно
связана с другими гуманитарными
науками. Так, психология "поставляет"
этике конкретно-научный материал
о механизме поведения и регуляции
личности, этнография помогает пролить
свет на возникновение тех
или иных норм морали, история
дает объяснение их изменчивости
и противоречивости.
Особо следует
отметить связь этики и философии.
Как уже говорилось, этика - философское
учение, а в рамках философии
ее особенность состоит в том,
что она представляет собой
нормативнопрактическую часть философии.
Долгое время например, в учениях Платона,
Аристотеля, стоиков, Канта - она даже считалась
ядром философии. Этика базируется на
определенной философии, выражает ее основные
идеи, является ее частью. И одновременно
отличается от нее: если философия изучает
предельно общие принципы отношений человека
и мира, то этика - нравственные принципы
отношений человека с миром и другими
людьми. Причем в последнее время круг
этических проблем стремительно расширяется:
сегодня в него входят отношения человека
и к природе, и к науке, и к политике, и к
вопросам жизни и смерти, и к самому себе
...
Сложность и многомерность
предмета этики обусловливает
задачи, стоящие перед ней. Их
можно свести к следующим:
1) описывать мораль
- ее историю, ее сегодняшние
нормы, принципы И идеалы - то, что принято
называть нравственной культурой общества;
2) объяснять мораль
- пытаться дать анализ сущности
морали в ее "должном" и
"сущем" вариантах;
3) учить морали - давать
людям необходимые знания о
добре и зле, способствуя самосовершенствованию
человека и выработке им собственной
стратегии "правильной жизни"
Связь этики с
другими науками. Общее положение
Из того, что было сказано
раньше, следует, что этику следует
рассматривать, как принадлежащую
к группе наук, которые называются
философскими. В настоящее время
вопрос об общей природе и подразделениях
философской науки является в
некоторой степени дискуссионным;
и конечно в нашу настоящую
задачу не входит начинать дискуссию
по этому вопросу; но возможно студент
найдет следующие утверждения полезными
и не очень запутанными. Можно
скорректировать их самостоятельно,
если возникнет необходимость, по мере
изучения философии.
Философия – это изучение
природы опыта как целого. Отдельные
науки исследуют отдельные порции
содержания нашего опыта; но философия
пытается понять целое в свете
его основных принципов. Для этого
она пытается проанализировать разные
элементы, которые входят в устройство
мира, как мы его знаем. Эта часть
исследования, возможно, лучше всего
описана в эпистемологии. Далее
мы можем проследить возникновение
различных элементов, составляющих
наш опыт – исследовать, так сказать,
процесс появления опыта в
сознании индивидуумов и рас. Это
задача психологии. Теперь, когда мы
таким образом исследуем наш опыт и прослеживаем
его развитие, оказывается, что содержание,
выявленное таким образом, состоит частично
из фактов, представленных нашему сознанию,
и частично из идеалов. Изучение отдельных
фактов, возникающих в нашем сознании,
следует оставить отдельным наукам; или,
насколько философия способна их рассмотреть,
они формируют содержание того, что называется
философией природы. С другой стороны,
идеалы, возникающие в нашем сознании,
которых насчитывается три, соответствуют
знаниевой, чувственной и волевой сторонам
нашей сознательной природы. Это идеалы
истины, красоты и доброты. Изучение этих
идеалов формирует содержание трех наук:
логики, эстетики и этики. Наконец, возникает
вопрос в отношении вида и степени реальности,
которой обладают эти различные элементы
в нашем опыте. Это вопрос, известный как
онтология. Первый и последний из этих
разделов науки – эпистемология и онтология
– имеют тенденцию к объединению; а
вместе они образуют то, что известно как
метафизика, которая таким образом формирует
альфу и омегу философских наук.
Отсюда видно, что этика
находится, вместе с логикой и
эстетикой, посередине между психологией
и метафизикой; и на самом деле,
что бы ни думали по поводу вышеупомянутого
способа установления связи, в общем
признается, что существует очень тесная
связь между этикой и каждой из двух других
философских наук.
Дальнейшее рассмотрение,
однако, обнаруживает ряд других дисциплин,
с которыми этика тесно связана.
У некоторых она черпает материал,
другим предоставляет помощь. Неплохо
было бы попытаться выявить некоторые
из этих связей более подробно, хотя
конечно, здесь возможно лишь кратко
их обозначить.
Физика и этика
Связь физики и этики существует,
хоть и небольшая. Иногда предполагается,
что проблема физической каузации имеет
важное влияние на этику. Считается, что
нравственность теоретически допускает
свободу воли, и что существует определенный
конфликт между этим постулатом и теорией
универсального приложения закона причины
и следствия. Этот вопрос будет рассматриваться
в следующей главе. Тем временем достаточно
будет сказать, что предположение такого
конфликта основывается на заблуждении.
Конечно, этика косвенно
связана с физикой, ввиду того,
что знание физических законов позволяет
нам предсказывать более точно
и определенно, чем мы могли бы
делать это в противном случае,
каковы будут следствия того или
иного варианта поведения. Но это
знание влияет только на детали поведения,
а не на общие принципы, которыми
поведение руководствуется. Мудрый
человек в наше время меньше боится моря
и звезд и больше боится загрязненного
воздуха и воды, чем такой же мудрый человек
в древние времена; но общий анализ вопроса,
каких вещей нам следует бояться и каких
не следует, не обязательно окажется под
влиянием этой разницы в деталях, появляющейся
в результате развития знаний. Физика,
в двух словах, обычно полезна для этики
тем, что помогает нам понимать окружающую
среду, внутри которой протекает духовная
жизнь, а не природу духовной жизни как
таковой.
Биология и этика
Связь биологии с этикой
гораздо теснее, чем физики с химией,
но по существу, имеет такой же косвенный
характер. Многие из самых священных человеческих
обязательств основываются на физических
суждениях; но общие принципы, на которых
базируются эти обязательства, могут обсуждаться
без всякой связи с физиологическими деталями,
и никакие новые физиологические открытия
не повлияют на их общие принципы.
Некоторые современные
писатели под влиянием теории эволюции,
представляли связь биологии и этики,
как носящую более фундаментальный
характер, чем тот, который обозначен
сейчас. Считается, что критерий хорошего
или плохого поведения скрывается
в тенденции содействовать развитию
жизни или наоборот; и что, следовательно,
мы можем говорить о хорошем или
плохом поведении у низших форм жизни,
в том же самом смысле, как и
у человека. Это точка зрения,
на которую будет сделана ссылка
позже. Тем временем, представляется
важным сказать, что поведение, в
том смысле, в каком этот термин
используется в этике, не имеет значения,
если не относится к существу, обладающему
рациональной волей; и что в случае
такого существа, развитие жизни –
это лишь вспомогательная часть
цели. Следовательно, биология не имеет
никакого прямого влияния на этику.
Изучение жизни животных, однако, действительно
проливает свет на развитие нравственного
сознания; но это происходит только до
тех пор, пока животная жизнь изучается
с психологической, а не чисто биологической
точки зрения
Психология и
этика
Связь психологии и этики
гораздо теснее и гораздо более
важна. В то же время, не следует преувеличивать
их зависимости друг от друга. Как
логика имеет дело с правильностью
мысли, так этика имеет дело с
правильностью поведения. Ни та, ни
другая не касаются напрямую процесса,
в результате которого мы приходим
к правильной мысли или к правильному
поведению. Тем не менее, изучающий
этику не может игнорировать процессы
чувствования, желания и проявления
воли; как не может игнорировать
процессы обобщения, оценивания и аргументации
изучающий логику; и анализ всего
этого попадает в сферу деятельности
психолога. Психология, по сути, как
я уже попытался доказать, ведет
к этике, также как она ведет
к логике и эстетике.