Традиции становления административной этики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Реализация данных принципов выражается и в ряде негативных моментов, которые без труда усматриваются и сегодня. Так, принцип адресного распределения обязанностей в тенденции может подорвать всякую персональную инициативу. С другой стороны, данный принцип объективно способствует так называемой «инфляции полномочий», поскольку возросший круг задач связан с возрастанием компетенции соответствующего чиновника. Практика же показывает, что после выполнения этих задач уровень полномочий должностного лица, как правило, остается на достигнутом, т.е. более высоком уровне, что не всегда целесообразно.

Файлы: 1 файл

этика.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Задание 3. Контрольная работа по курсу

«Этика и  культура государственных и муниципальных  служащих» 

 

Отчетность № 1

к разделу 1. «Традиции становления административной этики в России»

Вариант 1.3

Назовите основные моменты критики рациональной модели бюрократии, в чем проявляются недостатки рациональной модели бюрократии в российской практике государственного и муниципального управления, проиллюстрируйте свой ответ.

 

Рациональная бюрократия строится на ряде принципов:

  1. Принцип адресного распределения заданий
  2. Принцип иерархии должностей
  3. Принцип нормативного регулирования
  4. Принцип документооборота

 

Реализация данных принципов  выражается и в ряде негативных моментов, которые без труда усматриваются  и сегодня. Так, принцип адресного  распределения обязанностей  в тенденции может подорвать всякую персональную инициативу. С другой стороны, данный принцип объективно способствует так называемой «инфляции полномочий», поскольку возросший круг задач связан с возрастанием компетенции соответствующего чиновника. Практика же показывает, что после выполнения этих задач уровень полномочий должностного лица, как правило, остается на достигнутом, т.е. более высоком уровне, что не всегда целесообразно.

Принцип иерархии должностей может способствовать развитию у  административных работников промежуточного звена, так называемого «синдрома велосипедиста» (по мере продвижения в гору, необходимо сильнее жать на педали). Речь идет об особенно неприятном типе карьериста, который действует по принцип сильного давления на подчиненных, чтобы доказать свою эффективность и облегчить себе путь наверх. Кроме того, данный принцип развивает в сотрудниках чувство  подчеркнутой и в тенденции сервильной лояльности к руководителю по принципу («плох или хорош, но это мой патрон»). Наконец, данный принцип развивает в сотрудниках особый «местнический патриотизм», ограниченный рамками  соответствующего отдела, сектора или департамента.

Принцип нормативного регулирования  в наибольшей степени открыт для  злоупотребления со стороны управленцев. В частности, побочным эффектом его применения является бюрократическая волокита. При этом, особенно нетерпимым является такая ситуация, когда бюрократ все свои решения аргументирует ссылками на ведомственные или даже локальные акты и тем самым фактически игнорирует супремацию законов. В тенденции этот принцип также способствует становлению классического типа бюрократа: безынициативного, равнодушного и часто трусливого управленца.

Наконец, принцип документооборота может привести к чрезмерной формализации процессов управления. При этом, неизбежно утрачивается связь с материальным содержанием целей и задач управления. Руководители начинают оценивать работу сотрудников по двойному стандарту. Так, в целях защиты корпоративных интересов всего отдела перед вышестоящим начальством, руководитель отдела готов «закрыть глаза» на существенные недостатки работы конкретного сотрудника, если его отчет с формальной стороны выполнен вполне удовлетворительно.

 

Черты каких  моделей профессиональной культуры чиновника присущи современной  российской системе государственного и муниципального управления: обоснуйте свой ответ.

 

Глобальным стадиям  общественного развития соответствуют  достаточно четко выраженные, определенные модели профессиональной культуры чиновников. Анализ этих моделей  позволяет выделить определенные типы чиновников, а значит - господствующие в каждой исторической эпохе профессиональные ценности, навыки, моральные деловые качества, исповедуемые жизненные установки.

Патриархальной стадии соответствует патримониальная  бюрократия. Принцип личной преданности неизменно имеет первостепенное значение в патримониальных властных структурах.

 

Границы между сферами  полномочий патримониальных чиновников неизбежно оказываются нечеткими. В конечном счете, они определяются в ходе соперничества между самими чиновниками. Поэтому и интриганство, и чинопочитание, и фаворитизм здесь закономерны. Поскольку чиновник рассматривает свою власть как личную привилегию, в тех случаях, когда традиция не требует от него обязательного совершения каких-либо действий, они производятся по собственному усмотрению и нередко лишь в расчете на вознаграждение.

Становление индустриального  общества порождает тип рациональной бюрократии. Переход от патримониальной  бюрократии к рациональной нередко  оценивают как большой исторический прогресс и сравнивают его значимость с переходом от ручного труда к труду машинному. На смену принципу личной преданности, здесь приходит ориентация на безличный порядок. Предполагается, что повиноваться следует формальным правилам, а не лицу, обладающему властью. Это институт, основанный на господстве формальных, безличных правил и процедур, норм и инструкций, жесткой регламентации, иерархичности, узкой специализации и профессиональной компетенции должностных лиц. Чиновник здесь социально гораздо больше защищен. Рациональная бюрократия предпочитает руководствоваться объективными критериями, а не личными симпатиями и предпочтениями. Бесстрастность, формализм, законопослушность - таковы характеристики бюрократии, заложенные в идеальном типе легально-рациональной бюрократии. Верность чиновника служебному долгу не предполагает безусловной личной преданности по отношению к руководителю, как это имеет место в патримониальных властных структурах.

 

Деятельность чиновника  подчинена вроде бы безличным  и чисто функциональным задачам. Но организация может выступать в некотором роде заменой индивидуального господина в качестве объекта преданности. При этом чиновник полностью зависит от той организации, которой он служит.

Сегодня на смену классической концепции рациональной бюрократии М. Вебера, Ф. Гуднау, В. Вильсона приходят неоклассические школы государственно-административного управления, которые делают основной упор на инновационное соединение организационно-технологических компонентов управления и субъективно-личностных, социокультурных начал. Ведущим в этой структуре выступает человеческое измерение, «антропологизация управления», в частности, ориентация чиновника не столько на выполнение функциональных обязанностей, сколько на запросы населения.

Появляются теории «отзывчивой» и «ответственной» администрации, концепции «социального менеджеризма» с его ориентацией на клиента (население), на социальный эффект, на рыночные экономические отношения, а не только на формальное администрирование. Разрабатываются модели полицентризма, «горизонтальных», «плоских» структур, которые соответствуют требованиям партисипаторной демократии (демократии участия), непосредственного участия граждан в управлении, открытости административной организации, приближения ее к людям и гражданской ответственности. Во многих странах начинает пробоваться новая модель профессиональной культуры административно-государственного и муниципального управления. Интегральной характеристикой такой модели является пока что непривычное для российского управленческого менталитета обозначение - государственный или муниципальный «социальный менеджеризм». В этой характеристике учтены многие особенности современного управления, в частности, гибкость, прозрачность, большая ориентация на результаты, на клиента, горизонтальные связи и сотрудничество, влияние рынка и норм нравственности и т.д.

 

Отчетность № 2:    Контрольная  работа

к разделу 2: Реформирование  административной этики в практике современного государственного управления

 Тема: «Институционализация этики в условиях административной реформы»

 

 

 

Задание 2.1.  Провести сравнительный анализ кодексов поведения государственных служащих, заполнив следующую таблицу:

Параметры сравнения студент определяет самостоятельно (по примеру двух первых, указанных в таблице)

 

Параметры сравнения

РФ

Западные страны

Запреты

1.не использовать свое  служебное положение для оказания  влияния на деятельность государственных  органов, организаций, должностных  лиц, служащих и граждан при  решении вопросов, лично касающихся  государственного служащего

2. воздерживаться от публичных  высказываний, суждений и оценок  в отношении деятельности государственных  органов и их руководителей, если это не входит в должностные (служебные) обязанности государственного служащего

3.принимать подарки в денежном эквиваленте

4. не совершать поступки, порочащие  честь и достоинство государственного служащего

1.Не разрешается совмещать  службу в государственном аппарате  с занятием различного рода  должностей в коммерческих организациях (Великобритания)

2. запрещено совместительство в других государственных органах, в  качестве должностных лиц, а также совместительство в качестве консультантов и членов советов фирм и других организаций, имеющих целью извлечение прибыли (Япония)

3. запрещается участвовать в политических дискуссиях (США, Великобритания)

4. запрещено государственным служащим принимать «что–либо представляющее ценность», от тех, кто заинтересован в том, чтобы были приняты конкретные официальные решения или меры(Великобритания, Германия)

5. Государственные служащие не вправе сознательно извлекать материальную выгоду из информации, которая еще не обнародована и стала им известна в результате выполнения своих служебных обязанностей (Великобритания)

Обязанности

1.соблюдать нормы служебной,  профессиональной этики и правила делового поведения

2. проявлять:

корректность и внимательность в обращении с гражданами и  представителями организаций

3. терпимость и уважение к  обычаям и традициям народов  России, учитывать культурные и  иные особенности различных этнических социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию

4. воздерживаться от поведения,  которое могло бы вызвать сомнение  в объективном исполнении должностных  (служебных) обязанностей, а также  избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа

1. реализации принципов порядочности, честности, объективности, беспристрастности на основе бескорыстной, принципиальной, подотчетной и открытой деятельности(Великобритания)

2. В Германии выделяются  требования служить народу (обслуживать  его) и соблюдать дисциплину  и законы (нарушение законов считается  позорным и постыдным делом)

3. обеспечение независимости,  суверенитета, безопасности и процветания страны(Сингапур)

Принцип лояльности

Быть терпимым, понимающим по отношению к обращениям граждан РФ

Быть терпимым, понимающим по отношению к обращениям граждан(Германия)


 

 

Организационные формы  этических норм в органах государственной  власти

 

Комиссии по этике

В Российской Федерации этические правила поведения государственных служащих закреплены Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и общими принципами поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885. На них возлагаются определенные обязанности:

1.соблюдать нормы служебной,  профессиональной этики и правила  делового поведения;

2.проявлять корректность  и внимательность в обращении  с гражданами и представителями организаций;

3. терпимость и уважение  к обычаям и традициям народов  России, учитывать культурные и иные особенности

4.воздерживаться от  поведения, которое могло бы  вызвать сомнение в объективном  исполнении должностных (служебных)  обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа;

5.при угрозе возникновения  конфликта интересов сообщать  об этом непосредственному руководителю  и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование негативной ситуации;

6.не использовать свое  служебное положение для оказания  влияния на деятельность государственных  органов, организаций, должностных  лиц, служащих и граждан при  решении вопросов, лично касающихся  государственного служащего;

7.воздерживаться от  публичных высказываний, суждений  и оценок в отношении деятельности  государственных органов и их  руководителей, если это не входит в должностные (служебные) обязанности государственного служащего;

не совершать поступки, порочащие честь и достоинство государственного служащего.

Существенная особенность  государственной службы Нидерландов  состоит в функционировании Бюро обеспечения этики и добропорядочности в сфере государственного управления (BIOS, далее — Бюро), которое также учреждено в качестве структурного подразделения Министерства внутренних дел Королевства Нидерландов. На него возложены пять основных функций:

1.стимулирование самой  добропорядочности и ее стратегий;

2.разработка стратегий  добропорядочности и инструментов  их внедрения;

3.сбор информации в  сфере добропорядочности (лучшие  практики на национальном и  международном уровнях, проведение  научных исследований с публикацией  их результатов);

4.распространение знаний  и обмен ими в сфере добропорядочности,

5.организация (самостоятельно или совместно) конференций; 6.распространение знаний через Интернет-сайт;

7.организация консультативных встреч представителей разных организаций и их ключевых лиц;

8.разработка новых  подходов в сфере добропорядочности

2. Ценностный этический  кодекс государственной службы Канады (как нормативный акт Казначейства Канады в качестве части контракта всех государственных служащих) устанавливает, что основу деятельности службы, ее обязанностей и ценностей составляют конституция, законы и принципы ответственного управления

3.


 

Отчетность  № 3                                    

по  материалам раздела 2: Реформирование  административной этики в практике современного государственного управления

 

 

 

 

 

Вариант1

Предотвращение и преодоление конфликта интересов на государственной службе.

 

Политика  предотвращения конфликта интересов не сводится к простому запрещению каких бы то ни было частных интересов должностных лиц государственных органов. Непосредственная задача предотвращения конфликтов интересов должна заключаться в поддержании добропорядочности официальных политических и административных решений и системы государственного управления в целом.

Общепризнанно, что запретительными  и рекомендательными мерами исключить  появление конфликтов интересов  в системе государственной службы невозможно. Необходимым является также формирование адекватной государственным и общественным интересам внутренней и внешней среды государственной службы, профессиональной личности государственного служащего, в основе мотиваций должностного поведения которой должны быть принципы служения российскому государству и обществу, соблюдение законности и уважение гражданских прав и свобод личности.

Системный подход к противодействию коррупции  в России, а не к отдельным ее проявлениям, заложен в Национальном плане противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации от 31 июля 2008г. № Пр-1568. В Национальном плане противодействия коррупции определены основные сферы и направления противодействия коррупции:

меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции (Раздел I);

меры по совершенствованию  государственного управления в целях  предупреждения коррупции (Раздел II);

меры по повышению  профессионального уровня юридических  кадров и правовому просвещению (Раздел III);

раздел IV посвящен первоочередным мерам по реализации Национального плана.

В качестве первоочередных мер по реализации Национального  плана противодействия коррупции  определены:

обеспечение соблюдения государственными служащими Общих  принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 814);

обеспечение действенного функционирования Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, создание которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».

Информация о работе Традиции становления административной этики в России