Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:37, курсовая работа
Целью выполнения реферата является характеристика и рассмотрение российских форм административных барьеров на отраслевых рынках. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность административных барьеров на отраслевых рынках.
2. Охарактеризовать российские формы административных барьеров на отраслевых рынках, в т.ч. выявить меры по борьбе с административными барьерами на отраслевых рынках России.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ 4
1.1. Понятие административных барьеров на отраслевых рынках 4
1.2. Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках 8
2. РОССИЙСКИЕ ФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРРЬЕРОВ НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ 12
2.1. Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках в России 12
2.2. Борьба с административными барьерами на отраслевых рынках России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Немало дискуссий вызвали усилия правительства страны по изменению организации доступа к лову рыбы. Предполагалось квоты по вылову рыбы продавать на аукционе не компаниям, а непосредственно судам, которые не имеют задолженности перед бюджетом.
Видимо, продуктивным для развития отечественной экономики будет реализация предложения о переходе от разрешительного принципа регистрации фирмы к заявительному или регистрационному. При этом реализация идеи регистрации «в одном окне» позволит упростить процедуру открытия нового предприятия. Конечно, можно спорить по поводу эффективности предлагаемых правительственными чиновниками мер по снижению административных барьеров, но нельзя не отметить как положительную тенденцию попытку ослабить барьеры для входа и выхода фирм на отраслевые рынки. Вместе с тем, прежде чем снижать уровень административных барьеров, необходимо подготовить гражданское общество к процедуре их устранения.
2. РОССИЙСКИЕ ФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ
2.1. Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках в России
В России введение в деловой и правовой оборот термина «административные барьеры» произошло на рубеже 1995–1998 годов. В тот период в нашей стране преимущественно писали и говорили о проблемах развития малого предпринимательства: правовых, экономических, политических. Содержание отдельных проблем подразумевало наличие административных барьеров в отечественной экономике [2, c.130].
Массовое проникновение на рынок некачественных и опасных товаров, а также лавинообразное развитие рынка услуг привело к тому, что меры, по сути своей исключительного характера, прежде всего, сертификация и лицензирование, стали применяться для контроля основной массы товаров и услуг. Такие масштабы входного контроля могли иметь только два возможных последствия. Если бы контроль осуществлялся реально, то с высокой вероятностью возникли бы запретительно высокие издержки ведения хозяйственной деятельности, что в крайнем случае могло привести к практически полной остановке товарооборота. Однако на практике оказалось невозможным создать реальные механизмы контроля качества товаров и услуг именно из-за чрезвычайно широкого поля применения подобных механизмов. Реальный контроль качества был подменен контролем за бумагами. То есть фактически административные барьеры превратились в покупку права заниматься той или ной деятельностью или продавать тот или иной товар.
В качестве примера
подобного выхолащивания
Подобная "торговля правом" может принимать различные формы. Во-первых, ее могут осуществлять государственные органы (система регистрации юридических лиц). Во-вторых, "барьерные" доходы могут поступать в частные коммерческие структуры. В большинстве случаев и та, и другая схема предполагает закрытую монополию, конкурентным является только рынок услуг обязательной сертификации. Понятна заинтересованность "операторов барьеров": закрытая монополия, как правило, предполагает сверхвысокую рентабельность барьерного бизнеса. Себестоимость голограмм, которыми в обязательном порядке маркируется аудио- видео- и компьютерная техника, составляет 0,8 цента (около 2,3 коп.). Предпринимателям голограммы продаются по цене 5 руб. 83 коп. Даже если предположить, что накладные расходы по ввозу и распределению голограмм впятеро превышают себестоимость, несложно подсчитать, что рентабельность этого "бизнеса" составляет более 4000%.
Барьерные платежи носят характер экономической ренты. В значительном числе случаев рента присваивается конкретными экономическими агентами, которым передано эксклюзивное право на доходы от системы. Кроме того, сложность прохождения барьера может приводить к развитию рынка посреднических услуг. Такая ситуация является типичной для регистрации юридических лиц. При этом сложно сказать, являются ли подобного рода услуги рыночным способом снижения трансакционных издержек либо способом извлечения ренты, основанным на эксклюзивной связи с основным "оператором барьера", например, государственным регистрирующим органом.
Стоит также отметить, что создание входных барьеров приводит и к росту издержек предпринимателей, связанных с текущим контролем. Контроль за наличием или отсутствием определенных бумаг представляет собой привлекательное поле деятельности для проверяющих. Соответственно растут и издержки проверяемых, связанные с непроизводительными затратами времени и "теневыми" выплатами
Такая система функционирования барьерного регулирования приводит к "эффекту блокировки" (lock-in effect): любые попытки отменить определенные входные барьеры наталкиваются на сопротивление заинтересованных групп внутри государственного аппарата и коммерческих структур, делающих бизнес на "барьерах". Кроме того, в ведении новых барьеров заинтересованы не только те, кто снимает ренту непосредственно с этого барьера, но и те, кто осуществляет текущий контроль. Так что тенденция к расширению барьерного регулирования связана не только с неэффективностью существующих барьеров, но и с прямой экономической заинтересованностью групп специальных интересов.
Понятно, что фирмы и организации, действующие в этой сфере, заинтересованы в расширении барьеров. Так, первоначально при обсуждении необходимости маркирования продукции защищенными знаками соответствия предполагалось маркирование 12 товарных групп, в окончательном варианте Постановления Правительства №601 осталось только аудио-, видео- и компьютерная техника. При этом в соответствии с текстом Постановления это "первая группа товаров", неоднократно выдвигались предложения о ее расширении.
Неэффективность системы барьерного регулирования и прямая заинтересованность получателей рентного дохода приводит к мультипликации барьеров, введению дополнительных способы контроля и регулирования. Так, недостаточная эффективность системы сертификации привело к тому, что в регионах в дополнение к федеральной системе сертификации (и в нарушение соответствующего федерального законодательства) стали вводиться местные дополнительные системы идентификации некоторых товаров, затем было введено общегосударственное голографическое маркирование отдельных видов продукции (Постановление Правительства №601), Однако новые барьеры также оказываются неэффективными по изложенным выше причинам.
Рассмотрим основные виды административных барьеров в современной России.
1. Административные барьеры при получении права на осуществление хозяйственной деятельности. Прежде всего, речь идет о запретах на занятие предпринимательской деятельностью. Конституция РФ провозглашает, что в нашей стране можно осуществлять любой, не запрещенный законодательством вид деятельности. Однако имеется указание на то, что запретить заниматься тем или иным видом предпринимательской деятельности может любой акт законодательства. Это означает, что норму, закрепленную и гарантированную Конституцией, может ограничить более низкий по юридической силе нормативно-правовой документ.
Кроме того, закон или другой акт законодательства не содержит требований к процедуре установления запрета на занятие тем или иным видом предпринимательской деятельности, нет и единого перечня таких видов деятельности. Имеющиеся же запреты носят преимущественно разрозненный характер и не всегда доступны для предпринимателей.
Сохраняются административные барьеры и при государственной регистрации предпринимательской деятельности. Введена регистрация по принципу «одного окна», что существенно упростило прежний порядок приобретения статуса хозяйствующего субъекта. Однако и новый порядок регистрации обременен определенными издержками, среди которых следует отметить:
– нарушение сроков регистрации;
– трудности с подготовкой отдельных документов, входящих в регистрационный пакет;
– сохраняющуюся практику принудительных выплат на различные социальные нужды.
Чтобы обойти регистрационные барьеры, предприниматель вынужден обращаться к посредникам, в лице которых могут выступать как коммерческие структуры, так и предприимчивые чиновники регистрирующего органа, оказывающие свои услуги за определенную плату.
Такие виды государственного регулирования, как лицензирование и сертификация, носят ограничительный характер, в связи с чем, в идеале, они должны применяться лишь в исключительных случаях, когда какая-либо деятельность или ее продукт несут в себе определенную угрозу для безопасности или жизнедеятельности общества. В действительности же эти инструменты государственного регулирования используются неоправданно широко, в результате чего они в большей своей части превратились в контроль «за бумагами», в способ давления на предпринимателя.
Кроме того, при получении лицензий и сертификатов наши предприниматели вынуждены собирать огромное количество требуемых документов и нести немалые финансовые издержки, включая зачастую и теневые выплаты. Нарекания вызывают также растягивание сроков прохождения процедур, дублирование или подмена инструментов регулирования (например, на один и тот же вид деятельности требуется получить лицензию и пройти обязательную сертификацию).
Наряду с вышеуказанными мерами свободу осуществления предпринимательства ограничивает разрешительная система. В отличие от лицензирования и сертификации процедура введения и применения этого инструментария регулирования законодательно не закреплена. Наиболее широко он используется в сфере торговли, по сути дела подменяя лицензии. Разрешения на торговлю табачными и алкогольными товарами называют лицензиями; сборы, взимаемые за право торговать, называют лицензионными; ответственность за осуществление торговли без разрешительного свидетельства – как за деятельность без лицензии. Здесь присутствуют практически все атрибуты лицензирования: специальные требования и условия, специальный орган контроля, специально устанавливаемая плата за право осуществления деятельности. Однако торговля не включена в перечень лицензируемых видов деятельности, отсутствует и ссылка на уровне закона о легальности применения подобной меры регулирования. В результате торговля на сегодняшний день является у нас одним из самых зарегулированных видов деятельности: к ней предъявляют требования о наличии специальной материально-технической базы и высокого минимального размера уставного фонда, применяют ограничения в реализации и приобретении товаров, высокую степень бумажной волокиты (введение различного рода расписок), постоянный контроль со стороны налоговых и других органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Такого рода меры ведут, как правило, к сокращению поступлений в бюджет налоговых платежей, ликвидации значительного числа предпринимательских структур, уходу большей части капитала «в тень».
2. Административные барьеры при получении доступа к материальным ресурсам. Предприниматель, осуществляющий производственную деятельность, постоянно нуждается в приобретении сырья, материалов и комплектующих изделий (лес, металл, алюминиевый профиль, электроника, двигатели, ткани, фурнитура, пищевые добавки и т.д.). Однако в последнее время доступ к таким ресурсам существенно усложнился по следующим причинам:
- Существуют административные ограничения на свободное приобретение сырья, которые отражаются на себестоимости готовой продукции и делают ее неконкурентоспособной (зачастую именно в ценовом плане).
- В настоящее время существует проблема двойной уплаты НДС. Так, оптовые торговые предприятия освобождены от уплаты НДС при импорте сырья – его уплата перекладывается на плечи производителя, закупающего этот товар, который облагается НДС дважды: при производстве и при переработке. Это, в свою очередь, увеличивает издержки официальной деятельности покупателей данного ресурса и усиливает выгоды теневой деятельности, где цены ниже.
- Согласно действующему законодательству, хозяйствующие субъекты расчеты между собой могут производить исключительно безналичным путем, хотя реализовывать товар перечислением на территории республики могут только оптовые фирмы. Между тем оптовики сориентированы, прежде всего, на крупных потребителей, а производители – это в основном предприятия малого и среднего бизнеса, работающие с небольшими объемами сырья, но испытывающие потребность в более широком ассортименте. Ни одна оптовая фирма не в состоянии обеспечить производителей необходимым разнообразием сырья, материалов, комплектующих, фурнитуры и т.д.4 Эти проблемы могли бы решать мелкооптовые фирмы, для деятельности которых правовое поле разработано не до конца.
- Реальный рынок предложений сырья и материалов сосредоточен в сфере наличных платежей. Причем наличные платежи осуществляются через розничную торговлю или через фирмы. Производителю, как известно, запрещено покупать за наличный расчет. Складывается ситуация, когда по закону одни не могут продать, а другие – купить. В результате, чтобы сохранить производство, рабочие места и т.д., производитель вынужден обходить закон, т.е. использовать возможности внебанковского оборота.
3. Административные барьеры при осуществлении текущей хозяйственной деятельности. Немалые издержки несут предприниматели в связи с текущим контролем хозяйственной деятельности. Это и прямые затраты на уплату штрафов, и «отступные» проверяющим, и непроизводительные затраты времени. Практически все предприниматели считают, что в деятельности проверяемого всегда можно найти нарушение, так как наверняка найдется неправильно заполненный или будет отсутствовать «нужный» контролеру документ. Это признают и контролирующие инстанции. Суммы «отступных» варьируются от характера, степени тяжести правонарушения, а также от финансового состояния проверяемого. Весьма существенными остаются непроизводительные затраты времени. Хотя плановые проверки по закону должны проводиться не чаще одного раза в год и продолжаться не более 30 календарных дней, предприниматели указали в ходе опроса, проведенного в рамках исследования, что в среднем за год они «переживают» более 4 внеплановых проверок, в том числе со стороны налоговых органов (31% опрошенных), со стороны милиции (25%), пожарной службы (35%), санэпидстанций (27%), прокуратуры (28%), банков (12%).
Информация о работе Административные барьеры на отраслевых рынках