Влияние стресса на профессиональную деятельность юриста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 14:36, контрольная работа
Описание работы
Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.
1. Влияние стресса
на профессиональную деятельность юриста
Профессиональный стресс —
это напряженное состояние работника,
возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных
и экстремальных факторов, связанных с
выполняемой профессиональной деятельностью.
Различают такие разновидности профессионального
стресса, как информационный, эмоциональный
и коммуникативный стресс.
Информационный стресс возникает
в случаях информационных перегрузок,
когда работник не справляется с возникшей
перед ним задачей и не успевает принимать
важное решение в условиях жесткого ограничения
во времени. Напряженность может усилиться,
если принятие решения сопровождается
высокой степенью ответственности, а также
в случаях неопределенности, при недостатке
необходимой информации, слишком частом
или неожиданном изменении информационных
параметров профессиональной деятельности.
Эмоциональный стресс возникает
при реальной или предполагаемой опасности,
переживаниях унижения, вины, гнева и обиды,
в случаях противоречий или разрыва деловых
отношений с коллегами по работе или конфликта
с руководством. Эмоциональный стресс
может остро переживаться человеком, поскольку
разрушаются глубинные установки и ценности
работника, связанные с его профессией.
Коммуникативный стресс, связанный
с реальными проблемами делового общения,
проявляется в повышенной раздражительности,
неумении защититься от коммуникативной
агрессии, неспособности сформулировать
отказ там, где это необходимо, в незнании
специальных приемов защиты от манипулирования,
несовпадении по темпу общения.
Динамика профессионального
стресса
Выделяются три основные стадии
развития стрессового состояния у человека:
1) нарастание напряженности
(первая стадия, линия АВ);
2) собственно стресс (вторая
стадия, линия ВС);
3) снижение внутренней
напряженности (третья стадия, линия
СО).
Продолжительность первой стадии
может быть разной. Один человек «заводится»
в течение двух-трех минут, а у другого
внутреннее напряжение накапливается
в течение нескольких дней, недель или
месяцев. Но в любом случае состояние и
поведение человека, попавшего в стресс,
резко меняются на «противоположный знак».
Японцы оценивают человека, попавшего
в стресс: «Он потерял свое лицо». Это выражение
можно понять и так: «Он потерял самообладание».
Действительно, спокойный и
сдержанный человек неожиданно становится
суетливым, раздраженным, даже агрессивным
и жестоким. А живой, подвижный и общительный
человек вдруг может стать мрачным, замкнутым
и заторможенным.
На первой стадии исчезает психологический
контакт в деловом и межличностном общении,
появляется отчуждение в отношениях. Люди
перестают смотреть друг другу в глаза,
резко изменяется предмет разговора с
предметно-содержательных моментов на
личные выпады типа «Ты сам(а) — такой
(такая)».
И хотя на первой стадии стресс
еще остается конструктивным и может повысить
успешность профессиональной деятельности,
все же постепенно у человека ослабевает
самоконтроль. Работник теряет спо собность
сознательно и разумно регулировать свое
собственное поведение.
Вторая стадия в развитии стрессового
состояния начинается в точке В, в которой
происходит потеря эффективного и сознательного
самоконтроля (полная или частичная). «Стихия»
деструктивного стресса разрушительно
действует на психику человека. Он может
осознавать свои действия довольно смутно
и не полностью. Многие потом отмечают,
что в стрессовом состоянии они сделали
то, что в спокойной обстановке никогда
бы не сделали. Обычно все, в той или иной
мере переживавшие разрушительный стресс,
впоследствии очень жалеют об этом.
Так же как и первая, вторая
стадия по своей продолжительности строго
индивидуальна — от нескольких минут
и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав
свои энергетические ресурсы (достижение
высшего напряжения отмечено в точке С),
человек чувствует опустошение и усталость.
На третьей стадии он останавливается
и возвращается «к самому себе», часто
переживая чувство вины («Что же я сделал(а)!»),
и клянется, что «этот кошмар» больше никогда
не повторится.
Стрессовые сценарии
Проходит какое-то время, и стресс
может опять повториться. У каждого работника
своя, индивидуальная форма поведения
в стрессовом состоянии. И так же у каждого
— свой индивидуальный сценарий стрессового
поведения, выражающийся в частоте и форме
проявления стрессовых реакций.
Можно заметить, что одни «стрессуют»
чуть ли не каждый день, но в небольших
дозах (не слишком агрессивно и существенно
не разрушая отношения с окружающими).
Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно
сильно, существенно снижая самоконтроль
в общении: они могут неожиданно «взорваться»
и накричать на сотрудников или подчиненных,
подать заявление об уходе, разорвать
отчет о проделанной работе и т. п.
Стрессовый сценарий проявляется
не только в таких характеристиках, как
частота и форма поведения и общения человека.
Важной является такая характеристика,
как направленность стрессовой агрессии
человека: на самого себя или на окружающих:
коллег, подчиненных. Один винит во всем
себя и стремится проанализировать прежде
всего свои собственные ошибки. Другой
обвиняет окружающих и не способен посмотреть
на себя со стороны.
Стрессовый сценарий «запускается»
почти автоматически. Достаточно незначительного
нарушения привычного ритма и условий
профессиональной деятельности — как
будто против воли самого человека «включается»
стрессовый механизм и начинает «раскручиваться»
как «маховик» какого-то мощного и убийственного
«оружия». Человек начинает конфликтовать
по какой-то мелкой, незначительной причине.
У него искажается восприятие сотрудников
и коммуникативной ситуации, он придает
негативное значение тем деталям, на которые
в спокойном состоянии почти не обращал
внимание.
Саморегуляция работника
в условиях профессионального стресса
Может ли работник научиться
регулировать собственное состояние в
условиях профессионального стресса и
перестроить свой стрессовый сценарий?
Безусловно да! В профессиональной
деятельности более успешны люди, научившиеся
владеть собой, имеющие развитую психотехнику
личной саморегуляции. Они знают свои
сильные и слабые стороны, умеют вовремя
сдержаться, проявить терпение, затормозить
свои внутренние «взрывы» и сохранить
самообладание.
«Вывод один: надо хорошо
знать самого себя. Надо вовремя почувствовать
изменение своего внутреннего состояния,
когда "закипает" раздражение и появляется
еле сдерживаемая агрессия».
Специалисты, хорошо регулирующие
себя в стрессе, по-разному говорят о своих
ощущениях, однако главное — они хорошо
осознают их: «Я становлюсь раздраженным,
внутри меня как бы вспыхивает что-то горячее»,
«Я начинаю ускоряться и несусь на всех
оборотах», «У меня все застывает внутри»,
«Мне становится все безразлично».
Конечно, флегматичные люди
имеют больше времени на осознание самих
себя при нарастании стресса. Профессиональный
стресс у них развивается медленнее, и
есть «время в запасе». Люди с холеричным
темпераментом, «с лету» входя в первую
стрессовую стадию, имеют значительно
меньше времени на ее осознаваиие. Тем
не менее успешно овладевают стрессом
как флегматики, так и холерики.
2. Информационно
– психологическая безопасность личности
Анализируя понятие психологической
безопасности, которая рассматривается
как одна из сфер национальной безопасности,
некоторые исследователи (И.Н.Панарин)
раскрывает его через использование понятий
"психическое здоровье" и "угроз".
При этом психологическая безопасность
трактуется как такое состояние психики
населения России, при котором обеспечивается
успешное психическое развитие, и адекватно
отражаются внутренние и внешние угрозы
психическому здоровью.
Рассматривая профессионализм
человека, безопасность в деловой коммуникации
к понятию угроз и их психологической
сущности обращаются, например, такие
авторы как А.А.Деркач, А.И. Петренко, В.Н.Футин
и другие исследователи.
Использование этих понятий
определяет необходимость рассмотреть
их во взаимосвязи и несколько подробнее,
чтобы определить специфику угроз информационно-психологической
безопасности личности. Само содержание
понятия "безопасность" означает
отсутствие опасностей или наличие возможностей
надежной защиты от них. Опасность же рассматривается
как наличие и действие различных сил
(факторов), которые являются дисфункциональными,
дестабилизирующими и/или деструктивными
по отношению к какой-либо системе. Причем
дисфункциональными, дестабилизирующими
или деструктивными факторами являются
такие силы, которые нарушают нормальное
функционирование системы вплоть до вывода
ее из строя и полного уничтожения. Сами
опасности различаются по источникам,
действующим силам, по объектам их воздействия,
а также по уровню развития и степени опасности.
Т.е. имеется ввиду насколько актуальна
конкретная опасность (степень ее реальности
с учетом временного фактора) и каков ее
масштаб, размеры (мощность воздействия
данного дисфункционального фактора на
конкретную систему).
Вероятность проявления опасностей
может быть различной в зависимости от
конкретных условий. В связи с этим некоторые
авторы используют понятие угроза как
отражающее конкретизацию определенной
опасности и вероятность ее возникновения,
несмотря на то, что сделать это строго
логически достаточно сложно.
В настоящее время нет достаточно
обоснованной и подробной общей классификации
угроз информационно-психологической
безопасности и их источников. Это связано
с новизной и сложностью этой проблематики,
а также с тем, что сама процедура и результат
классификации зависят от тех задач, которые
необходимо решить, и в связи с этим - от
избираемых оснований и критериев, которые
используются при классификации. Основной
целью предпринятого нами анализа является
выделение основных источников угроз
информационно-психологической безопасности
с позиций отдельного человека для определения
способов и механизмов его психологической
защиты. С учетом этого хотелось бы в первую
очередь выделить следующие основные
источники угроз информационно-психологической
безопасности личности, которые можно
разделить по отношению к человеку на
две группы: внешние и внутренние.
Общим источником внешних угроз
информационно-психологической безопасности
личности является та часть информационной
среды общества, которая в силу различных
причин не адекватно отражает окружающий
человека мир. Т.е. информация, которая
вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий,
не позволяет адекватно воспринимать
окружающее и самого себя.
Как уже отмечалось, информационная
среда приобретает для человека характер
второй, субъективной реальности. Ту ее
часть, которая содержит информацию, неадекватно
отражающую окружающий мир, и те ее характеристики
и процессы, которые затрудняют или препятствуют
адекватности восприятия и понимания
человеком окружающего и самого себя,
можно условно обозначить как "иллюзорная
реальность". Несмотря на свою иллюзорность,
и даже в силу своей иллюзорности, но в
форме кажущейся реальности, она является
основным внешним источником угроз информационно-психологической
безопасности личности.
Таким образом, в информационной
среде в причудливых сочетаниях и многообразных
формах переплетены адекватная и иллюзорная
субъективные реальности.
Взаимодействуя и проникая
друг в друга, изменяясь и развиваясь по
собственным законам, они расставляют
многочисленные загадки и ловушки, расшифровывать
которые человеку приходится ежедневно
и ежечасно, и чем дальше, тем чаще и больше,
если он хочет остаться действительно
полноценной и свободной личностью, а
не быть послушной марионеткой в паутине
психологических манипуляций.
Рассмотрим, какие могут быть
источники, повышающие степень неадекватности,
иллюзорности информационной среды общества.
Как уже отмечалось, одним из
них является объективная сложность самого
мира и процесса его познания, ошибки и
заблуждения людей, познающих его.
На этом мы не будем акцентировать внимание,
так как эта проблема является предметом
анализа во многих исследованиях гуманитарных
и естественных наук.
В другую группу источников
угроз можно объединить действия тех людей,
которые, преследуя собственные цели,
добиваются этого, используя различные
способы информационно-психологического
воздействия на других без учета их интересов,
а зачастую, просто вводя в заблуждение,
действуя вразрез с их интересами и нанося
им ущерб. Это деятельность различных
лиц - от политических лидеров, государственных
и общественных деятелей, представителей
средств массовой коммуникации, литературы
и искусства, до повседневных наших партнеров
по межличностному взаимодействию. К этим
лицам относятся те из них, кто, оказывая
на окружающих информационно-психологическое
воздействие, искусно смешивая ложь с
правдой, увеличивают степень неадекватности
информационной среды общества и тем самым
расширяют иллюзорную субъективную реальность.
При этом они зачастую сами становятся
ее невольными пленниками и превращаются
из ее творцов в ее рабов. Как отмечает
американский психолог Эверетт Шостром,
манипулируя другими людьми, манипулятор
неизбежно становится объектом собственных
манипуляций.