Воспитание культуры поведения дошкольников в процессе обучения правилам этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема культуры поведения в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Культура поведения детей дошкольного возраста тема еще более актуальная в наше время. В детском саду закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь. Конечно, семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребёнка. И, как показывают опросы родителей, они стараются привить важнейшие навыки поведения, обращаясь к книгам, к личному опыту.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА 5
1.1. Культура поведения как компонент нравственного воспитания дошкольников. Основные понятия и структура культуры поведения 5
1.2. Методы формирования навыков культуры поведения
детей дошкольного возраста 6
1.3. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста
через занятия по этикету 7
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭТИКЕТУ 9
2.1. Система занятий по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста 9
2.2. Организация занятий по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

            угощают?

            Ответ: похвалим угощение, самое  лучшее предложу, спасибо.

    1. 2-е детей. Ведущий: У тебя сломался карандаш, точилку найти не можешь, запасного нет. Что делать?

Ответы: не брать без  разрешения или сказать так: будь добра, разреши мне, позволь мне, очень прошу, если можно.

    1. 2-е детей. Ведущий: Вы пришли в библиотеку. Как и что вы будете делать по порядку, если не записаны?

Ответы:- поздороваться,

              - попросить записать,

              - выбрать книгу,

              - попросить порекомендовать что-то,

              - сказать «Спасибо. До свидания»

    1. Все дети. Ведущий: У вашей мамы день рождения. Можно ли поздравить её так «Села муха на варенье. Поздравляем с днём рожденья?»

Ответ: некрасиво.

Обычно на такой праздник дарят подарки. Но так как у  вас ещё денег на подарок нет, то можно его сделать своими руками. Как вы поздравите маму?

Ответы: можно придумать  поздравление в стихах, сделать открытку.

Ведущий: А если поздравляют  вас?

Ответ: поблагодарить.

    1. 2 девочки, 1 мальчик. Ведущий: Ты, играя на перемене, толкнул её, она упала и стукнулась. Ей больно, а может, она плачет. Что ты сделаешь? А ты, её подруга, что будешь делать? Ответ: помогу встать, все  поправить,попрошу  извинения.
    2. 1 мальчик (остальные помогают) Ведущий: Ты звонишь маме или папе на работу. Что скажешь, если трубку взяла не мама? Поймут ли вас, если скажете: «Позовите мою маму»?

Ответ: не поймут. Нужно  назвать имя, отчество и слово  «пожалуйста»

      Ведущий: Ты звонишь другу. К телефону подходит его мама. Попроси, чтобы она           

            пригласила к телефону его.

            Ответ: здравствуйте, это Костя. Можно позвать к телефону Егора? Спасибо.

            Ты звонишь Маше. К телефону она подошла сама. Пригласи её на день рождения.

            Ответ: Маша, приходи, пожалуйста, ко мне на день рождения. Я буду рада.

            Ты звонишь Кате. К телефону подходит её бабушка. Она говорит, что Кати нет. 

            Попроси бабушку передать, что к тебе можно зайти завтра в 11 часов утра.

            Ответ: Передайте, пожалуйста, Кате, что я буду ждать её в 11 часов утра, если она 

            сможет прийти.

            Ведущий: Каким должен быть разговор по телефону, ребята?

            Ответ: разговор по телефону должен быть вежливым, ясным, чётким.

 Молодцы. Всем, ребята, вам спасибо за участие в сценках.

Когда  вы  будете  вежливо  говорить  с людьми, с вами будут тоже  вежливы.

А  это очень  приятно.

 

Тема  « Разговор  о  животных, птицах».                                          

Цель: поговорить  с  детьми  о  том, как  нужно  относиться  к животным, птицам.

Задачи образовательные: показать  разнообразие  мира  животных, познакомить  со  стихотворением  А. Я.Яшина,

 учиться  выборочно  работать  с  текстом, выразительно  читать.

Воспитательные  задачи: учить  детей  быть  внимательными, добрыми с  животными, заботиться  о  них., воспитывать чувство ответственности.

Развивающие задачи: формировать  умение  вести  диалог, по  фотографии  составлять  мини- рассказ, развивать  творческие  способности  детей.

 

Ход  занятия

Внимание, ребята! Начинаем занятие.

Загадаю вам, ребятки,

Я весёлые загадки,

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

(Картинки с животными  появляются на экране)

1. Кто бежит в лесу густом?                             
Заметая снег хвостом,

И зовут её кума,

Это рыжая… ( лиса )

2. Целый день 
Глядит в окошко И мяукает кто? (кошка) 

  1. Летом шубу серую, 
    А зимою белую 
    Носит попрыгайчик, 
    Боязливый… (зайчик)
  1. Этот лает и рычит,

По земле  хвостом стучит,

Я запуталась, однако,

На цепи сидит… (собака )

5. Спал в берлоге снежной, 
Под высокой елью, 
Вдруг упала шишка

И проснулся бурый… (мишка)

-Молодцы!  Кто догадался, ребята, о ком  у нас сегодня будет занятие? Правильно. Мы будем говорить о животных. А сейчас послушаем ребят, которые приготовили стихи.   

Дети  читают стихи,  а также показывают рисунки,поделки

 

1. Мы животных очень любим, 
Их не будем обижать,

И про них  сегодня будем 

Дружно петь, стихи читать,

  1. Вчера рисовал я красавца-коня, 
    И все за рисунок хвалили меня. 
    Сначала мне мама сказала словечко:

     «Чудесная, Женечка, вышла овечка»

     Потом с тем рисунком я к папе пошёл,

    И папа сказал мне «Отличный козёл».

     И братик мой младший меня похвалил,

    Зевнул и сказал: Неплохой крокодил.

3. А я зверей и птиц люблю, 
Из пластилина их леплю,

Я слепила  попугая,

На ворону он похож,

Отчего, сама не знаю,

Вместо кошки вышел ёж,

Потрудилась я немало,

Чтоб лиса лисою стала,

А кита вчера лепила,

Пластилина не хватило.

4. Больше всех на свете он 
Очень, очень добрый слон. 
Видно даже у зверей

Тот и больше, кто добрей.

  1. Он, как ёлка, весь в иголках, 
    Ловит смело страшных змей, 
    И хотя он очень колкий, 
    Обижать его не смей.
  2. Шагал жирафик бодро, 
    От всей души хотел 
    Наделать много добрых, 
    Хороших славных дел. 
    И пусть ему за это, 
    Добро его услуг, 
    Заплатим мы приветом, 
    Словами: Здравствуй, друг !

-Молодцы!  Спасибо. Ребята, а кто из вас знает на какие 2 группы

можно разделить  всех этих животных? (домашние и дикие)

-Почему мы  их называем так? Поднимите  руку, у кого дома есть животные? Кто хочет нам рассказать о своём питомце?

-Дети рассказывают  о своих животных – друзьях. Оформлен стенд «Наши друзья».На  стенде  видим фотографии детей с животными:собачками, кошками, морскими  свинками, хомячками,  а вот ребята  в зоопарке  со  львом, верблюдом,  пони;  птицами:  попугаем, чайкой, голубями, орлом.

-А сейчас давайте  послушаем, что случилось в нашей знакомой семье Муратовых.

-Чтение  рассказа, беседа по прочитанному:

  1. Как, по-вашему, Нюша и Федя любят животных? Почему вы так решили?
  1. Как вы думаете :с животными можно разговаривать? Какие ласковые слова вы можете сказать своей кошке, собаке?( дружок мой, ласковый, милый, красавец, любимый, пушистый…).

3. Замечали  ли вы ,как ведут себя животные, когда их ласкают? ругают? бьют? кормят? Расскажите.   Дети  рассказывают.

  1. Какие клички животных вы знаете? Почему Федя не захотел назвать собаку Васькой? Как можно назвать котёнка? Придумайте клички.( дети  называют  клички  своих  любимцев).
  2. Дедушка сказал ребятам: « За работу!» - Какие вы сделали добрые дела для животных? Вспомните и расскажите, как вы помогли животным.

(Дети рассказывают  отом, как принесли  котенка с улицы,  около школы спасли  котенка от  собаки, вместе  спапой  сделали кормушку  для птиц).

-А.Я. Яшин( вологодский   поэт) призывает нас спешить делать  добрые дела.  (Дети читают стихотворение «Покормите птиц»).

       Покормите  птиц  зимой,

       Пусть  со  всех  концов

        К вам  слетятся, как  домой,

        Стайки  на  крыльцо.

        Не  богаты  их  корма,

        Горсть  зерна  нужна.

        Горсть  одна-

        И не  страшна 

        Будет  им  зима.

        Сколько  гибнет  их- не счесть,

        Видеть  тяжело,

        А  ведь в  нашем  сердце  есть 

        И  для  птиц  тепло.

        Разве  можно  забывать:

        Улететь   могли,

        А остались  зимовать 

        Заодно  с  людьми.

        Приучите  птиц  в  мороз

        К своему  окну,

        Чтоб  без  песен  не  пришлось 

        Нам  встречать  весну.                

-Молодцы!  А сейчас – театрализованное  представление, героев  представляют  ваши  одноклассники .Ведущий ( мальчик) :

Час обеда подошёл.

Села Машенька за стол

И вдруг:             ( на лицах  детей  маски собачки, кошки, курочки)

Собачка: Гав! Гав!

Маша: Кто  это к нам?

Собачка: Гав! Гав!

Маша: Кто это там?

Собачка: Это я, ваш верный пёс

             Ваш Тотошка - чёрный нос,

            День и ночь я дом стерёг

               Наработался, продрог

             Не пора ли обедать?

Маша: устал  наш сторож, надо его покормить (садит  за стол). Слышится мяуканье кошки. Кошка: Мяу! Мяу!

Маша: Кто  ж теперь к нам царапается в  дверь?

Кошка:    Это ваша кошка Мурка,

Мурка серенькая  шкурка,

Я ваш погреб стерегла,

Всех мышей  перевела,

Крыс прогнала из подвала,

Наработалась, устала..

Не пора ли обедать?

Маша: И ты трудилась, не ленилась (садит за стол)

Курица: Куд-куда ! куд-куда !

Маша: Кто ещё спешит сюда?

Курица:     Ваша курочка  рябая,

Я к вам  прямо из сарая,

Яне ела, не пила

Я яичко вам  снесла.

Не пора ли обедать?  

Маша:        Покормим всех гостей,

                   Собачке –в  миске,                                

   В блюдечке – киске,

   Курочке- несушке

  Пшена в черепушке.

  А мне в тарелке,

  В глубокой, не в мелкой.

Ребята! Что  должны сказать гости? Какие слова? 
(Дети называют «волшебные слова»)  
Дети читают стихи. 

1. Все! Все на свете, 
На свете нужны,

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

2. Нельзя обойтись 
Без чудищ нелепых

И даже без  хищников

Злых и  свирепых.

3. Нужны все на свете, 
Нужны все подряд, 
Кто делает мёд

И кто делает яд.

4. Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без  кошки не лучше делишки,

Да, если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

-   Как   мы,  дети,  должны  относиться  к животным? 

Да, ребята, мы должны с вами помнить, что животных обижать нельзя, нужно заботиться о них, ласково разговаривать с ними, любить их, что все животные нужны, и каждый приносит свою пользу.

-В конце  занятия дети поют песню «Не дразните  собак»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, через  занятия по этикету дети осваивают  этические нормы, в основе которых  лежат нравственные понятия и  принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим (в наше время общество испытывает необходимость в таких гуманных ценностях), учатся соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим. Данные нравственные понятия, которые формируются через занятия по этикету - неотъемлемые черты личности.

Информация о работе Воспитание культуры поведения дошкольников в процессе обучения правилам этикета