Связь этики с другими науками. Общее положение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:41, реферат

Описание работы

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Специфический аспект, в котором человеческая жизнь рассматривается этикой, - это общение, понимаемое не как один из атрибутов человеческой жизни, а как ее фундаментальная предпосылка и основа. Нередко, обсуждая проблему общения, вспоминают слова известного французского писателя-гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери о том, что "единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". Это действительно так. Но этика рассматривает. общение не только как "роскошь", но и как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение 2
Связь этики с другими науками. Общее положение 5
Физика и этика 6
Биология и этика 7
Психология и этика 7
Логика, эстетика и этика 8
Метафизика и этика 9
Этика и политическая философия 10
Этика и экономика 10
Этика и педагогика 11
ЛИТЕРАТУРА 12

Файлы: 1 файл

Этика и другие науки.docx

— 33.81 Кб (Скачать файл)

В этой связи, однако, следует  отметить еще один важный момент, которого мы еще не касались. Человеческое поведение, как мы будем все более убеждаться, имеет социальное соотнесение. Большинство  наших действий получают нравственную значимость в значительной степени  из нашей связи с собратьями. Сейчас психология, являясь повсеместно  изучаемой, почти не уделяет этому  внимания. Психология, как правило, имеет дело с развитием индивидуального  сознания и лишь косвенно ссылается  на факты социальных связей. Возможно, однако, изучать процесс психического развития с более социальной точки зрения. Изучение языка, к примеру, изучение обычаев дикарей, изучение развития общества, и т.д. проливает свет на постепенное развитие человеческого разума в связи с его социальным окружением. Термин «социология» использовался для наиболее полного обозначения таких социальных явлений; и с точки зрения этики такое изучение явлений разума в связи с обществом представляет больший интерес, чем фундаментальная индивидуальная психология.

Логика, эстетика и  этика

Эти три науки, как уже  указывалось, по существу являются родственными. Все они нормативны, а не точные: они связаны, так сказать, не с  исследованием фактов и связей между  фактами, а с обсуждением стандартов. Логика изучает стандарт истины. Она  связана с обоснованностью различных  процессов мышления. Эстетика и этика, с другой стороны, связаны, можно сказать, с оценкой или ценностью. Эстетика рассматривает стандарт красоты или, возможно, ценность чувства.  Этика рассматривает стандарт добродетели, т.е. оценку или ценность с точки зрения действия – можно назвать это смелостью. Обоснованность, ценность, смелость можно сказать, являются предметами изучения трех наук; но это, конечно, что-то вроде игры слов. По меньшей мере, они тесно связаны друг с другом. Этику можно описать как едва ли не логику поведения – т.е. она рассматривает условия логичности поведения с идеалом, заложенным в нем, так же как логика рассматривает условия логичности мысли в соответствии с предполагаемыми стандартами. С другой стороны, изучение Хорошего также тесно связано с изучением Красивого. Действительно, связь между двумя понятиями настолько тесная, что греки использовали одно и то же слово для обозначения красоты и нравственного благородства.

Фраза «красота святости»  также встречается в древнееврейской  литературе; а в настоящее время  мы сталкиваемся с такими выражениями  как «красивая душа», «красивая  жизнь» и им подобными – хотя эти выражения скорее относятся  к религиозному благочестию, чем  только к нравственному превосходству, и даже в этом значении воспринимается нами как имеющие оттенок лицемерия. Я уже упоминал, что греческие  философы оказались в двусмысленном  положении, не сумев провести четкой границы между нравственным поведением и искусством; и более четкое разделение двух понятий в наше время обозначает прогресс в научной ясности.  Когда духовная жизнь расценивается как красивая, она рассматривается с некой внешней точки зрения, как если бы она являлась результатом, а не волевым актом; и это происходит, несомненно, оттого, что греки не достигли полностью внутренней точки зрения (чему мы обязаны в большей степени христианству), что они соблазнились считать духовную жизнь просто художественным продуктом. Когда мы рассматриваем нравственность, как включающую в себя борьбу воли, она вряд ли произведет на нас впечатление красивой. В религиозном смысле также, когда мы говорим о красоте святости, красивых душах и красивых жизнях, мы обычно думаем о людях «рисующихся», а не живущих, как если бы они были пассивными производными, а не активными творцами. Тем не менее, нельзя отрицать, что изучение жизни выдающейся добродетели дает нам определенное эстетическое удовлетворение; и с некоторых точек зрения для современного писателя соблазнительно считать добродетель видом красоты. Рассмотрение связи между хорошим и красивым – это, однако, слишком сложная задача для данного момента; И мы должны пока, во всяком случае, отложить дискуссию.

Метафизика и  этика

Изучение обоснованности и ценности неизбежно приводит к  проблеме реальности. В случае с  мыслью, мы можем на некоторое время  удовлетвориться простым анализом ее формальной непротиворечивости. Но вскоре этого оказывается недостаточно; и мы переходим, как в том, что  называется индуктивной логикой, к  вопросу условий взаимодействия мысли с фактами природы. Это, в свою очередь, приводит нас к  обсуждению первичной природы реальности. Подобным образом, рассматривая красивое, мы можем сначала довольствоваться тем, чтобы считать его приятным; но вскоре мы сталкиваемся с вопросом, насколько иллюзорна приятность объектов и насколько она основывается на их внутренней природе. Таким образом, в обоих случаях мы подходим к  метафизическим вопросам. То же происходит и в отношении этики. Когда  мы спрашиваем, что составляет ценность или активную оценку человеческой жизни, мы вскоре приходим к вопросу внутренней природы человеческой личности и  ее месте во вселенной реального  существования. Возможно, несомненно, достичь определенной продолжительности  в логике/эстетике и этике, не настаивая  на ответах на элементарные вопросы  онтологии; но все они неизбежно  приводят нас к этим проблемам.

Этика и политическая философия

До сих пор мы говорили о науках, на которых этика, можно  сказать, основывается. Теперь следует  рассмотреть разделы исследования, которые основываются на этике. Все  их можно объединить под одним  заголовком политической или социальной философии. Как я уже упоминал, изучение поведения неизбежно ведет  к изучению социальной жизни. Совершенно одинокий человек непостижим. Человек  всегда является членом какого-либо сообщества. Как сказал Аристотель, человек – это политическое животное. Следовательно, этика очень тесно связана с политикой. Мы не можем рассматривать добродетели человека, не учитывая также общество, с которым он связан, и способы, которыми оно может помогать или препятствовать развитию его жизни. Также, идеал, который мы устанавливаем для человека, обязательно будет предполагать идеальное устройство общества, которое наилучшим образом будет подходить для того, чтобы дать возможность человеку реализовать свои самые высокие цели. По этой причине Аристотель зашел настолько далеко, что утверждал, что этика по сути своей является частью политики. Если мы примем это утверждение, однако, мы должны применять термин «политика» в очень широком смысле. В этом широком смысле возможно лучше употреблять термин «социальная философия». Но даже в более узком смысле термина очевидно, что связь между этикой и политикой должна быть очень тесной.

Этика и экономика

Среди разделов политической философии, с которой этика, таким  образом, тесно связана, существует один, которому в последнее время  придается важное значение – наука политэкономии. Экономика, как и этика, имеет дело с товарами, т.е. с вещами, имеющими ценность в отношении определенных свойственных человеку аспектов. Но в то время как товары, с которыми имеет дело этика – это поступки, являющиеся условиями достижения высшей цели жизни, экономические товары – это просто объекты, являющиеся средством удовлетворения любой из нужд человека. Отсюда следует, что если мы действительно хотим понять ценность экономических товаров, мы должны рассматривать их в тесной связи с этическим товаром.  К примеру, пища, одежда, жилье и т.п. – это экономические товары; и они служат для разнообразных целей – поддержание жизни, развитие жизни, продление жизни, стимулирование удовольствий, достижение независимости, поддержка мира, порядочности и безопасности и т.д. А ценность товаров будет зависеть от важности этих целей. Сейчас важность этих целей может быть установлена только путем наблюдения за их связью с высшей целью наших жизней. Поэтому определенное знание этики предполагается в разумном изучении экономики. Этой истине часто не уделяют должного внимания. Изучение экономики слишком часто происходит таким образом, словно богатство является целью само по себе; и это имело практическим результатом замедление социальных реформ и поощрение тех, кто уже был готов добиться богатства любой ценой. По этой причине Карлайл, Раскин и другие моралисты сурово критиковали некоторых ведущих авторов политэкономии; и сейчас общепризнано, что связи между этикой и экономикой следует развивать, по крайней мере, если рассматривать экономику любого уровня как нормативную и практическую.

Этика и педагогика

Этика должна также проливать  свет на образовательную науку. Читатель уже вероятно обнаружил, при изучении предыдущего курса философии, что  психология часто говорит о том, что имеет отношение к образованию. Психология, однако, в основном занимается различными возможностями человеческого  разума и способами их развития. Свет, который она проливает на интеллектуальное образование, подобен  тому, который проливает физиология на физическое образование. Вопрос о  том, какие качества наиболее желательно пробуждать и усиливать, должен, очевидно, зависеть от нашего взгляда на то, какими качествами должны обладать хорошие  граждане, и в общем от нашего взгляда на природу этической цели.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Матюшин Г. Г."Этика. Курс лекций" 2007.

2. Максимов Л.В. «Этическая мысль». - Вып. 4. - М.: ИФ РАН. 2003.

3. Ефимов В.Т. Этика и моралеведение // Вопросы философии. 1982. № 2.

4. Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.. 2001. 4        5. Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.

6. Золотухина- Аболина. Курс лекций по этике, Ростов-на-Дону, 1998.

7. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.

8. Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

9. www.ru.wikipedia.org

 

 

 


Информация о работе Связь этики с другими науками. Общее положение