Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:40, курсовая работа
Проблема культуры поведения в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Культура поведения детей дошкольного возраста тема еще более актуальная в наше время. В детском саду закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь. Конечно, семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребёнка. И, как показывают опросы родителей, они стараются привить важнейшие навыки поведения, обращаясь к книгам, к личному опыту.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА 5
1.1. Культура поведения как компонент нравственного воспитания дошкольников. Основные понятия и структура культуры поведения 5
1.2. Методы формирования навыков культуры поведения
детей дошкольного возраста 6
1.3. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста
через занятия по этикету 7
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭТИКЕТУ 9
2.1. Система занятий по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста 9
2.2. Организация занятий по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА 5
1.1. Культура поведения как компонент нравственного воспитания дошкольников. Основные понятия и структура культуры поведения 5
1.2. Методы формирования навыков культуры поведения
детей дошкольного возраста 6
1.3. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста
через занятия по этикету 7
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭТИКЕТУ 9
2.1. Система занятий
по формированию культуры
2.2. Организация занятий
по формированию культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема культуры поведения в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Культура поведения детей дошкольного возраста тема еще более актуальная в наше время. В детском саду закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь. Конечно, семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребёнка. И, как показывают опросы родителей, они стараются привить важнейшие навыки поведения, обращаясь к книгам, к личному опыту. Но, с другой стороны, родители отмечают свою занятость и недостаточность знаний. Значительное расширение круга общения ребёнка не всегда положительно. Необходимо иметь в виду и неустойчивую, формирующуюся психику ребёнка - дошкольника. Дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание детей этого возраста ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. Дети получают замечания со стороны воспитателей и сверстников и как результат они начинают задумываться, почему нужно соблюдать какие-то правила. Зачем они нужны?
Высокая теоретическая и практическая значимость проблемы воспитания у дошкольников культуры поведения, а также отсутствие исследований и рекомендаций по формированию культуры поведения дошкольников в процессе обучения правилам этикета, послужили поводом для проведения данного исследования.
Объект исследования – культура поведения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста.
Цель - исследовать воспитание у дошкольников культуры поведения в процессе обучения правилам этикета.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- теоретический анализ воспитание у дошкольников культуры поведения в процессе обучения правилам этикета;
- формирование культуры поведения детей дошкольного возраста в процессе обучения правилам этикета.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
- изучение и теоретический
- обобщение и анализ педагогичес
- эмпирические методики: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА
1.1.
Культура поведения как
Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.
Культура поведения детей дошкольного возраста – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить такие компоненты как: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки [5].
Культура деятельности обычно проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.
Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам, но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект – так как поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
1.2. Методы формирования навыков культуры поведения
детей дошкольного возраста
К основным методам формирования культуры поведения дошкольников относятся игровые технологии обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества [5].
Игровая технология характеризуется наличием сценариев игры, ролевых игр, элементов занимательности, управлением эмоционального напряжения, предполагаемыми результатами. Используются разные виды: по характеру ситуации и информации.
Технология игр включает три компонента:
- организационную форму;
- сам процесс;
- деятельность воспитателя.
Занятия должны быть небольшие, так как дети маленькие, но очень активные.
Технология сотрудничества, сотворчества предполагает использование таких методов как совместная деятельность, всевозможное сотрудничество ребёнка и воспитателя. Организация прогрессивного мероприятия включает поиски ответов на вопросы. Воспитатель - это старший друг, помощник, советчик ребёнка. Главным результатом будет способность ребёнка перенести самостоятельно приобретённые знания, умения в новые ситуации, принимать и совершенствовать себя.
К основным формам воспитания относятся:
- развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации);
- дидактические и игры-инсценировки;
- игровые ситуации;
- упражнения (подражательного и творческого характера);
- импровизации;
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- свободное и тематическое рисование;
- чтение художественных произведений;
- рассказ воспитателя и рассказы детей;
- беседы;
- сочинение историй;
- мини-конкурсы, игры-соревнования;
- этюды;
- праздники, утренники, кружки.
1.3. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста
через занятия по этикету
Через занятия по этикету
формируются и развиваются
Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения. Этикету нужно учиться - так необходимо говорить детям. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, общаться в магазине, театре, библиотеке, знакомиться, как общаться с детьми). Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но обладает такими качествами, как приветливость, доброта, учтивость, уважительное отношение к людям. Если правильно воспитывать у детей культуру общения, то уже маленький ребёнок проявляет сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к сопереживанию.
Какие формируются навыки культуры поведения согласно таблицы «Формирование навыков культуры общения» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [9].
2 - 3 года. Дети здороваются
и прощаются со взрослыми и
сверстниками, употребляют слова,
выражающие просьбу,
3 - 4 года. Благодарят взрослого и сверстника за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают её понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим
5 - 6 лет. Говорят спокойно,
с уважением, заботливо
6 - 7 лет. В общественных
местах разговаривают негромко.
Закрепляются все навыки
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭТИКЕТУ
2.1.
Система занятий по
детей дошкольного возраста
Целью данного направления (культуры поведения) является представление детям различных форм вежливого общения между людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование личности.
Конечные результаты: дети овладеют приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи "волшебные слова", научатся вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности. Получат представления о том, что свои мысли и чувства можно передавать и в письменном виде, научатся культурно вести себя за столом, в общественных местах, усвоив основные правила этикета. Вырабатываемые навыки: дети смогут правильно использовать вежливые слова в процессе общения, вести диалог, пользуясь выразительными средствами оформления и передачи мысли, общаться, самостоятельно опрятно есть, соблюдая правила.
Эффективность: после изучения правил этикета дети получат знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Научатся правильно вести себя в различных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета.
Основными задачами данного направления являются:
- Обучение детей пониманию себя и умению "быть в мире с собой".
- Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.
- Формирование у детей навыков и умений владения выразительными движениями (мимика, жесты), средства человеческого общения.
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленноой на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать доверие к собеседнику.
- Научить вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
- Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
- Обучать детей речевым средствам общения.
- Корректировать нежелательные черты характера и поведения.
Структура занятий (все занятия распределены на 3 группы):
Информация о работе Воспитание культуры поведения дошкольников в процессе обучения правилам этикета