Традиции становления административной этики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Реализация данных принципов выражается и в ряде негативных моментов, которые без труда усматриваются и сегодня. Так, принцип адресного распределения обязанностей в тенденции может подорвать всякую персональную инициативу. С другой стороны, данный принцип объективно способствует так называемой «инфляции полномочий», поскольку возросший круг задач связан с возрастанием компетенции соответствующего чиновника. Практика же показывает, что после выполнения этих задач уровень полномочий должностного лица, как правило, остается на достигнутом, т.е. более высоком уровне, что не всегда целесообразно.

Файлы: 1 файл

этика.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Общие принципы поведения государственных служащих были законодательно закреплены в целях  повышения доверия общества к  государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Общие принципы поведения государственных служащих (согласно пункту 1) представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей. В соответствии с пунктом 2 названных Общих принципов государственные служащие, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

уведомлять  представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

соблюдать установленные  федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

принимать предусмотренные  законодательством Российской Федерации  меры по недопущению возникновения  конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов.

Кроме того, в  пункте 3 Общих принципов установлено, что государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов, принимать меры по предупреждению коррупции.

Порядку предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе посвящена специальная глава в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Статья 11. «Порядок предотвращения и урегулирования конфликта  интересов на государственной и муниципальной службе» устанавливает:

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

Ряд положений  статьи, определяющие порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, не являются новеллами, и содержались в изданных ранее законодательных актах.

Так в Общих  принципов поведения государственных  служащих, утвержденных. Указом Президента Российской Федерации  
от 12 августа 2002 г. № 885, было установлено, что государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов.

В Федеральном  законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» имеется специальная статья 19, которая посвящена урегулированию конфликта интересов на гражданской службе. Согласно требованиям закона в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Таким образом, на государственного служащего возлагается  обязанность уведомления о конфликте  интересов как своего непосредственного  начальника, так и представителя  нанимателя.

Как отмечалось ранее, часть 3 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возлагает на представителя нанимателя, в случае если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязанность принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Данная обязанность также закреплена и в части  4 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которого представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном данным законом.

Основным способом получения представителем нанимателя (непосредственным начальником) государственного служащего информации о возникновении конфликта интересов является информирование его самим государственным служащим, у которого конфликт интересов возник или может возникнуть.

Так, например, реализуя предоставленное Федеральным  законом  
от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» право, выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов, государственный служащий обязан предварительно уведомить об этом представителя нанимателя. Данное право реализуется гражданским служащим не в разрешительном, а в уведомительном порядке.

Представитель нанимателя может, получив такую информацию и оценив намерения гражданского служащего по поводу выполнения им иной оплачиваемой работы, усмотреть в этом конфликт интересов. В таком случае представитель нанимателя, обязан предпринять меры по его предотвращению или урегулированию через рассмотрение этой проблемы в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Комиссия рассматривает  данный вопрос и принимает решение:

либо об установлении, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

либо об установлении факта наличия личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

На основании решения Комиссии представителю нанимателя предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов.

Федеральный закон 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской  службе Российской Федерации», разрешив гражданским служащим выполнять иную оплачиваемую работу, если это не вызывает конфликт интересов, вместе с тем устанавливает достаточно серьезные санкции в случае злоупотребления данным положением. Государственный гражданский служащий, продолжающий выполнять иную оплачиваемую работу, несмотря на принятое конфликтной комиссией решение о наличии конфликта интересов, тем самым нарушает обязанность, предусмотренную пунктом 12 части. 1 статьи 15 данного закона. В соответствии же с пунктом 13 части 1 статьи. 33 Федеральный закон 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом, является основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Федеральным законом  от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» не устанавливается источник информации представителя нанимателя о возникновении возможной личной заинтересованности государственного гражданского служащего.

Помимо заявления  государственного гражданского служащего  о деятельности, приносящей доход, которая  может явиться причиной конфликта  интересов, представителю нанимателя не запрещается использовать и иную информацию.

Источниками информации о конфликте интересов могут являться:

результаты  служебных проверок соблюдения государственным  служащим установленных законодательством  ограничений и не нарушения запретов;

материалы проверок достоверности представляемых в установленном порядке сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи;

информация, полученная от организаций или граждан, считающих  себя пострадавшими от неправомерных  действий государственного служащего, связанных с конфликтом интересов;

материалы публикаций в средствах массовой информации.

Если, по мнению представителя нанимателя, в представленной информации в деятельности «попавшего под подозрение» государственного гражданского служащего существует конфликт интересов, данная ситуация с государственным гражданским служащим также может подлежать рассмотрению в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Вторым субъектом, на которого Федеральный закон от 25 декабря  
2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возлагает обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является представитель нанимателя.

В частях 4 и 5 статьи 11 данного  закона содержится указание на основные способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной  или муниципальной службе. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются также путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В настоящее время процесс  отвода (самоотвода) государственного служащего не урегулирован. Понятие отвода (самоотвода) ранее в законодательстве о государственной не использовалось и было характерно в основном для сферы юрисдикционной деятельности. Так, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации в определенных случаях отводу подлежат судьи, эксперты, специалисты, переводчики, прокуроры, следователи. По аналогии можно предположить, что отвод (самоотвод) государственного служащего не связан с его отстранением от должности, а может касаться недопущения его к рассмотрению конкретного дела, принятия определенного управленческого решения, осуществления контроля деятельности определенной организации и т.п.

Рассмотренные способы не являются исчерпывающими в предотвращении и урегулировании конфликта интересов. В определенных случаях предотвращение или урегулирование конфликта интересов может быть достигнуто только путем увольнения государственного служащего.

В комплексе мер по предупреждению и урегулированию конфликта интересов, которые минимизировали бы коррупционные угрозы в деятельности, отмечаются:

создание правил совершения управленческих действий, уменьшающих  необоснованно широкое усмотрения должностных лиц;

введение административных регламентов по каждой из функций, направленных на соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций при оказании государственных услуг, и системы оценки качества их выполнения.

Федеральная программа «Реформирование  и развитие системы государственной  службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. №261, определила не только стратегию дальнейшего развития государственной службы, но и конкретные задачи и приоритеты, которые раскрывают содержание развития государственной службы, мобилизующие и организующие государственных служащих на высокопрофессиональную эффективную служебную деятельность.

Информация о работе Традиции становления административной этики в России