Управленческая культура. Особенности национальной культуры управления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 23:17, контрольная работа
Описание работы
Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Важным фактором успеха является совершенствование управленческой культуры . Слово "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование, развитие. В широком смысле термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………2 Управленческая культура. Особенности национальной культуры управления………………………………………………………………….4 Понятие и типы организационной культуры образовательного учреждения………………………………………………………….4 Основные компоненты управленческой культуры руководителя образовательного учреждения…………………………………….7 Основные функциональные обязанности руководителей общеобразовательной школы…………………………………...…9 Повышение воспитательного потенциала школы №5 через корректировку организационной культуры……………………..12 Особенности национальной культуры управления……………..15 Список используемой литературы …………………………………...…21
Ценности управления
педагогическими системами многообразны.
Это могут быть:
ценности-цели, раскрывающие
значение и смысл целей управления целостным
педагогическим процессом на разных уровнях
иерархии: цели управления системой образования,
цели управления школой, цели управления
педагогическим и ученическим коллективами,
цели управления самовоспитанием и саморазвитием
личности и т.д. Личностное принятие таких
целей, их признание и оценка делают ценности-цели
своеобразными регуляторами управленческой
деятельности;
-ценности-знания, раскрывающие
значение и смысл школоведческих знаний
в сфере управления: знание методологических
основ управления, внутришкольного менеджмента,
знание особенностей работы с учениками
и учащимися городских и сельских школ,
знание критериев эффективности управления
педагогическим процессом и др.;
-ценности-отношения, раскрывающие
значимость взаимоотношений между участниками
педагогического процесса, отношения
к себе, к своей профессиональной деятельности,
межличностных отношений в педагогическом
и ученическом коллективах, возможности
их целенаправленного формирования и
управления;
-ценности-качества, раскрывающие
многообразие индивидных, личностных,
коммуникативных, поведенческих качеств
личности руководителя-менеджера как
субъекта управления, отражающихся в специальных
способностях: способности прогнозировать
свою деятельность и предвидеть ее последствия,
способности соотносить свои цели и действия
с целями и действиями других, способности
к сотрудничеству и соуправлению и др.
Технологический компонент
управленческой культуры директора школы
включает в себя способы и приемы управления
педагогическим процессом. Технология
внутришкольного управления предполагает
решение специфических педагогических
задач. Решение данных задач основывается
на умениях руководителя-менеджера в области
педагогического-анализа и планирования,
организации, контроля и регулирования
педагогического процесса. Уровень управленческой
культуры директора школы зависит от уровня
овладения приемами и способами решения
указанных типов задач.
Личностно-творческий
компонент управленческой культуры директора
школы раскрывает управление педагогическими
системами как творческий акт. При всей
заданности, алгоритмичности управления
деятельность руководителя школы является
творческой. Становится очевидным, что
управление педагогическими системами
является сферой приложения и реализации
способностей личности. В управленческой
деятельности директор школы самореализуется
как личность, как руководитель, организатор
и воспитатель. Директор школы, сам являясь
личностью со своими особенностями делает
собственные поправки и вносит модификации,
на его взгляд наиболее подходящие для
конкретной ситуации и наиболее естественные
для применения им самим.
2.3Основные функциональные
обязанности руководителей общеобразовательной
школы.
Управление учебным заведением
осуществляют директор и его заместители,
функциональные обязанности, порядок назначения
или избрания которых определяется Уставом общеобразовательной
школы или другого учебного заведения.
Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным
процессом принадлежит директору школы,
как правило имеющему опыт педагогической
работы не менее трех лет, положительно
зарекомендовавшему себя на учительской
должности и обладающему необходимыми
организаторскими способностями.
В самом общем виде функциональные обязанности директора
школы определены Типовым положением об
общеобразовательном учебном учреждении,
на основании которого каждое общеобразовательное
учреждение разрабатывает свой Устав.
Директор общеобразовательного учебного
заведения выполняет следующие функциональные
обязанности:
Директор общеобразовательного учебного
заведения выполняет следующие функциональные
обязанности:
- несет ответственность перед
государством и обществом за соблюдение
требований и охраны прав детей, планирует
и организует учебно-воспитательный процесс,
осуществляет контроль за его ходом и
результатами, отвечает за качество и
эффективность работы учебного заведения;
-представляет интересы учебного
заведения в государственных и общественных
органах;
- создает необходимые условия
для организации внешкольной и внеклассной
работы;
- проводит подбор заместителей
директора, определяет их функциональные
обязанности, осуществляет расстановку
педагогических кадров учебного заведения
с учетом мнения педагогического коллектива,
учащихся и родителей (лиц, их заменяющих),
назначает классных руководителей;
- принимает на работу и увольняет
педагогический, административный, учебно-воспитательный
и обслуживающий персонал учебного заведения;
- организует в установленном
порядке рациональное использование выделяемых
учебному заведению бюджетных ассигнований;
- по согласованию с советом
учебного заведения устанавливает надбавки
к заработной плате творчески работающим
учителям;
- создает условия для творческого
роста педагогических работников учебного
заведения, применения ими передовых форм
и методов обучения и воспитания, осуществления
педагогических экспериментов;
- несет ответственность за
свою деятельность перед соответствующим
органом управления образованием.
Указанные функциональные
обязанности директора школы существенно
дополняются в Уставе школы в зависимости
от типа школы, территориального расположения,
состава учащихся и особенностей педагогического
коллектива, сложившейся системы в работе
с родителями и общественностью. В поле
зрения директора школы находятся вопросы,
связанные с ученическим самоуправлением,
профориентацией, работой с родителями.
В пределах своей компетенции директор
школы от имени образовательного учреждения
заключает договоры и осуществляет другие
действия, направленные на реализацию
права владения, пользования и распоряжения
имуществом школы.
Руководство отдельными
направлениями работы в школе возлагается
на заместителей директора:
а) заместители по учебно-воспитательной
работе,
б) организатор внеклассной
и внешкольной воспитательной работы,
в) заместители директора школы
по научно-исследовательской работе,
г) заместитель по профильным
классам или по классам с углубленным
изучением отдельных предметов,
д) заместитель или помощник
директора школы по хозяйственной части.
Заместители директора
по учебно-воспитательной работе отвечают
за организацию педагогического процесса,
за выполнение образовательных программ
и государственных образовательных стандартов;
осуществляют контроль за качеством знаний
учащихся и их поведением; регулируют
учебную нагрузку учителей и учеников,
составляют расписание занятий; руководят
методической работой в школе, внедрением
педагогических инноваций, стимулируют
деятельность учителей по повышению педагогической
культуры. Обязанности заместителей директора
школы определены в Уставе школы, где обосновывается
распределение функциональных обязанностей
между несколькими заместителями по учебно-воспитательной
работе.
В круг обязанностей
организатора внеклассной и внешкольной
воспитательной работы (на правах заместителя
директора школы) входит установление
связей с учреждениями дополнительного
образования — дворцами и домами детского
творчества, станциями юных натуралистов,
юных техников, клубами, другими детскими
объединениями; работа с классными руководителями
по совершенствованию содержания, форм
и методов внеклассной воспитательной
работы, оказание им методической помощи,
организация работы с учащимися по месту
жительства, оказание помощи и поддержки
детским общественным организациям, действующим
в соответствии с требованиями Конвенции
ООН о правах ребенка.
Эффективность управленческой
деятельности директора во многом зависит
от целесообразности, четкости распределения
прав и обязанностей представителей администрации
школы. По мере необходимости директор
школы проводит инструктивные или оперативные
совещания, в определенные дни проводит
совещания при директоре, заседания педагогических
советов.
2.4 Повышение воспитательного
потенциала школы через корректировку
организационной культуры .
Управление формированием и
развитием организационной культуры образовательного
учреждения, в том числе и школы, служит
определяющим фактором эффективного учебного
процесса, детерминирует его высокие результаты.
Ибо организационная культура любого
образовательного учреждения влияет на
протекающий в нем воспитательный процесс.
Существует возможность повышения воспитательного
потенциала школы через корректировку
организационной культуры .
Не исключением является и школа
№5. Имея характерную для многих школ Российской
Федерации линейно-функциональную организационную
структуру, систему управления в соответствии
со своим типом и видом , Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Рязани представляет собой современное
образовательное учреждение со свойственной
ей определенной организационной культурой.
Согласно программе развития
МБОУ «СОШ №5», миссия школы заключается
в предоставлении максимально широкого
поля возможностей наибольшему числу
обучающихся, ориентированных на высокий
уровень образования и воспитания, сохранения
здоровья. В процессе реализации Программы
развития школы в рамках деятельности
образовательного учреждения предполагается
создание модели развития «Школа компетентных
педагогов и компетентных школьников».
При этом базовыми ценностями развития
школы в ближайшие пять лет должны стать
качество, конкурентоспособность, творчество,
инновационность, здоровьесбережение
.
По наблюдению за поведением
и беседе с представителями администрации,
в том числе с директором школы Новиковой
Еленой Ивановной, рядовыми сотрудниками,
можно констатировать, что ведущий тип
организационной культуры – командная
культура, суть которого заключается в
компетентном подходе в деятельности
всех участников образовательного процесса,
– согласуется с объявленной миссией.
Однако базовые ценности призванными
быть доминантными в течение пяти ближайших
лет, что также подтверждается результатами
наблюдений и бесед, отражают весомую
долю и других типов культур в данном образовательном
учреждении.
В частности, такие ценности,
как конкурентоспособность и инновационность,
более полно и эффективно реализуемые
при культуре власти, свидетельствуют
о сильной позиции последней в МБОУ «СОШ
№5»
Между тем анализ объективных
данных: оценка психологического климата
в педагогическом коллективе по карте-схеме
Лутошкина, показывает, что психологический
климат в педагогическом коллективе в
МБОУ «СОШ №5» преобладает средней степени
благоприятности, носит неустойчивый
характер. Более того, опрос (анкетирование)
по методике Захарова (по определению
стиля руководства педагогическим коллективом)
свидетельствует, что у директора школы
Новиковой Елены Ивановны, хотя и превалирует
коллегиальный подход к работе, весомую
роль также играет директивный компонент
в управленческой деятельности .
По мнению Фрумина, скрытые
структурные компоненты организационной
культуры могут иметь два измерения: процесс
и результат. Первое представляет собой
динамическую совокупность условий (скрытые
факторы). Второе измерение – скрытые
эффекты .
Так, осознаваемые и неосознанные
нормы и правила поведения, общечеловеческие
и профессиональные ценности директора
школы и педагогов как скрытые факторы
определенного процесса формируют психологический
климат в педагогическом коллективе как
скрытого эффекта определенного результата
.
Иначе говоря, существует ценностные
и нормативные противоречия между руководством
школы и ее педагогическим коллективом.
Хотя в самой администрации
наблюдается заметная сплоченность вокруг
директора школы. Все заместители директора
имеют небольшую долю директивной компоненты
в принятии управленческих решений в отличие
от Новиковой Елены Ивановны
Руководству школы необходимо
продолжить работу по формированию благоприятного
психологического климата в педагогическом
коллективе .
Создание и развитие благоприятного
эмоционального фона для более полного
осознания и понимания управленческих
решений руководства школы требует эффективной
совместной работы ее администрации и
педагогического коллектива, основанной
на совершенствовании методов и стиля
руководства, коллективном обсуждении
возможных решений, улучшении неофициальных
взаимоотношений и личных контактов в
результате коллективных вечеров, экскурсий.
Существует необходимость в более тщательном
управлении корпоративной культурой педагогического
коллектива. Кроме использования традиционных
форм взаимодействия администрации и
персонала (педагогические советы, конференции)
и осуществления основных механизмов
самореализации (школы молодого учителя
и т.д.), необходимо внедрять и применять
различные групповые и коллективные технологии
(тренинги командообразования, корпоративную
проектную деятельность, ролевые и деловые
игры) .